search
main
0

Сахалин сквозь педагогическую «Призму»

О гостях острова и тех, кто встречает рассвет первыми

Ну что тебе сказать про Сахалин? Все точно знают, что на острове нормальная погода. Так, по крайней мере, уверяет нас известная песня. Лично для меня до недавнего времени Сахалин был местом на карте, где живут жизнерадостные, всегда улыбающиеся финалисты конкурса «Учитель года России». Всегда удивляла их способность перелететь через всю страну и сразу же бодро принимать участие в конкурсных испытаниях в то самое время, когда они обычно крепко спят. Наверняка такую встроенную бодрость сахалинцам дает ощущение того, что они одними из первых встречают рассвет.

 

Именно такой слоган – «Встречаем рассвет первыми!» – сразу бросается в глаза путешественникам, прибывающим на остров самолетом, в новом терминале аэропорта Южно-Сахалинска. По удивительной случайности первый рейс, прибывший в новый терминал, привез на Сахалин спикеров первой в истории образования Сахалинской области летней школы педагогов «Призма»!

Проведение школы было давней мечтой Ольги Борисовны Чайки, председателя регионального отделения клуба «Учитель года», а также начальника отдела координации и сопровождения педагогов Сахалинской области Регионального центра оценки качества образования Сахалинской области. Она возглавляет сахалинских «пеликанов» не случайно – сама является победителем регионального конкурса «Учитель года Сахалинской области»-2010 в номинации «Лучший воспитатель года Сахалинской области», а потому под ее крылом не только учителя, но и воспитатели детских садов, а еще дефектологи, психологи и вообще творчески работающие педагоги Сахалина.

Объединить их всех непросто, перефразируя детскую песенку, мы-то знаем, что этот остров не просто обитаем. Обитаемы и Курильские острова, входящие в Сахалинскую область, а это значит, что восемнадцать муниципалитетов региона разделяет не просто расстояние, но и море. Организация любого мероприятия в таких условиях невозможна в одиночку, тем более такого масштабного, как летняя школа. За дело взялась целая команда: коллектив РЦОКОСО и его директор Наталья Анатольевна Пескова, коллектив Центра выявления и поддержки одаренных детей и его директор Ирина Васильевна Куканова. Проект поддержало и оказало всемерное содействие и Министерство образования Сахалинской области в лице министра Анастасии Николаевны Киктевой. А еще хочется поблагодарить спонсора школы – ООО «Тезона», генерального директора Дмитрия Вячеславовича Митяева и коммерческого директора Анну Анатольевну Лугину.

Почему же «Призма»? Это не дань математической составляющей спикеров в моем лице, а сочетание слов «профессионализм», «идея», «знание», «мастерство», «активность». Все, что любят сахалинские педагоги! Поэтому участники летней школы заранее добирались до Сахалина и, забыв про свой отпуск и домашние дела, на пять дней погрузились в атмосферу обучения и творчества.

Особенностью проведения школы стало то, что изначально она и задумывалась как тренинг не только для учителей, но и для воспитателей. В самом деле, им зачастую труднее, чем учителям, найти методическую поддержку при подготовке к конкурсу. Потому кто, как не абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2018 Анастасия Ивановна Шлемко, может провести интенсив для педагогов детских садов Сахалина? Задумано – сделано! В своем плотном графике Анастасия Ивановна нашла неделю, которую провела в детском саду «Лучик» Южно-Сахалинска. Она рассказала, как войти в конкурс, раскрыла понятия «мастер-класс» и «педагогическая находка», объяснила, как преподнести конкурсные материалы на суд жюри и публики, а еще показала открытое занятие с детьми детского сада и проанализировала само мероприятие. Помимо этого было много практики, где слушатели в группах создавали проект занятия на заданную тему, а затем представляли его для обсуждения.

«Мне очень понравилось быть вновь ученицей. Спасибо за шикарное обучение. Это был ценный и даже бесценный опыт. Благодарю команду организаторов за то, что выстраиваете все занятия и встречи таким образом, чтобы они были одинаково полезны и эффективны как для новичков, так и для действующих практиков» – это только один из множества восторженных отзывов о работе с Анастасией Ивановной – от Палины Собгайда, финалистки конкурса «Воспитатель года России»-2022. А сколько их еще было сказано лично спикеру!

В команде Ольги Борисовны есть еще один человек, о котором хочется сказать отдельно. Это по-сахалински энергичная заведующая детским садом «Лучик» Татьяна Сергеевна Кофман, обладающая способностью одновременно быть в разных местах: она успевала и организовать площадки для тренингов в садике, и постоянно быть рядом с молодыми учителями, ассоциацию которых она возглавляет. Кстати, в треке школы для учителей участвовала не только молодежь! Активнейшими участниками стали и учителя со стажем, в том числе и финалисты конкурса «Учитель года России» разных лет, встреча с которыми была особенно радостной. Еще одним удивительным совпадением стало участие в работе «Призмы» призера конкурса «Учитель года»-2022 Зильфиры Рафитовны Батыровой: в начале лета она переехала на Сахалин с Ямала и как раз влилась в клуб сахалинских «пеликанов».

Трудно назвать дни, проведенные на Сахалине, работой, это было просто удовольствие и настоящий праздник общения с замечательными людьми. Думаю, со мной согласятся и другие спикеры – призер конкурса «Учитель года России»-2019 Павел Евгеньевич Красновид, учитель географии Гимназии имени Подольских курсантов, и призер конкурса «Учитель года России»-2021 Дмитрий Владимирович Морозов, учитель истории и обществознания школы №85 Хабаровска.

Каждый из нас старался не просто читать умные лекции, а передать то, чем мы живем в школе, нашим сахалинским друзьям. Павел Евгеньевич рассказал о том, как бережно хранится память о подвиге Подольских курсантов в его гимназии, о создании своего школьного музея и постоянном пополнении его экспозиции, о воспитании на уроках географии, в том числе и с помощью геральдики, и совершенно покорил аудиторию ослепительной улыбкой и ораторской харизмой. Дмитрий Владимирович поделился методикой погружения в удивительный мир истории с помощью воссоздания, например, звуковой картины эпохи, а также рассказал об использовании видеоигр и привычной нам викторине «Что? Где? Когда?» в форме спортивной интеллектуальной игры.

Вот какой отзыв оставил учитель истории и обществознания Ян Павлович Ткаченко из школы №3 села Огоньки: «С самого начала ощущалась такая ламповая, теплая, уютная атмосфера! Один из ключевых моментов, который я глубоко оценил, – это индивидуальный стиль каждого лектора, подход и видение идеального мастер-класса! Особенно хотелось бы отметить характер Дмитрия Морозова, умение говорить и работать с аудиторией Павла Красновида, неутолимую и заражающую преданность и симпатию к математике Юлии Капалкиной!»

Мне было особенно приятно читать такие слова. Не в первый раз работая с совершенно нематематической аудиторией, я постаралась сделать свои занятия полезными для любого педагога. Мы на практике учились применять приложения для опроса ребят, в том числе и «Опросникум», разработанный Академией Минпросвещения России специально для педагогов; говорили о воспитательном потенциале уроков математики и о том, как сделать ее действительно увлекательной историей, а не набором формул и задач, а еще провели настоящий педагогический диктант.

Именно такое новое конкурсное испытание ждет финалистов конкурса «Учитель года России»-2023 уже осенью. Педагоги Сахалина попробовали свои силы в этом непривычном для себя занятии, проявив действительно творческие способности и глубину своей педагогической философии. Особенно запомнилась работа в стихах учителя английского языка гимназии №1 имени А.С.Пушкина Южно-Сахалинска Елены Валерьевны Чуйковой:

Дальше всех пройдет тот, кто не знает пути.

По фарватеру плыть – много легче!

Через тернии к звездам всем вместе пройти,

Опыт, мудрость вобрать – и стать крепче.

 

Действительно, эти строки подходят всем участникам «Призмы», а больше всего тем, кто решился выступить со своим мастер-классом, родившимся прямо здесь и сейчас, в дни работы школы!

Опытом проведения семейных физзарядок в детском саду поделился Данила Евгеньевич Титов, инструктор по физической культуре детского сада №28 «Матрешка» Южно-Сахалинска. Он уже является победителем областного конкурса «Педагогический дебют»-2020, победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2021 в номинации «Молодые воспитатели», но, без сомнения, впереди его ждут новые успешные конкурсные выступления.

Когда в начале мастер-класса Инны Александровны Манько, учителя биологии школы №20 Южно-Сахалинска и победителя конкурса «Учитель года Сахалинской области»-2019, на экране появился кадр из фильма «Оппенгеймер», было трудно предположить, что разговор зайдет о… митохондриях и их значении для живых организмов. Лично я получила огромное удовольствие от умения Инны Александровны находить неожиданные ходы для своего выступления и ее личного обаяния на сцене.

Фактически при нас был создан мастер-класс Ивана Александровича Радькова, учителя географии из села Восточное Макаровского района, лауреата конкурса «Учитель года Сахалинской области»-2022, победителя в номинации «Цифровой учитель Сахалинской области». Он разработал увлекательный географический квест, использовав в нем методику всех спикеров «Призмы».

Мастер-классы учителей иностранных языков мне всегда внушают опасение в том, что я ближайшие 20 минут буду напрягать все свои школьные знания языка, чтобы не опозориться. Однако выступление Данилы Андреевича Кузнецова, учителя английского языка школы №2 пгт Ноглики, лауреата областного конкурса «Учитель года»-2022, было не просто увлекательным, но и очень полезным для каждого предметника: педагог поделился своей авторской методикой создания текста на любую тему. Разумеется, делает он это обычно на английском языке, но применить эту методику можно где угодно. А вот его отзыв о работе школы: «Мощно, насыщенно и увлекательно – три ингредиента, которые сделали пребывание в школе одновременно продуктивным и легким, таким, что хотелось бы еще на недельку задержаться, но хорошего понемножку. Отдельное спасибо спикерам и низкий им поклон. Всегда удивляет, что люди, достигшие таких высот, остаются простыми и открытыми в общении. Вы научили меня и логически мыслить, и не уйти с головой в игры, оставаясь учителем, и тому, что спустя столько лет работы в школе можно так искренне болеть за свое дело!»

Одним из самых интересных событий «Призмы» были совместный выезд с молодыми педагогами на берег Охотского моря и знакомство с культурой и обычаями одного из коренных народов Сахалина – нивхов. Такой замечательный сюрприз подготовила для нас учитель физической культуры школы №16 Южно-Сахалинска и финалист конкурса «Учитель года России»-2023 Дарья Петровна Шкалыгина, представительница этого народа, проживающего на острове тысячи лет. Из глубины веков пришли обряд изгнания злых духов и ритуал кормления хозяина воды Чух-чух, в которых мы участвовали, а еще нам удалось поиграть на традиционном музыкальном бревне нивхов тятя чхарш. Тут же нас угостили традиционными корейскими блюдами, привычными для всех островитян, среди которых очень много и корейцев.

Вообще Сахалин удивителен таким гармоничным сплавом народов, культур, конфессий, мирно сосуществующих на этом уникальном «рыбе-острове». Здесь бережно хранится наследие всех народов, когда-либо проживавших на Сахалине, и с нами постарались поделиться самым сокровенным и памятным для организаторов: красивыми видами, открывающимися с останца Лягушка; дыханием моря и умиротворяющей атмосферой рыбацкого города Невельска; потаенными уголками ботанического сада в японском стиле при краеведческом музее Южно-Сахалинска и, конечно, песнями Сахалина! И сейчас, слушая «Сахалинскую зазывальную» или «Рыба-остров Сахалин», я вновь и вновь возвращаюсь на эту прекрасную землю, в гнездо сахалинских «пеликанов», вижу открытые улыбки своих друзей и чувствую себя тем самым «человеком, влюбленным в Сахалин»!

 

P.S. В день закрытия летней школы пришла замечательная весть – инициатору «Призмы» и председателю Клуба учителей года Сахалина Ольге Борисовне Чайка присвоено звание почетного наставника! И это точно не совпадение, а заслуженная награда для человека, вложившего много сил и труда не только в конкурсную подготовку педагогов Сахалина, но и в создание сообщества учителей, влюбленных и в свой чудо-остров, и в свою профессию. От всего сердца благодарим их за прием и надеемся на новые встречи!

Юлия КАПАЛКИНА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте