search
main
0

С чего начинаются комплексы?

Этот простой и ясный вопрос директора школы из города Красноармейска Саратовской области Миры Пшеничной заставил участников межрегиональной конференции «Проблемы управления в условиях модернизации московского образования: опыт и перспективы» понять, что поднятые на конференции вопросы вызвали огромный интерес у представителей регионов России.

Конференция была проведена в Московском институте развития образования совместно с МИОО при поддержке Департамента образования. В ней приняли участие 275 человек: 229 представителей системы московского образования, 43 – 22 регионов Российской Федерации, среди которых были 13 работников региональных министерств и управлений образования, 14 руководителей образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования, 16 представителей научных учреждений. География регионального представительства была обширной: республики Башкортостан, Карелия, Удмуртия, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Якутия; Московская, Брянская, Ивановская, Калужская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Ярославская области, ХМАО – Югра. В ходе конференции среди множества рассматриваемых вопросов один стал ключевым: каковы проблемы и позитивные результаты в управлении образовательными комплексами? Директора региональных городских и сельских школ Калужской, Пензенской, Ростовской, Саратовской областей и других регионов увидели в московском опыте путь эффективного развития образования, поскольку объединение, интеграция и координация ресурсов позволяют стратегически целесообразно выстраивать процесс развития современной школы. Конференция прошла в течение двух дней. В соответствии с программой конференции в первый день состоялись пленарное заседание и секционная работа. На пленарном заседании выступила заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева, в докладе которой были раскрыты ключевые направления модернизационных процессов и механизмы управления в системе московского образования. Директор МИРО Антон Молев говорил о современных подходах к научному обеспечению процесса модернизации московского образования, посланцы регионов – об интересном опыте развития региональных систем образования Якутии, Московской и Новосибирской областей, Ханты-Мансийского округа. О совместных проектах и исследованиях МИРО и ИНШ РС (Якутия) по ключевым направлениям управления развитием образования сообщила в своем докладе директор Института национальных школ Республики Саха (Якутия) С.Семенова, об оценке эффективности управления образовательными организациями – зав. кафедрой управления образовательными системами и андрагогики Новосибирского государственного педагогического университета Т.Гозман. Московские руководители образовательных организаций раскрыли ключевые задачи, этапы и пилотные результаты модернизации московского образования. Большой интерес вызвал доклад «Экономическая эффективность образовательной организации» директора школы №1944 СЗОУО, члена Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Вадима Жиравова, о практике создания и реализации модели многоуровневого многопрофильного образовательного комплекса в Москве рассказал директор первого московского образовательного комплекса. Юрий Мироненко. Подходы, механизмы и опыт управления развитием современной школы представила директор ЦО № 2006 Вера Илюхина. Секционная работа прошла в 6 секциях, ее участники говорили об аспектах управления в условиях модернизации московского образования: моделях и механизмах эффективного управления; управлении изменениями, образовательным процессом в новых информационных и экономических условиях; анализе практики управления в системе профессионального образования; информационно-аналитическом обеспечении управления; управлении развитием дополнительного образования. Ключевым словосочетанием на конференции стали «образовательные комплексы» – так понятнее говорить о современном тренде московской системы образования. Безусловно, в текстах докладов звучали законодательно закрепленные «образовательные организации», но в дебатах директорского сообщества было ясно, что приоритет обсуждения – управление комплексами. В ходе работы одной из секций «Модели и механизмы эффективного управления», которой руководили заместитель директора МИРО Татьяна Новикова и директор политехнического колледжа №39 Сергей Мадилов, ее участники единодушно согласились, что основные показатели работы комплекса – доступность, качество, эффективность, признали, что важнейший вопрос организации работы образовательного комплекса – преемственность образовательных программ всех образовательных организаций, входящих в комплекс, что ставит на первое место методическое обеспечение его работы, отметили, что на этапе становления комплексам особенно необходима научно-методическая помощь МИРО. В ходе обсуждения были выделены позитивные результаты создания комплексов: усиление управленческой команды; повышение заработной платы педагогическим работникам; формирование многоуровневого открытого образовательного пространства; улучшение материально-технической базы более слабо оснащенных подразделений комплекса; создание стабильного коллектива. Комплексы становятся саморазвивающейся системой со своими внутренними оценками качества образования, при проведении внутренней оценки качества необходимо привлечение родителей и общественности. В дискуссии было подчеркнуто, что при объединении образовательных организаций в комплекс необходимо сохранить позитивный опыт, традиции и успешные итоги работы каждого подразделения. Для комплексов были предложены такие критерии оценки их деятельности: сохранность контингента, количество реализуемых образовательных программ, сохранность и доступность бюджетных образовательных услуг, децильный зарплатный коэффициент, соотношение внутренней и независимой внешней оценки качества образования в комплексе, подчеркнута необходимость создания нормативно-правовой базы комплексов, которая отличается от нормативно-правовой базы образовательных организаций. Уже в рамках работы этой секции представители регионов отметили, что очень интересен опыт создания комплексов в Москве, поскольку в регионах комплексы практически не создают. Региональные участники отметили, что комплексы имеют больше свободы, более динамичны в своем развитии. В рамках секции «Практика управления в системе профессионального образования» (ведущие – руководитель Центра социализации и профессионального обучения МИРО К.