search
main
0

С новыми планами в новый учебный год

​24 сентября 2012 года состоялось заседание ученого совета Московского педагогического государственного университета. С основным докладом выступил академик РАН, ректор МПГУ Виктор Матросов.

Главная задача каждого педагогического вуза страны – подготовка высококачественных педагогов, отвечающих высоким требованиям времени. Основная миссия МПГУ на всех этапах его развития состояла в разработке, экспериментальной апробации и реализации образовательных программ подготовки кадров для различных сфер социальной и экономической жизни страны. Научные школы университета, уникальные объекты науки и образования, сформированные в его структуре, многообразие и многопрофильность реализуемых программ стали основой для определения современной миссии университета – осуществлять подготовку специалистов на основе разработанных и внедренных МПГУ программ инновационной деятельности, которые должны стать ведущей движущей силой обновления и модернизации образования и социально-экономической сферы РФ.Актуальные векторы модернизации на современном этапе определены на высшем государственном уровне и отражены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, принятой в декабре 2011 г., а также в Указе Президента РФ Владимира Путина «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. На реализацию положений этих документов в настоящее время направлена политика обновленного Министерства образования и науки РФ, по приказу министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова «О проведении мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 3 августа 2012 г. №585 начата процедура «…формирования статистических и аналитических материалов для последующего принятия решений о группе неэффективных федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов, подлежащих реорганизации».Участие МПГУ в научном, научно-методическом и организационном обеспечении модернизационных процессов в российском образовании вообще относится к стратегической линии вуза на протяжении двух последних десятилетий. По инициативе университета в самом начале двухтысячных годов были разработаны и утверждены Коллегией министерства две программы обновления отрасли профессиональной подготовки педагогических кадров, почти 25 лет на базе МПГУ работает Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров, в 2011-2012 учебном году для научно-методического сопровождения введения новых ФГОС в университете была проделана трудоемкая работа по разработке примерных основных образовательных программ (а их более 25), которые прошли обсуждение в педагогическом сообществе и стали основой для всех остальных вузов. Тем самым университет внес значительный вклад в повышение качества профессиональной подготовки педагогических кадров.Известно и то, что по инициативе нашего университета был введен пятилетний «двухпрофильный» бакалавриат, позволяющий получить по-настоящему междисциплинарное образование и обеспечить кадрами малокомплектную сельскую школу, а также стабильную нагрузку для учителей старшей школы. В университете активно развивается бакалавриат, магистратура и аспирантура, что позволяет усилить адресность подготовки специалистов для образовательных учреждений различного уровня. Весомые результаты достигнуты в развитии инновационных секторов вузовской жизни, завершено оборудование научно-образовательного центра «Нанотехнологии», в результате уже сегодня проводимые в НОЦ исследования носят комплексный, междисциплинарный характер и включают в себя фундаментальные и экспериментальные исследования, к которым привлечены ведущие ученые физического, химического и биологического факультетов. Продолжились работы по формированию малых инновационных предприятий, в том числе межотраслевого характера, на факультетах физики и информационных технологий, художественно-графическом. Большие изменения произошли в системе послевузовского образования. В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями университет впервые прошел процедуру аккредитации, по итогам которой аккредитовано свыше 50 научных специальностей по 17 отраслям наук. Свидетельством успешности МПГУ стало награждение его дипломом Третьего международного форума интеллектуальной собственности, прошедшего 7-8 декабря 2011 г. в Экспоцентре на Красной Пресне.Вопросы, связанные с разработкой научно-методического обоснования объективной шкалы критериев для составления общенационального рейтинга вузов, регулярно обсуждали на заседаниях ректората, круглых столах и конференциях, проводимых на базе вуза. Уже с весны 2012 года МПГУ включился в совместную работу с Министерством образования и науки РФ по разработке стратегии развития системы педагогического образования, в том числе и по ключевым проблемам подготовки конкретных предложений в области оптимизации системы профессиональной подготовки педагогов, обоснованию критериев выделения ведущих педагогических университетов и их филиалов. Поэтому университет в значительной части оказался готов к тому, чтобы в оперативном режиме и своевременно представить весь объем информации об основных направлениях своей деятельности в новый министерский рейтинг вузов. Достаточно сказать, что даже по такому впервые введенному критерию, как индекс цитирования в международных базах данных (Veb of sceincе, Scupoc), МПГУ имеет достаточно высокий показатель, сопоставимый с показателями ведущих университетов страны.Учет и анализ доминирующих мировых и отечественных тенденций в образовании, которые на постоянной основе ведут в университете, актуализировали открытие таких новых и перспективных направлений деятельности вуза, как разработка программ развития взаимодействия МПГУ с образовательными учреждениями различного уровня, инновационными секторами экономики на международном и региональном уровнях.На протяжении последних лет МПГУ последовательно расширял сферы своего международного присутствия, по инициативе Минобрнауки РФ он включен в состав участников государственной программы по поддержке русского языка за рубежом, повышению квалификации учителей русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья.Особое значение для университета всегда имела работа со столицей, и это не случайно, ведь ядро учительского корпуса Москвы составляют выпускники МПГУ. Все больше студентов, окончив вуз, идет на работу в сферы экономики, культуры, социальной деятельности, поскольку МПГУ реализует программы по 10 укрупненным группам направлений в различных образовательных областях. В университете хорошо знают и поддерживают политику руководителя департамента министра образования Москвы Исаака Калины, направленную на разработку высокого стандарта столичного образования, придание ему инновационного облика. Поэтому взаимоотношения с Департаментом образования, его окружными управлениями и каждой конкретной школой имеют для вуза принципиальное значение. МПГУ организует совместную деятельность с Департаментом образования на договорной основе по нескольким взаимосвязанным направлениям, в том числе, в области научного и учебно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений различных уровней и типов, проведение научно-практических исследований, совершенствование подготовки педагогических, управленческих и научных кадров в интересах развития столичного образования.В настоящее время особое внимание вуз уделяет реализации программы «Столичное образование» на 2012-2016 годы, в рамках выполнения которой в университете запланирован целый цикл мероприятий, направленных на повышение квалификации действующих учителей и руководящего состава московской системы общего среднего образования. В МПГУ под руководством ведущих ученых университета создана сеть экспериментальных научно-образовательных площадок, действующих на базе средних школ и являющихся центрами апробации и внедрения инновационных разработок в систему образования столицы.Опыт работы МПГУ с инновационными научно-образовательными площадками был представлен в марте 2012 года на заседании научно-методического совета университета «О проведении научно-практических исследований на базе образовательных учреждений Москвы», в котором приняли участие первый заместитель руководителя Департамента образования Вениамин Каганов и заместитель руководителя департамента Маргарита Русецкая, представители всех учебных округов. Всего на 1 июня 2012 года вуз заключил договора с 469 средними школами столицы. Значимые результаты достигнуты и в решении проблемы обеспечения столичного образования педагогическими кадрами нового поколения, способными к реализации программ инновационного обновления образовательных учреждений. В последние годы в МПГУ создана система мероприятий, целиком посвященных популяризации профессии «учитель» и ранней профориентации будущих педагогов. Только в 2012 году университет провел 218 конкурсов и олимпиад различного уровня, 394 мероприятия профориентационного характера на базе средних школ с привлечением студентов. Результатом этой планомерной деятельности стал высокий процент явки наших выпускников в образовательные учреждения и социальную сферу московского региона, который превышает 60%. Это один из самых высоких показателей для всех педагогических вузов России.Особую роль в процессах закрепления нового поколения учителей в образовании университет отводит конкурсам профессионального мастерства. На основе изучения данного опыта МПГУ можно отметить, что участие в этих конкурсах становится важным фактором подтверждения высокого статуса образовательного учреждения, своеобразным знаком качества реализуемых образовательных программ и квалификации профессорско-преподавательского состава. Не менее важно и другое обстоятельство: конкурсы становятся местом представления новейших образовательных технологий, которые за счет интернет-трансляции конкурсных испытаний внедряются в реальную практику образования. Тем самым создается новая основа для развития сотрудничества с образовательными учреждениями Департамента образования на основе их прямого предложения к совместному осуществлению различных образовательных и исследовательских программ.Многопрофильность научных направлений и образовательных программ университета позволяет развивать сотрудничество по широкому спектру проблем социальной и хозяйственной жизни города. На договорной основе университет взаимодействует еще с пятью департаментами социальной сферы Правительства Москвы по важным направлениям научно-практических исследований.Современный инновационный облик любого высшего учебного заведения невозможно сформировать без целенаправленной работы по усилению его привлекательности для абитуриентов. Прием в МПГУ в 2012 году прошел достаточно успешно: средний конкурс существенно превышал показатели прошлых лет и составил 11 человек на место, а по отдельным направлениям – 40 человек на место. За право стать студентом МПГУ боролись не только выпускники ведущих московских школ и лицеев, но и ребята, приехавшие из разных городов России – от Калининграда до Новосибирска. Высокий уровень приемной кампании отмечен независимой оценкой, данной абитуриентами и их родителями. Средний балл поступления по ЕГЭ составил 71.В целом программа перспективного развития университета в современных условиях должна способствовать более полному использованию научно-образовательного потенциала университета. Акцентируя задачи расширения спектра реализуемых программ, дальнейшего развития научных исследований и внедрения их результатов в образовательный процесс, следует стремиться развивать связи с реальной практикой и рынком труда. Осознавая возросшую роль образования в обеспечении национальной безопасности и инновационного развития России, опираясь на свои исторические традиции, опыт научно-педагогической деятельности и потенциал, МПГУ, как ведущий педагогический университет России, видит свое предназначение в активном содействии формированию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала нации. Обеспечение всех уровней и ступеней образования современными педагогическими и научно-педагогическими кадрами, способными к активной инновационной деятельности, основное направление деятельности МПГУ. Подготовленные в университете специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения достижений отечественного образования и мирового опыта, гармоничного сочетания традиций и инноваций.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте