Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

С доверием к взрослым

Учительская газета, №51 от 19 декабря 2006. Читать номер
Автор:

Несмотря на то что редакция дошкольного образования появилась в «Дрофе» недавно, на ее полках собралась уже хорошая библиотека для родителей, педагогов, воспитателей и детей. Сегодня мы хотим познакомить вас с новинками. Одной из них стала книга известных российских психологов, авторов многочисленных работ по дошкольной педагогике и психологии кандидата психологических наук С.Г.Якобсон и кандидата педагогических наук Е.В.Соловьевой «Дошкольник. Психология и педагогика возраста».

Книга «Дошкольник. Психология и педагогика возраста» адресована педагогам детских садов, а также всем, кто уже работает или собирается работать с детьми.

В ней рассматривается то основное, что характеризует детей 2-7 лет и принципиально отличает их от всех других возрастов. Говоря о психологических особенностях, мы попытались показать, какие педагогические задачи встают в связи с каждой из них и какие методические приемы позволяют добиться их решения. Иными словами, раскрыть зависимость между особенностями психики дошкольника и особенностями педагогических методик работы с ними. В книге рассматриваются две основные группы вопросов: психологические особенности и педагогические подходы к детям каждого года жизни. Соответствующие главы включают психологический портрет, характеристику появляющихся в каждом году новых психических и психологических особенностей, характеристику основных психических процессов. В другую группу входит рассмотрение более общих вопросов: о стиле жизни в детском саду, об индивидуальных особенностях некоторых детей – агрессивности, застенчивости и др., о некоторых требованиях к психолого-педагогической диагностике, об общих педагогических условиях развития дошкольника и др.

Период 2-7 лет – это вовсе не только и не столько подготовка к школе, о чем теперь модно говорить. Это неизмеримо более значительный период человеческой жизни. От всех остальных возрастов он отличается тем, что именно в эти годы закладываются и развиваются те основные особенности психики, которые отличают людей от скачущих по деревьям мартышек, столь красочно описанных Киплингом в приключениях Маугли.

Мы подробно рассматриваем все то новое (отсутствовавшее прежде), что возникает у детей на каждом году жизни, и те формы педагогической работы, которые необходимы для полноценного развития этих новых особенностей психики. Внимание именно к психическому развитию, а не только к передаче знаний и умений, особенно важно в настоящее время, ибо уровень психического развития, необходимый в условиях современной цивилизации и вполне доступный нормальному ребенку, требует профессионального педагогического содействия, основанного на психологических знаниях.

Ребенок становится человеком, только овладевая тем, что до него создали другие люди. Выражаясь научно, ребенок должен приобщиться к человеческой культуре. Это и умение действовать с вещами – вилкой, ножницами, компьютером; и приобретение самых разных знаний; и появление моральных ценностей; и умение достойно общаться с другими людьми.

Все это детям передают взрослые, воздействуя собственным примером, создавая развивающую среду, а также просто обучая их.

И здесь мы сталкиваемся со сложнейшей проблемой современного дошкольного образования. Старшие дети-подростки, а уж молодые люди тем более понимают, что чему-то научиться необходимо для того, чтобы вписаться в нормальную жизнь, и они в принципе способны принять поставленные перед ними учебные задачи, приложив усилия для этого. Так вот, у дошкольника такие необходимые для учения качества отсутствуют. Многое из того, чему мы стремимся его обучить, те качества личности, которые мы хотим воспитать, на сегодняшний день лично ему, в его собственной жизни большей частью совсем не нужны. У дошкольника отсутствуют и мотивы, которые побуждают более старших детей принимать и решать те образовательно-воспитательные задачи, которые ставят перед ними взрослые.

Почти все дошкольники достаточно послушны и, казалось бы, безукоризненно выполняют учебные требования взрослых. Однако более тщательные психологические наблюдения убеждают – очень многое из того, чему их учат, проходит мимо детского ума и души, внутренне отметается, и, как только ослабляется контроль, ребенок погружается в свои собственные интересы.

Обрекает ли это наши педагогические усилия на бесплодность? Вовсе нет. Успех непременно придет к тем педагогам, которые, порой и не задумываясь об этом, умеют вызвать у детей интерес и желание овладеть тем, чему их хотят научить.

Современная детская психология знает немало примеров, как можно пробудить интерес к новому делу, требующему подчас серьезных усилий.

В нашей книге мы попытались рассказать, как можно создать у детей необходимую мотивацию, т.е. сделать образовательный процесс нужным и интересным для них самих. Особое внимание уделяется также общению и взаимоотношениям детей со взрослыми и сверстниками, в том числе взаимоотношениям, складывающимся в игре. Специально рассматривается вопрос, что дает ребенку общение со взрослыми, а что – общение с другими детьми; обсуждается стиль поведения воспитателя, вносимые и поддерживаемые им традиции в жизни группы, групповые нормы и значение последних, даны рекомендации по приобщению детей к важнейшим сферам деятельности и культуры – труду, знаниям, морали, искусству.

Именно от того, какие подходы мы найдем к ребенку, насколько профессиональны будут наши действия, – зависит успех педагогической работы. Главное, помнить – ребенок приходит в мир с доверием к взрослому. Он зависит от нас, он подражает нам, он учится у нас и заставляет нас постоянно учиться.

Софья ЯКОБСОН, Елена СОЛОВЬЕВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту