search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

С потребительским отношением к природе нужно заканчивать

Наш Московский музей образования пользуется популярностью. Но наша основная аудитория – начальные классы. Почему? Потому что с пятого класса у ребенка начинается отторжение: его перегружают знаниями. Что сейчас происходит в образовании? Студенты 1-го курса пишут диктант 8-го класса на «два». А если провести ЕГЭ среди чиновников Министерства образования и науки РФ?

Я убежден, что сегодня детям нужно давать  базовое образование,  чтобы  они почувствовали вкус к знаниям, чтобы хотели учиться, узнавать новое, использовать полученные знания.В физике есть эффект Допплера. В школе это изучают, пишут формулы, рисуют кривые, но дети не понимают, что это такое. А этот эффект звука – изменение частоты волн – постоянно в нашей жизни наблюдается в изменении тона звука проезжающей мимо машины, мы каждый день сталкиваемся с ним. Школьные знания не должны быть оторваны от жизни.В мою бытность  руководителем Гособразования СССР меня критиковали, что из выпускников педвузов только чуть больше половины идут в школу, остальные становятся редакторами, журналистами, секретарями. Дескать, зачем столько людей учить в педагогических вузах? Но разве это плохо, ведь они формируют прослойку интеллигенции. Меня лично совсем не смущает большое количество образованных людей в нашем обществе. Ведь извечным вопросом остается вопрос о смысле жизни. Сейчас мы потребляем у природы больше, чем она может восстановить. Если природа будет ухудшаться, то это  для всех. Если не будет хватать воды, то это для всех. Должна быть общая задача: обустроить мир для всех. Когда говоришь: «Ты куришь, парень, через сорок лет у тебя будет рак легких», он смеется: «Ха, через сорок лет…» Для него отдаленная угроза не угроза.Что происходит сейчас в обществе и в мире в целом? Хозяйственная деятельность человека, приобретая глобальный характер, начинает оказывать ощутимое влияние на процессы, происходящие в биосфере, и  она теряет способность к самовосстановлению. Несбалансированные взаимоотношения общества и природы (нерациональное природопользование) приводят к экологическому кризису и даже к экологической катастрофе.Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия. Нарастание экологической напряженности из-за истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды проявляется и в социальной сфере. Глобальный экологический кризис современности характеризуется нарастающей нехваткой продовольствия в мире, ростом заболеваемости населения, возникновением новых болезней, миграцией населения, возникновением военных конфликтов. Эти  причины глобального экологического кризиса связаны с потребительским отношением человека к природе, последствиями научно-технической революции, а также недостаточным уровнем экологического образования и просвещения. Сегодня изъятие из природы продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей человека, превышает способности природы их восстанавливать. Несмотря на все успехи современной науки и техники, уровень современного производства продуктов потребления в сравнении с природными процессами остается крайне несовершенным: выход полезного продукта из сырья, изымаемого из природы, не превышает 10%. Это означает, что из 100 кг сырья мы извлекаем 10 кг полезного продукта, возвращая в окружающую среду 90 кг вещества в виде отходов. Население Земли численностью более 6,6 миллиарда человек оказывает огромную антропогенную нагрузку на атмосферу. В первую очередь это относится к выбросам главного побочного продукта современной энергетики  – диоксида углерода. Нарушение баланса диоксида углерода в природе ведет к нестабильности климата, возрастающему количеству ураганов и наводнений, повышению температуры выше пределов, оптимальных для существования людей. Потепление климата привело к тому, что за последние 40 лет толщина арктического льда уменьшилась более чем на 40%. В ближайшие 50 лет, по мнению ученых, в летние месяцы ледовый покров в Арктике будет исчезать. Это связано с риском таяния материкового льда и повышения уровня океана. В результате промышленной деятельности человека стало заметнее истощение в стратосфере озонового слоя, защищающего жизнь на Земле от ультрафиолетового излучения. И положение усугубляется.Неудивительно, что треть людей на Земле недоедают, имеют пониженный по отношению к норме вес, страдают от болезней, имеют низкую продолжительность жизни. Большое количество людей умирает от голода и его последствий. В то же время треть человечества переедает и страдает от болезней, связанных с избыточным весом. В основе идеологии современного общества лежат свободное предпринимательство и извлечение прибыли. Фактически на Земле в настоящее время существует потребительское общество, в котором удовлетворение сиюминутных желаний определяет его развитие. Необходимо изменение пути развития цивилизации в наиболее короткий срок. Большинство ученых считают, что именно XXI век должен стать поворотным событием в истории цивилизации,  что необратимые изменения в природе произойдут в середине этого века. ООН создала специальную комиссию «Наше общее будущее». Эта комиссия выработала концепцию устойчивого развития, в основе которой лежат идеи улучшения качества жизни людей текущего поколения, не лишая последующие поколения таких же возможностей. Условие достижения устойчивого развития – его осуществление в пределах несущей емкости биосферы – в пределах ее самовосстановления. Речь идет о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живых организмов на Земле. Главная мысль концепции устойчивого развития состоит в необходимости гармонизации отношений человека, общества и природы, их согласованных изменений, коэволюции. Это должно привести не только к улучшению качества жизни людей, но и к сохранению биоразнообразия в природе. По сути, у концепции устойчивого развития нет разумной альтернативы. В марте 2005 года министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования в интересах устойчивого развития, что положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 гг.). В России в апреле 1996 года была утверждена концепция, в которой образование рассматривалось как важнейший фактор устойчивого развития. Экологическая доктрина РФ (2002 г.), а также Экологическая доктрина города Москвы (2005 г.) предусматривают создание системы образования в интересах устойчивого развития. Перед школой стоят задачи переосмысления содержания образования  для наиболее эффективной подготовки выпускников для жизни в современном обществе.Перед человечеством встала нелегкая задача – осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы, а это требует изменения многих стереотипов в поведении людей, механизмах экономики и социального развития. Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества. Добиться реализации поставленных целей можно на основе реализации идей личностно ориентированного обучения:- личностно ориентированные подходы в образовании должны в первую очередь обеспечить целостное развитие личности. Поэтому образование в равной степени должно заботиться о развитии творческих, интеллектуальных, духовных, социальных качеств каждого учащегося;- центральное звено учебного процесса  – самостоятельная образовательная деятельность учащихся, а не пассивное овладение знаниями. При этом важную роль играет не только овладение знаниями, но и применение этих знаний на практике. Особую важность приобретает тесная связь обучения с жизнью, предполагающая четкое осознание, где и каким образом полученные знания могут быть использованы на практике;- преподавание не главное в деятельности учителя. Учитель выступает не столько как источник знаний и контролирующий субъект познания,  сколько как координатор, организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся;- активность субъектов познания заключается в первую очередь в способности адекватно оценивать существующее положение дел, в ответственности за результат обучения;- активные и интерактивные формы обучения предполагают общение между субъектами познания;- дифференциация обучения с учетом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса в той или иной области, особенностей восприятия информации  обязательно должна  опираться на предшествующие знания и опыт;- обучение  должно осуществляться в сотрудничестве, тут важны использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии.Образование для устойчивого развития представляет собой в целом интегративное направление, цель которого – помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Павка Корчагин говорил: надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Так что у каждого из нас должна быть в жизни цель: прожить так, чтобы сохранить нашу цивилизацию, развивая ее, нашу природу, мир, передать потомкам. Ведь педагоги – уникальные люди, наше достояние. Желаю нам всем удачи в  нашем нелегком деле!Геннадий ЯГОДИН, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии образования,  директор Московского музея образования МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте