Казалось бы, совсем недавно, со второй половины 80-х годов XX века, началась компьютеризация школы, а сегодня современная школа оснащена уже не только компьютерными классами, но и автоматизированными рабочими местами учителей-предметников, цифровыми естественно-научными лабораториями, интерактивными досками.
Процесс оснащения школ активизировался в 2011-2012 годы: все школы округа получили оборудование для кабинета начальной школы, 80% школ оснащены новыми компьютерными классами, интерактивными досками и ноутбуками для организации рабочих мест учителей-предметников. 14 школ округа получили современное оборудование для кабинета физики, 9 школ – для кабинета химии. Безусловно, прорывом в процессе информатизации школы стало обеспечение образовательных учреждений высокоскоростным каналом доступа к сети «Интернет». Каждая школа округа имеет внутреннюю (локальную) и внешнюю сеть, школьный сайт, практически все школы определились с выбором электронного журнала и успешно реализуют современные информационно-коммуникационные технологии для обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.ИКТ-насыщенная образовательная среда предполагает принципиальные изменения в работе учителя. Профессиональный рост учителя связан сегодня не только с развитием компетентности в его предметной области, но и в области использования информационно-коммуникационных технологий; помимо традиционной очной классно-урочной системы обучения учитель широко использует дистанционные формы обучения в онлайн-средах, применение современных коммуникационных технологий позволяет учителю выстроить групповую и индивидуальную работу с учащимися на условиях равноправного сотрудничества, он имеет огромные возможности для обмена опытом и сотрудничества с коллегами, участия в профессиональных ассоциациях.В течение последних пяти лет мы ежегодно проводим окружной дистанционный конкурс «Современный урок с поддержкой ИКТ». Материалы конкурса размещаем в сетевом образовательном журнале (приложение к сайту методического центра http://www.omc-sinergi.ru/), и в течение года они доступны для любого пользователя. Каждый год на конкурс дают заявки 200 работ из 50-60 школ округа. Опрос, проведенный среди конкурсантов, показывает, что мотивация участия в конкурсе разная, но для большинства участников это повышение квалификации и обмен опытом (см. таблицу).Анализ результатов конкурса в динамике за последние пять лет позволяет сделать главный вывод: в работе учителей округа, активно использующих ИКТ, наблюдаются качественные изменения. Повысился уровень компьютерной грамотности и профессиональной ИКТ-компетентности педагогов, учителя грамотнее представляют свои цифровые ресурсы. Начинали мы с обучения элементарным навыкам работы с графической информацией, а сегодня все больше работ, заявленных на конкурс, представлены на авторских сайтах и веб-страницах, созданных с помощью различных программирующих сред. С каждым годом все больше учителей округа наряду с традиционным очным обучением используют интернет-уроки, дистанционные элективные курсы, онлайн-тренажеры, как авторские разработки, так и цифровые образовательные ресурсы сети «Интернет». Появился опыт использования сервисов WEB 2.0 для организации проектной деятельности с учащимися. Переход на новый качественный уровень в работе учителя – это создание авторских учебно-методических материалов (ИКТ в предметном обучении). С 2011 года на конкурс представляют материалы и в этой номинации. Сегодня распространяется опыт групповой работы учителей-предметников, особенно хочу отметить инициативную группу учителей по физике, которые совместно создали ряд дистанционных курсов, размещенных в виртуальной школе МЦ (http://www.omc-class.ru/), и учебно-методических пособий.Елена КАМЗЕЕВА, заместитель директора по ИТ, МЦ ЮОУО
Комментарии