Впервые Дмитрия КОЛЯДЕНКО я увидела полгода назад в Тюмени на областном этапе конкурса «Учитель года-2012». Уже тогда меня поразила его твердость и цельность характера. Совсем молодой человек, тогда ему еще и двадцати пяти не исполнилось, уверенно, шаг за шагом, шел к победе. Причем делал это легко, естественно, что свойственно в основном талантливым, ярким людям.
Древние были мудрыми людьми, они понимали: закаляя тело, человек укрепляет душу. Характер Дмитрия сформировался в многолетних занятиях восточными единоборствами, в напряженных спортивных состязаниях. Ими Дима всерьез увлекся в студенческие годы. Причем освоил сразу несколько видов спорта – дзюдо, тейквондо, кудо, бокс. Благо Тюменский госуниверситет может гордиться своими спорткомплексами, так что у студентов есть возможность выбирать любую секцию, какая по душе. Кстати, помимо единоборств Дима еще и на лыжах бегает вполне прилично, впрочем, для северян это так же естественно, как умение плавать для тех, кто живет у моря. Родился Дмитрий в Тюмени. Однако сразу после рождения сына его родители переехали на Север, в город Кайеркан (сейчас это район Норильска). Именно Кайеркан Дмитрий считает городом детства. – Там я пошел в первый класс, там остались мои друзья, и вообще Север – удивительный край, где нет места черствым и равнодушным людям. Действительно, неравнодушие, умение болеть душой за каждого ребенка, особенно за проблемного, педагогически запущенного подростка, наверное, одно из примечательных качеств характера Дмитрия Юрьевича. Часто эти «трудные» состоят на учете в детской комнате милиции, бродят по подвалам, курят и пьют пиво. Дима умеет заинтересовать этих потерявших веру во взрослых подростков, переориентировать их, увлечь настоящим мужским делом. Кстати, педагогическая работа у Димы началась задолго до того момента, как он получил диплом преподавателя физики. С 18 лет Коляденко начал работать в детском клубе «Грант» инструктором по добровольной военной подготовке, одновременно обучал ребят стрельбе в Тюменской городской федерации стрелкового спорта. Затем устроился в 83-ю школу, где вел секцию тейквондо для 6-7-летних малышей. Потом была работа тренером по рукопашному бою в 17-й школе, а чуть позже по кудо в 16-й городской гимназии, директор которой Наталья Александровна Филиппи, в прошлом его учитель, предложила Дмитрию преподавать физику. Парадоксально, до этого момента Дмитрий не видел себя в роли школьного учителя.- Когда я поступал в Тюменский госуниверситет на физический факультет, то, честно скажу, идти в школу не собирался. Думал работать в сфере высоких технологий или телекоммуникаций. Все решилось на пятом курсе, во-первых, многое в моих взглядах на жизнь поменяла педпрактика, когда я понял – мне интересно не только быть тренером, но и учить детей физике, но не буду скрывать, решающим был момент, когда Департамент образования пообещал решить мои жилищные проблемы, на третий год работы мне предоставили служебную однокомнатную квартиру…Слушая Дмитрия, я вспомнила, как отзывалась о нем его коллега по 16-й гимназии Елена Володина, кстати, лауреат Всероссийского конкурса в 2008 году:- Если попытаться выразить одним словом самое главное в нем, сущностное, я бы сказала «цельный», не изменяющий своим жизненным принципам, представлениям о чести и достоинстве, которые для него незыблемы, и потому так часто отстаивающий их с открытым забралом… Внешне всегда спокойный, сосредоточенный и сдержанный, без лишних жестов и эмоций, будто сдерживаемых панцирем воли, он внутренне всегда в поиске. Ему интересно узнавать, открывать, постигать. Все новое, неизведанное, неосвоенное. …По гороскопу Дмитрий Близнецы, наверное, поэтому ему совершенно легко и естественно вести сразу два предмета в своей 16-й гимназии – у малышей физическую культуру, а у старшеклассников физику. Два мира, две стихии! На уроках физики он более демократичен, старается, по его собственным словам, придерживаться гуманного подхода, а вот на тренировках более строг и требователен. – Это требование безопасности и условие достижения высоких результатов. Но у каждого из моих учеников есть возможность высказаться, оценить свои успехи после тренировки, неудачи стараемся анализировать все вместе… В будущем педагог мечтает руководить спортивным центром, специализирующимся на единоборствах и фитнесе.Стремление к социальной справедливости, нежелание мириться с тем, что сегодня между богатыми и бедными огромная пропасть, что не всегда у подростков из необеспеченных семей есть возможность заниматься спортом, привели Дмитрия в ряды КПРФ. Почему не в ряды «партии власти»? – подумала я, но спрашивать Дмитрия Юрьевича об этом не стала. Ведь выбор партии, как и веры, религии – дело сугубо личное. Убеждения ли это, сложившийся взгляд на жизнь, гражданская позиция, либо романтика молодости, или отсутствие в человеке карьерных амбиций – покажет время. Поразительно, что этого времени Диме пока еще хватает на все, наверное, помогает привычка спортсмена умело планировать свои дела и железная сила воли. Правда, ему часто бывает жалко тех часов, которые уходят на бесполезное бумаготворчество.- Обидно, что учителю часто приходится выполнять мартышкин труд: отчеты, опросы, кипы бумаг, которые никто ни разу не прочитает. Для кого и для чего все это? То, что наставником Дмитрия Коляденко стала блестящий учитель русского языка и литературы Елена Володина, которая с недавних пор работает в Тюменском областном институте развития регионального образования, где теперь активно занимается подготовкой молодых педагогов к конкурсу, не могло не сказаться на его открытом уроке в Липецке. Он весь пронизан образами, в какой-то степени даже поэзией. Физика, убежден Дмитрий Юрьевич, наука философская, метапредметная, она открывает детям естественно-научную картину мира. Ее изучение тесно связано с текстом, художественным образом. Даже сама формулировка темы урока «Конструирование личностно-смыслового пространства урока физики» наталкивает ребят на мысль, что существуют видимые и невидимые связи научного знания с художественым. А в результате в завершение урока учитель вместе с ребятами приходит к, казалось бы, неожиданному для урока физики выводу: весь мир – текст, образ художественный, образ в душе и материализованный в слове тесно взаимосвязаны друг с другом.Впрочем, дело не только в «филологическом» влиянии Елены Николаевны, но и в давнем пристрастии Дмитрия к чтению художественной литературы, особенно фантастики и фэнтези.- Сейчас я дочитываю последнюю книгу трилогии Толкиена «Властелин колец», перечитал чуть ли ни всех Стругацких, на моей книжной полке стоят Станислав Лем, Айзек Азимов, Сергей Лукьяненко. Неизгладимое впечатление на меня произвел роман Френка Герберта «Дюна», я читал его именно тогда, когда в Тюмени проходил областной конкурс «Учитель года-2012». Мне интересны и современные российские и зарубежные авторы – Виктор Пелевин, Чак Паланик, Дуглас Коупленд. Когда-то в школе читал его «Generation X». Помня суждение одного моего старшего товарища о том, что книга будет понятна позднее, с опытом, считаю, – рассказывает Дмитрий, – наступил тот самый момент, когда следует перечитать ее. Одарен педагог Коляденко и музыкальными способностями. Он поет, хорошо владеет гитарой, используя ее в прямом и переносном смысле как инструмент общения со своими воспитанниками. На конкурсных заданиях в липецкой гимназии №12 , «разговаривая» с учениками и «беседуя» с родителями, гитара помогла ему найти путь к сердцу собеседников и членов жюри. Еще один сильный конек Дмитрия Коляденко на обычных и конкурсных уроках – виртуозное владение информационными технологиями, причем на оборудовании новейшего поколения, которыми благо Тюменский регион оснащен в полной мере. Здесь заслуга и самого учителя – современного, пытливого, мобильного, а также тех, кто помогал молодому специалисту расширять и углублять горизонты знаний, в том числе и при подготовке к творческому конкурсу. А этим, как известно, уже не первый год серьезно занимается команда суперпрофессионалов под руководством Ольги Ройтблат, ректора ТОГИРРО, народного учителя России, большого радетеля конкурсного движения….Конкурс, как правило, меняет людей, кто-то после победы становится директором школы, кто-то идет в политику, в министры, для кого-то, в том числе и для Дмитрия, он становится мощным толчком к саморазвитию.- Пока не могу сказать, что моя жизнь после конкурса сильно изменилась, впрочем, я стал больше читать книги по саморазвитию, тайм-менеджменту и самоорганизации. «Тайм-драйв» Глеба Архангельского – та книга, которая помогла мне упорядочить многое в жизни, стать успешнее. Советую книгу каждому! Сегодня больше внимания уделяю тренерской работе, готовлю ребят к соревнованиям, хочу летом получить права на вождение автомобиля. А на следующий год планирую наконец-то поступить в аспирантуру на теорию и методику физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Если же говорить непосредственно о преподавании физики, то хотелось бы создать сайт, на котором было бы большое количество задач, самостоятельных и контрольных работ по физике, тестирований, – делится своими планами Дмитрий Юрьевич. – Главной его особенностью была бы индивидуальная система контроля каждого пользователя, то есть для каждого ученика создавались бы индивидуальные варианты, КИМы по каждой теме. Хочется, чтобы такой сайт также проверял и оценивал работы школьников, проводил их анализ, накапливал оценки, давал рекомендации, какую тему или какой навык стоит подтянуть. Буду рад, если найдутся единомышленники, которые помогут мне реализовать эту идею. И еще – Дмитрий Юрьевич ждет не дождется нового, светлого, просторного здания гимназии №16, когда коллеги-учителя и дети, занимающиеся сегодня в помещениях трех разных школ города, наконец воссоединятся.У каждого человека в жизни бывают особенные периоды и счастливые годы. Нынешний, 2012-й, для моего героя именно такой! Весна – победа на региональном конкурсе «Учитель года Тюменской области», которую он разделил с учителем-филологом Маслянской школы Сладковского района Мариной Мальцевой. Осень – триумф в Липецке! Молодой педагог из Тюмени – обладатель Малого пеликана, в пятерке, а значит, в числе победителей финала самого известного и престижного педагогического конкурса в стране. А лето стало поворотным в личной жизни, он женился. Избранница – помощник юриста, учится в магистратуре Тюменского государственного университета по специальности «юриспруденция».- Мы познакомились с Нелли в детстве, жили в одном дворе. Играли в одной песочнице, потом она переехала жить в другой район, и на какое-то время мы потеряли друг друга. Случайно увиделись на физкультуре в университете, стали переписываться. Встретились, потом я пришел к ней в гости на блины, а сейчас сам их пеку для Нелли, только уже у нас дома.Дмитрий переживает, что времени на семью остается не так много, как хотелось бы. И потому своей слабостью считает то, что не умеет отказывать людям. Впрочем, сейчас, как он сам признался, учится говорить твердое, но вполне тактичное и вежливое «нет». И это тоже признак сильного человека… Конкурс «Учитель года России-2012» завершался в этом году 3 октября в Кремле. На встрече с Владимиром Путиным участники имели возможность задать Президенту РФ вопросы, касающиеся образования. Сделал это и Дмитрий Коляденко, начав, однако, с поздравления в адрес «Учительской газеты», появившейся на свет именно в этот день ровно 88 лет назад. Дмитрию Юрьевичу наше спасибо за знание этого исторического факта, а значит, за память о том, что рождением своим конкурс и его главный приз, Хрустальный пеликан, обязаны журналистам «УГ». Газета предложила идеологию, концепцию, структуру конкурса, все эти годы развивала и улучшала модель его проведения, судейства, широко освещала и распространяла опыт, инновации талантливых педагогов, что продолжает делать и сегодня. Не столь важно, что организаторы встречи в Кремле забыли или не сочли нужным включить в список приглашенных к Президенту РФ основных создателей и соучредителей конкурса – Общероссийский профсоюз образования и «Учительскую газету», что было всегда, на протяжении всех лет конкурсного движения, начиная со времен Михаила Горбачева. Главное, что в этот день был в Кремле молодой учитель нового поколения из Тюмени, не побоявшийся нарушить регламент и напомнить всем о том, что настоящего нет без прошлого, будущего – без настоящего. Романтик, скажете вы? Наверное, да! Но с открытым забралом, сильным, по-настоящему мужским, сибирским характером. Как таких людей не хватает сегодня школе и стране! Тюмень
Комментарии