В семьях, где родители не устанавливают четких норм поведения, используют вид искаженного воспитания типа гипоопеки, когда дети предоставлены самим себе, либо непоследовательность воспитания, когда за один и тот же поступок ребенка могут похвалить и наказать, жесткий стиль воспитания и некоторые другие формы приводят подростка к повышению риска скатиться в наркоманию и алкоголизм. Отношения в семье, основанные на любви, принятии и понимании друг друга, на демократическом контроле, формируют барьеры, предотвращают тягу подростка к алкоголю и наркотикам.
Антисоциальное поведение и гиперактивность
Этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, существует большая вероятность того, что в юности будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.
Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к нему. В семьях, где родители, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют, при этом еще и приобщая детей, риск стать алкоголиками и наркоманами резко возрастает.
Неуспеваемость
Начиная с 5-6-х классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками, ингалянтами.
Отсутствие желания продолжать обучение в школе
Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам.
Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками
Это один из надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют ли место другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, злоупотребляет алкоголем.
Положительное отношение к алкоголю и наркотикам
Когда дети считают, что от спиртного нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с «хорошо проведенным временем», существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать и использовать наркотики.
Исследования показали, что сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Например, когда имеются два фактора риска, существует приблизительно в 4 раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения. Когда налицо четыре фактора, риск злоупотребления наркотиками возрастает в 10 раз.
Факторы защиты
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от этого их удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:
1. Чувство юмора.
2. Внутренний самоконтроль, целеустремленность.
3. Важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый «трезвый» подросток, и учитель).
4. Привязанности к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков:
преданность и близость;
обязательства перед социальной группой и возложение на нее надежды;
убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе (семья, школа) нравственные ценности;
условия, способствующие возникновению привязанности;
возможность активного участия в работе социальной группы, учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении, успешное овладение необходимыми навыками; признание и одобрение правильных действий.
В помощь классному руководителю
Разделите класс на четыре-пять групп. Пусть каждая группа займется подготовкой сообщения по одной из тем (алкоголь, курение, марихуана, наркотики – отдельные виды). Затем каждая из групп сделает сообщение с привлечением подготовленных плакатов, инсценировок и т.п.
Темы дискуссий в классе
Какое влияние оказывают алкоголь и другие наркотики на такие виды деятельности, как занятия музыкой, поэзией, театром, в целом на творческий процесс?
Как скажется на вашей жизни в семье, школе то, что вы начнете употреблять алкоголь, курить? Что почувствуют ваши родители, если узнают об этом?
Как можно продуктивно проводить вечера и выходные дни без табака и спиртного?
Как можно адекватно отказываться от предложений попробовать легальные и нелегальные наркотики?
В чем курение и алкоголь делают людей непривлекательными?
Какие виды деятельности особенно опасны после употребления алкоголя?
Как влияет допинг на здоровье спортсменов?
Какую помощь могут оказать подростки своим сверстникам, которые употребляют наркотики, алкоголь?
Мозговой штурм
Цель: при помощи этого метода определяют уровень знаний и основное направление интересов участников группы. Спонтанно собранная информация служит основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.
Материал: карточки и ручки, большая доска, на которую можно прикрепить листки кнопками, кнопки или большой лист ватмана и клей.
Временные рамки: 60-90 минут.
Проведение: каждый член группы получает от трех до шести карточек (в зависимости от количества человек в группе). На каждой карточке записывается понятие, которое спонтанно ассоциируется, например, с темой «Наркомания и наркотики». Карточки раскладываются так, чтобы всем было видно, и зачитываются вслух. Теперь понятия надо сгруппировать по темам и по возможности подобрать понятие, характеризующее всю группу (например, «виды зависимостей», «причины зависимости», «последствия», «возможности помощи», «чувства», «способ приобретения», «места, где потребляют наркотики» и т.д.). Затем карточки прикрепляют к доске или на бумагу. Результат используется как основа для дальнейших дискуссий.
Вариант проведения: возможен также вариант, когда понятия, называемые участниками, записываются на доске. Каждый участник группы выбирает несколько понятий, которые ему особенно понравились, и пишет на эту тему историю. Либо участники выбирают понятия, затрагивающие их лично, чтобы обратиться к своим собственным качествам, которые могут привести к зависимости, и, возможно, рассказать об этом группе.
Интервью с партнером
Цель: уровень знаний и направленность интересов участников группы можно определить и при помощи интервью, которое партнеры берут друг у друга. При работе в маленьких группах поставленные вопросы решаются более интенсивно и создается основа для заключительной групповой дискуссии.
Материал: анкеты и ручки для всей группы, доска или плакат.
Временные рамки: 90-120 минут.
Проведение: участники делятся на группы по два человека и берут друг у друга интервью при помощи подготовленной анкеты (30-45 минут). Интервью необходимо проводить таким образом, чтобы по возможности не мешать другим участникам. Каждый интервьюирующий представляет результаты всей группе, при этом результаты записываются на доске или плакате. Теперь, пользуясь названными пунктами, члены группы могут определить, какими темами они хотели бы заниматься.
Один из учеников начинает интервью, задавая первый вопрос; затем по этому же вопросу его интервьюирует его партнер. Таким образом, вы задаете друг другу по очереди все вопросы.
Пожалуйста, записывайте ответы вашего партнера:
1а. Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда ты слышишь слова «наркомания» или «зависимость от наркотиков». (Другие темы «Курение», «Алкоголизм»).
1б. Не мог бы ты вспомнить о чувствах, которые ты испытываешь по этому поводу?
2. Какие зависимости и наркотики ты знаешь? (Другие темы: «Сигареты», «Алкогольные напитки»).
3. Как ты считаешь, почему человек становится наркоманом, заядлым курильщиком, алкоголиком?
4. Считаешь ли ты, что такие зависимости, как наркомания, алкоголь, курение или другие, играют роль и в твоей жизни?
5. Приходят ли тебе в голову вопросы в связи с темой «Наркомания и наркотики» («Курение», «Алкоголь»), которые нам следовало бы обсудить на семинаре?
Незаконченный рассказ
Цель: выявление информированности подростков о наркотических веществах и их отношении к этим веществам.
Материал: бумага, ручки.
Временные рамки: 60 мин.
Проведение: каждому участнику группы дается карточка с описанием начала ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое вещество. Окончание ситуации отсутствует – его необходимо дописать самому учащемуся.
Задание: внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы вы были на месте героя:
«У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой» и предлагал нам тоже его попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «ловит кайф» и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую».
Обсуждение: необходимо оценить характер окончания рассказа, а также отношение – отказ или проба наркотика, используемую терминологию.
Упражнение с карточками, на которых написаны высказывания
Цель: это упражнение развивает способность аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.
Материал: набор карточек (формат 11) с высказываниями. Временные рамки: 60 минут.
Проведение: участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями). Разнообразие тематики высказываний дает ученикам приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение», «Алкоголизм».
Дается примерно 10-15 минут, чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные моменты.
При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым ученики затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.
Возможные высказывания:
Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.
Наркотики – это повседневность для нас, подростков.
Алкоголь хуже, чем гашиш.
Алкоголь – это средство, от которого можно стать зависимым.
Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной, экзаменом.
Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманами.
Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.
Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.
Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.
Иметь возможность достичь состояния опьянения – одна из радостей жизни.
Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.
Тихая дискуссия
Цель: так же, как в упражнении, где используются карточки с высказываниями, тихая дискуссия побуждает участников на основании их информированности и опыта составить свое мнение и выразить его сначала письменно. Преимущество этого метода состоит в том, что в дискуссии может участвовать каждый подросток независимо от развития его вербальных способностей и его положения в группе.
Материал: большие листы бумаги, толстые карандаши.
Временные рамки: 30-45 минут.
Проведение: провокационное утверждение (см. также упражнение с карточками с высказываниями) пишется в центре большого листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечания по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение этой тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников в ходе дискуссии и ее результаты.
Провокационные тезисы:
Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков. Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками. Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь. Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов. Молодежь слишком мало информируют о наркотиках. Тому, кто стал наркоманом, не повезло.
Личность наркомана (по Рольфу Хартену)
Цель: при этом способе опроса выясняется, что не существует особой личности – наркомана, а каждый из нас обладает свойствами, которые приписываются наркоманам. Наркомания и зависимость – это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями.
Материал: подготовленные рабочие материалы, бумага, карандаши (красные, зеленые, синие), доска или большой лист бумаги.
Проведение: каждый участник получает по листу, где написаны различные черты характера. Красным карандашом надо пометить крестиком шесть черт (три положительных и три отрицательных), которые характеризуют собственную личность. Листы собирают и распределяют заново. Затем зеленым карандашом надо отметить шесть черт, которые более всего характеризуют наркомана. Листки еще раз собирают и снова распределяют. В третий раз синим карандашом следует отметить свойства, которые могут помочь не стать зависимым.
Подведение итогов: названные черты характера записываются на доске или на большом листе бумаги соответственно разным цветом для каждой рубрики, результат предлагается для обсуждения. При подведении итогов выяснится, что одни и те же черты появляются не только в одной рубрике, например, «ненадежность» можно обнаружить как при описании собственной личности, так и в рубрике «черты характера, присущие наркоману». Возникают вопросы: «Ненадежные люди являются наркоманами? Наркоманы – ненадежные люди? Куда я отнесу себя самого?» По поводу третьей рубрики, где собраны свойства, защищающие от опасности стать зависимым, участники могут выступить с собственными представлениями о профилактике наркомании и вместе поискать пути решения проблемы.
1) общительный
2) неуравновешенный
3) уравновешенный
4) осторожный
5) поверхностный
6) трусливый
7) угрюмый
8) безучастный
9) непосредственный
10) слегка удрученный
11) добродушный
12) слабовольный
13) импульсивный
14) невыносливый
15) эгоистичный
16) беспомощный
17) распущенный
18) не умеющий владеть собой
19) неприспособленный
20) умеющий владеть собой
21) строгий
22) стеснительный
23) открытый
24) чувствительный
25) уверенный
26) сдержанный
27) неуверенный
28) готовый помочь
29) ненадежный
30) обстоятельный
31) нервный
32) спокойный
33) замкнутый
34) самокритичный
35) боязливый
36) выносливый
37) меланхоличный
38) обидчивый
39) уступчивый
40) неусидчивый
41) агрессивный
42) настойчивый
43) мужественный
44) недоверчивый
45) легковозбудимый
46) самоуверенный
47) надежный
48) слабовольный
49) порывистый
50) терпеливый
Наталия ГУДОШНИКОВА, учитель граждановедения, Саранск
Комментарии