Скворчевский и директор строительного техникума №12 А.Лунькин) был проведен всесторонний анализ промежуточных итогов организационно-управленческой модернизации системы профессионального образования Москвы как практики создания интегрированных образовательных организаций, выявлены основные подходы к формированию системы управления качеством профессионального образования, ориентированной на конечный результат и взаимодействие с работодателями. Участники секции предложили различные варианты организации эффективного взаимодействия и интеграции общего и профессионального образования в системе «школа – колледж» как в области реализации программ технологического образования, так и в сфере разработки совместных проектов. Одной из ключевых секций стала «Управление развитием дополнительного образования в новых социально-экономических условиях», которой руководили зав. лабораторией МИРО Н.Михайлова и директор ЦДТ «Детский музыкальный театр «Домисолька» И.Жиганов. На секции удалось обсудить достаточно много проблем развития сферы дополнительного образования: государственного заказа системе дополнительного образования детей; механизмов сетевого партнерства в системе дополнительного образования Москвы, кадрового обеспечения и роли команд, развития как ресурса управления, форм интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС. В ходе живого и заинтересованного диалога был раскрыт опыт Москвы, Ростова-на-Дону, Ижевска, Ярославля и других регионов, даны предложения по развитию дополнительного образования в новых социально-экономических условиях. Участники убеждены, что необходима разработка региональных программ развития дополнительного образования и «дорожной карты», которая позволит перейти к системной модернизации дополнительного образования детей, они высказали единодушное мнение о необходимости проведения мониторинга состояния и перспектив развития системы дополнительного образования детей, и анализа потребностей населения в дополнительных образовательных услугах, оценили значимость обмена опытом на конференции, поскольку на конференции собрались неравнодушные специалисты. На следующий день шла работа на дискуссионных площадках на базе школы №2006 ЮЗАО и детского сада №2677 ВАО, где представленный опыт управления вызвал большой интерес у участников конференции. Как обычно бывает, именно на практико-ориентированных площадках конференций на базе образовательных учреждений и возникают самые острые дискуссии и диалоги. Вероятно, поэтому столь живо отреагировали региональные представители не только на новые механизмы управления, но и на новую модель – образовательные комплексы. Вопрос саратовского директора М.Пшеничной «С чего начинаются комплексы?» на дискуссионной площадке возник на основе искреннего интереса и большого желания привезти актуальный опыт в свою школу. Метафоричность и конкретная ясность вопроса сначала привела в некоторое замешательство, поскольку развернула дискуссию в новый ракурс. Начальник округа Михаил Случ, доброжелательно улыбаясь, ответил: «С картинки в твоем букваре» и аргументированно показал разные пути формирования идей, предложений о создании комплексов на примере своего округа, директор школы №2006 Вера Илюхина опиралась на опыт своей школы в создании образовательного комплекса. В дискуссионных докладах, презентациях, сообщениях талантливого коллектива и управленческой команды 2006-й школы были развернуто показаны управленческие механизмы реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечение преемственности образовательных программ дошкольного отделения и начальной школы. Индивидуальный учебный план как инструмент эффективного управления развитием школы и ученика региональных директоров заставил задать еще десятки вопросов о технологиях организации образовательного процесса в рамках индивидуального образовательного маршрута, о проектах познавательной мотивации и интеллектуальной активности обучающихся, механизмах соуправления. Многие ответы были спроецированы в логике презентации опыта школы: потрясающе здорово и великолепно был представлен потенциал вариативного дополнительного образования как ведущего условия индивидуально ориентированного развития личности обучающихся. Всем миром москвичи постарались дать достойный ответ на вопрос саратовской коллеги. В конце жаркого дискуссионного дня стало ясно: образовательные комплексы начинаются в точках роста – в школах развития. Есть в основе всего экономика отрасли, образовательная политика региона, есть нормативно-правовые форматы, процедуры и их обсуждение, но все это имеет жизненный вектор тогда, когда есть в образовательном учреждении огромный потенциал локомотива, такого «энерджайзера» целой территории Северное Бутово, как школа №2006. Тогда есть перспектива создания жизнеспособного образовательного комплекса, способного обеспечить доступное и качественное образование на любой отдаленной территории мегаполиса, и не только. Зав. кафедрой из Новосибирского университета Татьяна Гозман, завершая обсуждение поднятых проблем управления на дискуссионной площадке, очень мудро заметила, что в регионах отношение к процессам модернизации разное, не всегда положительное; что Москва имеет особый статус, к сожалению, не во всем и не всегда транслируемый на малые города и сельские поселения регионов, но москвичам удалось красиво показать возможности образовательных комплексов для прорывного развития образования, и всем хочется сюда возвращаться, чтобы учиться новому опыту управления.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте