search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых»
0

С российской зарплатой Европу не догнать

Сергей КУЗИН, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Глобализм как одна из форм либеральной модели развития начинает влиять на все уровни образования. Но сильнее всего это воздействие ощущает на себе высшее образование, которое все более и более становится высокорентабельной сферой бизнеса с лидирующей ролью США, а значит, и полем для жесткой конкурентной борьбы. Именно этим, в частности, и было обусловлено подписание большинством европейских государств в 1999 году в Болонье Декларации об основных принципах создания европейского пространства высшего образования, к которой в 2003 году присоединилась и Россия.

Основная цель создания единого образовательного пространства в Европе – достижение сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных систем высшего образования. Для этого страны, подписавшие Болонскую декларацию, договорились реализовать четыре основных принципа: принять систему сопоставимых степеней у специалистов, получивших высшее образование (отсюда его двухступенчатость в виде бакалавриата и магистратуры), ввести единый для всех европейских университетов вкладыш в диплом (отсюда необходимость взаимопризнания университетских дипломов на основе пересмотра структуры и содержания образования), обеспечить мобильность студентов и многовариантность получения ими знаний и навыков (отсюда введение системы зачетных единиц при оценке количества усвоенного ими материала и отказ от итоговых экзаменационных испытаний) и, пожалуй, самое сложное и дискуссионное – выработать единые для всей Европы критерии оценки качества полученного высшего образования. При этом необходимо подчеркнуть, что Болонская декларация – не законодательный акт, и ее реализация далеко не всегда предполагает проведение болезненных реформ, связанных с кардинальным изменением существующих национальных систем высшего образования. Более того, в декларации заявлена готовность европейского образовательного сообщества воспринять все лучшее, что накопили национальные системы.

Поспешная реализация принципов Болонской декларации в России, по нашему мнению, может привести к целому ряду негативных или не вполне прогнозируемых последствий. Например, в некоторых странах уже наблюдается ухудшение условий труда и найма преподавателей вузов, существенное увеличение их учебной нагрузки, использование работодателями краткосрочных контрактов или контрактов частичной занятости, что приводит к понижению статуса преподавательских кадров.

Реализация принципов Болонской декларации, создание общеевропейского образовательного пространства, вероятнее всего, принесут с собой большие трудности в работе профсоюзов образования стран, вовлеченных в этот процесс. Особенно это касается стран с неустойчивой или неустоявшейся внутренней политической и социально-экономической ситуацией. К ним, несомненно, относится и Россия. На состоявшейся в марте 2006 года в Москве международной конференции, созванной по инициативе нашего профсоюза, было выдвинуто требование о необходимости признания профсоюза и его студенческих организаций полноправными и равноправными партнерами Министерства образования и науки РФ, о включении представителей профсоюза во все структуры, занимающиеся вопросами реализации Болонского соглашения. Мы по-прежнему убеждены, что эффективная реализация в России каких бы то ни было соглашений и деклараций невозможна без существенного повышения уровня социально-экономической защищенности педагогических кадров и, в первую очередь, без существенного повышения уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава, научных работников и обслуживающего персонала. Я также убежден в том, что новая реальность в области высшего профессионального образования, которая, несомненно, установится в Европе и в России после полноценной реализации Болонской декларации, таит в себе пока не осознанные нами угрозы и вызовы для наших профсоюзов, для их численности. Мы должны осознать, что борьба за повышение заработной платы всем в условиях заключения индивидуального, а тем более фактически временного трудового договора (контракта) с каждым преподавателем, будет абсолютно неэффективной и, более того, комичной. Мы уже сегодня должны думать о путях кардинального изменения содержания и структуры коллективных договоров в вузах и Отраслевого соглашения с Минобрнауки РФ. Мы не сможем, если хотим оставаться серьезной организацией, не участвовать в формировании бюджета вуза, тем более в условиях его работы в новом юридическом статусе автономного учреждения. Перед профсоюзом непременно встанет задача расширения основных направлений деятельности. Это будет связано как с вопросами формирования содержания образования и государственных образовательных стандартов, так и с поисками новых путей и форм дополнительной социальной, материальной и даже моральной поддержки работников и студентов. Мы не можем, наконец, не потребовать от государства, подписавшего Болонскую декларацию, вместе с выравниванием систем высшего образования выровнять и сопоставить со странами Европы степень социально-экономической защищенности и условия труда преподавателей и студентов наших университетов и институтов. Эта и многие другие проблемы настойчиво требуют нашего внимания, и чем дальше, тем больше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте