Когда учительский отпуск вместе с летними каникулами подходит к концу, может возникнуть ощущение, что самого отдыха так и не было… В разных заботах лето фактически пролетает, оставив ближе к сентябрю ощущение усталости и даже досады, что не все удалось…
У меня есть в этом случае отличный рецепт из песни про Сахалин, который работает уже второй год:
Я вижу точно – вы слегка устали,
и эта мысль давно у вас живет.
Себе скажите утром – не пора ли
вам взять билет
на первый самолет?
Вот уже два года мой отпуск заканчивается тем, что я сажусь в самолет и отправляюсь на остров-исполин – благодатный Сахалин, но не просто отдыхать. Именно здесь уже второй раз педагоги региона собираются даже с дальних островов в Южно-Сахалинске на летнюю школу «Призма». Ровно год назад я уже рассказывала на страницах «Учительской газеты» о том, как прошла премьера этого настоящего образовательного события.
Обращу ваше внимание – не мероприятия, а именно со-бытия, которое оставило яркий эмоциональный след в душе у всех его со-участников, как спикеров, так и слушателей, потому что вовлечены в него оказались абсолютно все, и самым активным образом. Ведь здесь, на Сахалине, одним из самых энергичных и молодых сообществ конкурсных педагогов и тех, кто хотел бы такими стать, руководит совершенно уникальный человек – Ольга Борисовна Чайка, председатель регионального отделения клуба «Учитель года» и победитель регионального конкурса «Учитель года Сахалинской области»-2010 в номинации «Лучший воспитатель года Сахалинской области», обладатель знака губернатора Сахалинской области «Почетный наставник». Всемерную поддержку всем идеям Ольги Борисовны оказывают коллектив Регионального центра оценки качества образования Сахалинской области (ГАУ РЦОКОСО) и его директор Наталья Анатольевна Пескова, коллектив Центра выявления и поддержки одаренных детей и, конечно, Министерство образования Сахалинской области в лице министра Анастасии Николаевны Киктевой. А команда спикеров стала тем кусочком пазла, который и собрал все составляющие в слово «Призма», которое организаторы расшифровали как «профессионализм», «идея», «знание», «мастерство», «активность».
Весь год лично я с интересом и радостью наблюдала за успехами наших сахалинских коллег, а поводов для радости было очень много: Александр Воронков стал победителем в номинации «Симпатии детей» конкурса «Воспитатель года России»-2023, Елена Мищенко – лауреатом конкурса «Учитель-дефектолог России»-2023, Ксения Карпенюк – лауреатом конкурса «Педагог-психолог России»-2023, Татьяна Кофман – победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодой руководитель ДОУ», Иван Кашкин – лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые учителя»! Не стану преувеличивать скромный вклад команды спикеров школы «Призма» прошлого года в такой значительный успех, я бы даже сказала прорыв системы образования Сахалинской области на конкурсном поприще, но действительно приятно ощущать себя причастным к таким победам, хотя и в меньшей степени, чем предводитель молодых педагогов Сахалина Ольга Борисовна Чайка! Чего стоит только придуманная Ольгой Борисовной «Битва титанов» – масштабный региональный командный конкурс, в котором финалисты «Учителя года России» разных лет, перевоплотившись в древнегреческих богов и героев, выступили уже наставниками для команд молодых педагогов! При этом ко всем активностям обязательно привлекаются еще и воспитатели, и педагоги-психологи, и дефектологи, а ведь им традиционно бывает трудно готовиться к профессиональным конкурсам, но только не на Сахалине! В этом удивительном регионе педагоги всех направлений из всех восемнадцати муниципальных образований могут получить профессиональную помощь и поддержку в дружной семье сахалинских «пеликанов» под крылом наставника Ольги Борисовны!
Весь год я не только радовалась за сахалинских коллег, но и, признаюсь, робко мечтала о еще одном путешествии на чудо-остров, понимая, что организовать «Призму 2.0» будет не так-то просто. Но, как оказалось, вполне по плечу все той же дружной команде Ольги Борисовны при поддержке Министерства образования Сахалинской области, РЦОКОСО, Центра выявления и поддержки одаренных детей, а еще IT-компании GS group и лично ее генерального директора Андрея Сергеевича Зонова. И вот педагогический десант с материка прибыл на Сахалин, что символично – в День географа, 18 августа!
Уже традиционно отдельное внимание в «Призме» было уделено воспитателям детских садов, для которых занятия проводила абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2018 Анастасия Ивановна Шлемко, настоящая легенда в дошкольном образовании! В режиме «здесь и сейчас» педагоги смогли получить ответы на все вопросы, чтобы грамотно и качественно подготовить свои конкурсные материалы и обобщить опыт работы. Авторский курс Анастасии Ивановны прошел под девизом: «Научу всему, что знаю сама, и тому, что нигде нельзя прочитать, распакую вас как педагога, конкурсанта и как личность!». Отдельно хочу поблагодарить детский сад «Жемчужина» и лично его заведующую Анну Васильевну Сафонову за гостеприимство и теплый прием участников «Призмы» на практических занятиях. Вишенкой на торте стало потрясающее учебное занятие Анастасии Ивановны по экспериментированию «Волшебная палочка», в ходе которого малыши узнали о свойствах магнита.
Одним из активных участников курса Анастасии Шлемко стал Данил Евгеньевич Титов, инструктор по физической культуре детского сада №28 «Матрешка», победитель регионального конкурса «Учитель год»-2024 в номинации «Воспитатель года», победитель Всероссийского конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют»-2021. Вот что он рассказал о своих впечатлениях: «Для меня участие в летней школе педагогов «Призма» – это всегда возможности: еще раз встретиться с педагогами, заинтересованными в саморазвитии, поделиться идеями и практиками, они нашли свое место в образовательном пространстве, а может, стали еще чьим-то инструментом в решении насущных проблем, открыть по-новому вещи, раннее казавшиеся не важными. Благодарен организаторам и партнерам второй летней школы «Призма» за эту насыщенную неделю! Очередной заряд знаний и идей получен. Отправляюсь воплощать все это в жизнь!»
А воплощать в жизнь полученные знания Данил будет уже очень скоро, ведь он представляет Сахалин на заключительном этапе конкурса «Воспитатель года России»-2024! Кстати, сахалинские финалисты всех основных педагогических конкурсов этого года тоже стали участниками «Призмы 2.0».
Вот как отзывается о школе Кристина Геннадьевна Ткаченко, учитель физики Гимназии пгт Ноглики, получившая в этом году заветную путевку в финал «Учителя года России»: «Летняя школа «Призма» – это место, которое зажигает, вдохновляет и влюбляет в свою профессию вновь! За пять дней я получила много новых знаний (особенно практических), полезных советов, опыта и стала на шаг ближе к своей цели. «Призма» – это огромный толчок в подготовке к конкурсу «Учитель года». Спасибо спикерам за консультации, советы, разборы и настрой! «Призма» – это место, которое объединяет активных, ярких, целеустремленных и горящих педагогов!»
А вот какие впечатления о «Призме» у Екатерины Александровы Хе, учителя русского языка и литературы школы №2 г. Томари Сахалинской области, финалиста Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»-2024: «Хочется поблагодарить вас за невероятные пять дней в областной школе для педагогов «Призма». Спасибо за приятное общение, понимание и поддержку, яркие моменты и гениальные идеи. Работа на протяжении этих дней в таком коллективе – это большая ценность для меня. Знаете, каждый из вас особенная, удивительная личность, которая вносит свой вклад в наше общее дело. Большое человеческое спасибо за переданный опыт и бесценные знания, ценные советы и поддержку в трудную минуту. Хочется пожелать вам оставаться такими же особенными, искренними, веселыми, хорошими людьми».
Мне трудно назвать работой то, чем занималась наша команда спикеров на Сахалине. Мы просто делились тем, чем сами живем, тем, для чего каждый день снова и снова приходим в школу, а в ответ получили массу позитива и энергии от наших коллег, ежедневную радость от общения с единомышленниками и настоящую сахалинскую сказку! Не сомневаюсь, что мои коллеги по команде – учитель географии Гимназии имени Подольских курсантов, призер конкурса «Учитель года России»-2019 Павел Евгеньевич Красновид, директор школы №636 Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Учитель года России»-2014 Денис Игоревич Рочев, а также заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Института развития образования Сахалинской области имени заслуженного учителя РФ В.Д.Гуревича, призер конкурса «Учитель года России»-2022 Зильфира Рафитовна Батырова – со мной согласятся!
О том, что мы делали в эти дни на Сахалинской земле, лучше всего расскажут участники школы, дадим им слово.
Наталья Александровна Донцова, учитель русского языка и литературы гимназии №1 имени А.С.Пушкина Южно-Сахалинска, абсолютный победитель регионального образовательного события «Битва титанов»-2023:
– «Призма» – это событие для тех, кого никак не отпускает конкурсное движение, и одновременно для тех, кого конкурс еще только позвал. «Какой урок для вас является самым сложным?» – был задан вопрос нашим спикерам. И я задумалась тоже… «После конкурса появляется совсем другое видение урока, другое его осознание», – сказал Павел Красновид. Абсолютно с ним согласна, поэтому для меня самый сложный урок – это обычный повседневный урок. Как не увязнуть с ним в рутине таких же обычных повседневных уроков, в их череде?.. «Не переставать учиться», – снова отвечает Павел. И просит у нас советов и комментариев относительно одного из своих мастер-классов, если таковые у нас возникнут. «Я показываю его впервые», – объясняет он. И на экране появляются, сменяя друг друга, фотографии Толстого, Чехова, Булгакова, Маяковского, Есенина… И я на мгновение забываю, что перед нами учитель географии.
Я всегда говорю своим ученикам, что литература не бывает без истории. Оказывается, не только литература, но и география тоже не бывает без истории, это доказал нам Павел Евгеньевич своими выступлениями на «Призме». И как органично на его уроках сосуществуют география, история и моя любимая литература! Уникальный педагог, на мой взгляд!
А что делать с детьми на уроке и в школе вообще, чтобы твой предмет и обучение в целом ученики не воспринимали как нечто скучное, сложное, однообразное? «Играть и смотреть кино!» – отвечает Юлия Капалкина и делится несколькими играми, которые она использует на своих уроках математики и которые я могу, трансформируя, применять в своей работе, ведь я тоже люблю играть с детьми на уроках! И смотреть с ними кино я также люблю, используя его в качестве образовательного поля для анализа, размышлений, для возможности критически взглянуть на окружающую действительность.
«Можно ли выучить немецкий язык за одно занятие?» – спросил нас Денис Рочев. Затея, конечно, весьма сомнительная. Но те приемы, которые предложил он, легко применимы при анализе художественных текстов, которые я изучаю со своими учениками на уроках литературы.
Что такое «Призма» для меня? Это место, куда хочется вернуться. «А возвращаться надо туда, где есть кого обнять», – сказала во время одного из своих выступлений Юлия Александровна. Безусловно, за пять дней «Призмы» таких людей в моей жизни стало больше! И я требую продолжения этого банкета!
Зоя Сергеевна Панкратова, воспитатель детского сада №1 «Родничок» г. Охи, победитель областного конкурса «Педагогический дебют»-2023:
– Вот и закончилась летняя школа для педагогов «Призма». Хочется сказать, что это невероятный опыт, знания – это то, что, несомненно, каждый унес отсюда. Но то, как перевернулось педагогическое сознание с ног на голову, надо прочувствовать лично. Данное событие абсолютно для всех, будь ты учитель или воспитатель.
А если ты еще и собираешься на какой-либо педагогический конкурс, то просто обязан попасть в эту школу, потому что тех знаний и того опыта, которыми делятся приглашенные спикеры, ты не найдешь на просторах Интернета!
А еще возможность прикоснуться к конкурсу изнутри. Увидеть свои сильные и слабые стороны. Проанализировать некий уже готовый конкурсный материал и даже разобрать его с лучшими педагогами. Поэтому, если вы собираетесь или уже готовитесь к конкурсному движению, добро пожаловать в «Призму». Это не только хороший толчок к новым свершениям, но и много другой полезной информации, которая пригодится в любом случае, а если вдруг и не пригодится, то однозначно будет над чем подумать и задуматься.
Татьяна Владимировна Ватуля, школа №4 Корсаковского городского округа г. Корсаков, лауреат областного конкурса «Учитель года России»-2021:
– Уникальная школа «Призма»… Конечно, я с радостью приняла приглашение от Ольги Борисовны, не подозревая, что это такое. Насыщенная неделя, новые люди, новые знания; я наполнилась на целый год вперед, это точно. Впитать опыт учителей всероссийского уровня, пообщаться с ними, задать вопросы, поучаствовать в мастер-классах профессионалов – все это сделали участники школы «Призма», и я в том числе. Восторг от общения, заряд от обмена опытом, наполненность от самых крутых учителей России – вот с чем я ушла из школы! «Скорее бы лето!» – подумала я. И я не об отпуске…
Кристина Геннадьевна Ткаченко, учитель физики Гимназии пгт Ноглики:
– Спасибо Денису Игоревичу Рочеву за креативный способ представления города как живого организма. Спасибо Зильфире Рафитовне Батыровой за то, что поделилась с нами, как работать над своим личным брендом педагога. Спасибо Павлу Евгеньевичу Красновиду за то, что влюбил в географию, своими мастер-классами он тронул самое сердце. Спасибо Юлии Александровне Капалкиной за то, что показала, как можно влюбить детей в математику, играть и при этом обучать, воспитывать детей на фильмах и при этом учить их размышлять. Спасибо Анастасии Ивановне Шлемко за то, что показала истинную важность воспитателей, учителям точно есть чему у вас поучиться. Спасибо Ольге Борисовне Чайке и всему коллективу Регионального центра оценки качества образования Сахалинской области за то, что собрали нас всех в одном месте, за то, что любите нас и цените!
Дарья Петровна Шкалыгина, учитель физической культуры школы №16 Южно-Сахалинска, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2023:
– Не перестаю восхищаться уровнем организации и проведения летней педагогической школы «Призма». Программа школы выстроена таким образом, что абсолютно любой педагог может для себя взять что-то полезное! Каждый мастер-класс от спикеров увлекателен, интересен, наводит на размышления и позволяет взглянуть на образовательную деятельность с другой стороны! «Призма» расширяет границы познания и подталкивает к постоянному росту и самосовершенствованию.
Лидия Владимировна Иванова, методист школы №20 Южно-Сахалинска:
– Летняя школа «Призма» закончилась в пятницу, и меня настолько накрыло эмоциями, впечатлениями, идеями, что сначала в голове было мыслей постов на пять. Решила пожалеть свою страницу и дала «Призме» в моей голове стабилизироваться
Что в итоге? Спасибо команде спикеров и Региональному центру оценки качества образования за то, что вы напоминаете учителям и воспитателям про их миссию, про ценность профессии и ценность себя в этой профессии.
Что скажу коллегам? Если вам не хочется на работу, если по какой-то причине педагогический огонь гаснет, вам на «Призму». Это место, в котором вновь влюбляешься в профессию.
А я сделаю все, чтобы вернуться в класс и сказать: «Меня зовут Лидия Владимировна, и я ваш учитель».
Особенно приятно, что наш визит помог поддержать тот самый педагогический огонь в учителях, а в ком-то, возможно, он теперь разгорелся по-настоящему. Мы это увидели в «выпускниках» прошлогодней «Призмы», которые не просто достигли уже перечисленных успехов в конкурсе, но и в этом году удивляли нас своими выступлениями! Мастер-класс Ирины Сарайкиной и Елизаветы Веприковой об экспериментах с человеческой генетикой и моральной стороне этого вопроса не оставил равнодушным никого в аудитории. Уже второй раз мы увидели выступление Данила Титова, которое сразу показало, насколько поднялся его профессиональный уровень за год, еще раз пожелаем ему покорить финал конкурса «Воспитатель года России»! А какой потрясающий педагогический stand-up про нас, команду спикеров, подготовили Дарья Шкалыгина и Елена Мищенко, рассказав про нас многое, чего не знала аудитория! На свои ассоциации с нами опиралась и Ирина Сарайкина, рассказывая о тонкостях подготовки мастер-классов, при этом немало удивив тем, как внимательно она следит за нашими соцсетями. Например, мой девиз «Ехать надо туда, где есть кого обнять» буквально ушел с ее подачи в народ и частенько упоминался в разговорах. Ну и гвоздем программы стали настоящие спортивные соревнования в стиле традиционных занятий коренных островитян – нивхов, которые подготовила для нас Дарья Шкалыгина. Кстати, команда спикеров, к нашему стыду, проиграла, уступив пальму первенства сахалинским педагогам, но это, наверное, очень правильно, ученики должны обязательно превзойти учителей, иначе зачем учить и вдохновлять…
А вдохновились в эти дни не только участники «Призмы», но и спикеры и команда организаторов. Проверить это очень просто – страницы в соцсетях полны публикаций с отзывами и надеждами на продолжение такого удачного проекта, а плейлисты пополнились песнями про Сахалин. Напевая их, мы начинаем учебный год, согреваясь мыслью о том, что далеко-далеко, на чудо-острове, живут люди, которых очень хочется обнять. А значит, будем ждать новой «Призмы 3.0» через год, для верности бросив в волны Охотского моря монетку!
Юлия КАПАЛКИНА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018
Комментарии