search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов
0

С чего начинаются комплексы?

Этот простой и ясный вопрос директора школы из города Красноармейска Саратовской области Миры Пшеничной заставил участников межрегиональной конференции «Проблемы управления в условиях модернизации московского образования: опыт и перспективы» понять, что поднятые на конференции вопросы вызвали огромный интерес у представителей регионов России.

Конференция была проведена в Московском институте развития образования совместно с МИОО при поддержке Департамента образования. В ней приняли участие 275 человек: 229 представителей системы московского образования, 43 – 22 регионов Российской Федерации, среди которых были 13 работников региональных министерств и управлений образования, 14 руководителей образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования, 16 представителей научных учреждений. География регионального представительства была обширной: республики Башкортостан, Карелия, Удмуртия, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Якутия; Московская, Брянская, Ивановская, Калужская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Ярославская области, ХМАО – Югра. В ходе конференции среди множества рассматриваемых вопросов один стал ключевым: каковы проблемы и позитивные результаты в управлении образовательными комплексами? Директора региональных городских и сельских школ Калужской, Пензенской, Ростовской, Саратовской областей и других регионов увидели в московском опыте путь эффективного развития образования, поскольку объединение, интеграция и координация ресурсов позволяют стратегически целесообразно выстраивать процесс развития современной школы. Конференция прошла в течение двух дней. В соответствии с программой конференции в первый день состоялись пленарное заседание и секционная работа. На пленарном заседании выступила заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева, в докладе которой были раскрыты ключевые направления модернизационных процессов и механизмы управления в системе московского образования. Директор МИРО Антон Молев говорил о современных подходах к научному обеспечению процесса модернизации московского образования, посланцы регионов – об интересном опыте развития региональных систем образования Якутии, Московской и Новосибирской областей, Ханты-Мансийского округа. О совместных проектах и исследованиях МИРО и ИНШ РС (Якутия) по ключевым направлениям управления развитием образования сообщила в своем докладе директор Института национальных школ Республики Саха (Якутия) С.Семенова, об оценке эффективности управления образовательными организациями – зав. кафедрой управления образовательными системами и андрагогики Новосибирского государственного педагогического университета Т.Гозман. Московские руководители образовательных организаций раскрыли ключевые задачи, этапы и пилотные результаты модернизации московского образования. Большой интерес вызвал доклад «Экономическая эффективность образовательной организации» директора школы №1944 СЗОУО, члена Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Вадима Жиравова, о практике создания и реализации модели многоуровневого многопрофильного образовательного комплекса в Москве рассказал директор первого московского образовательного комплекса. Юрий Мироненко. Подходы, механизмы и опыт управления развитием современной школы представила директор ЦО № 2006 Вера Илюхина. Секционная работа прошла в 6 секциях, ее участники говорили об аспектах управления в условиях модернизации московского образования: моделях и механизмах эффективного управления; управлении изменениями, образовательным процессом в новых информационных и экономических условиях; анализе практики управления в системе профессионального образования; информационно-аналитическом обеспечении управления; управлении развитием дополнительного образования. Ключевым словосочетанием на конференции стали «образовательные комплексы» – так понятнее говорить о современном тренде московской системы образования. Безусловно, в текстах докладов звучали законодательно закрепленные «образовательные организации», но в дебатах директорского сообщества было ясно, что приоритет обсуждения – управление комплексами. В ходе работы одной из секций «Модели и механизмы эффективного управления», которой руководили заместитель директора МИРО Татьяна Новикова и директор политехнического колледжа №39 Сергей Мадилов, ее участники единодушно согласились, что основные показатели работы комплекса – доступность, качество, эффективность, признали, что важнейший вопрос организации работы образовательного комплекса – преемственность образовательных программ всех образовательных организаций, входящих в комплекс, что ставит на первое место методическое обеспечение его работы, отметили, что на этапе становления комплексам особенно необходима научно-методическая помощь МИРО. В ходе обсуждения были выделены позитивные результаты создания комплексов: усиление управленческой команды; повышение заработной платы педагогическим работникам; формирование многоуровневого открытого образовательного пространства; улучшение материально-технической базы более слабо оснащенных подразделений комплекса; создание стабильного коллектива. Комплексы становятся саморазвивающейся системой со своими внутренними оценками качества образования, при проведении внутренней оценки качества необходимо привлечение родителей и общественности. В дискуссии было подчеркнуто, что при объединении образовательных организаций в комплекс необходимо сохранить позитивный опыт, традиции и успешные итоги работы каждого подразделения. Для комплексов были предложены такие критерии оценки их деятельности: сохранность контингента, количество реализуемых образовательных программ, сохранность и доступность бюджетных образовательных услуг, децильный зарплатный коэффициент, соотношение внутренней и независимой внешней оценки качества образования в комплексе, подчеркнута необходимость создания нормативно-правовой базы комплексов, которая отличается от нормативно-правовой базы образовательных организаций. Уже в рамках работы этой секции представители регионов отметили, что очень интересен опыт создания комплексов в Москве, поскольку в регионах комплексы практически не создают. Региональные участники отметили, что комплексы имеют больше свободы, более динамичны в своем развитии. В рамках секции «Практика управления в системе профессионального образования» (ведущие – руководитель Центра социализации и профессионального обучения МИРО К.Скворчевский и директор строительного техникума №12 А.Лунькин) был проведен всесторонний анализ промежуточных итогов организационно-управленческой модернизации системы профессионального образования Москвы как практики создания интегрированных образовательных организаций, выявлены основные подходы к формированию системы управления качеством профессионального образования, ориентированной на конечный результат и взаимодействие с работодателями. Участники секции предложили различные варианты организации эффективного взаимодействия и интеграции общего и профессионального образования в системе «школа – колледж» как в области реализации программ технологического образования, так и в сфере разработки совместных проектов. Одной из ключевых секций стала «Управление развитием дополнительного образования в новых социально-экономических условиях», которой руководили зав. лабораторией МИРО Н.Михайлова и директор ЦДТ «Детский музыкальный театр «Домисолька» И.Жиганов. На секции удалось обсудить достаточно много проблем развития сферы дополнительного образования: государственного заказа системе дополнительного образования детей; механизмов сетевого партнерства в системе дополнительного образования Москвы, кадрового обеспечения и роли команд, развития как ресурса управления, форм интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС. В ходе живого и заинтересованного диалога был раскрыт опыт Москвы, Ростова-на-Дону, Ижевска, Ярославля и других регионов, даны предложения по развитию дополнительного образования в новых социально-экономических условиях. Участники убеждены, что необходима разработка региональных программ развития дополнительного образования и «дорожной карты», которая позволит перейти к системной модернизации дополнительного образования детей, они высказали единодушное мнение о необходимости проведения мониторинга состояния и перспектив развития системы дополнительного образования детей, и анализа потребностей населения в дополнительных образовательных услугах, оценили значимость обмена опытом на конференции, поскольку на конференции собрались неравнодушные специалисты. На следующий день шла работа на дискуссионных площадках на базе школы №2006 ЮЗАО и детского сада №2677 ВАО, где представленный опыт управления вызвал большой интерес у участников конференции. Как обычно бывает, именно на практико-ориентированных площадках конференций на базе образовательных учреждений и возникают самые острые дискуссии и диалоги. Вероятно, поэтому столь живо отреагировали региональные представители не только на новые механизмы управления, но и на новую модель – образовательные комплексы. Вопрос саратовского директора М.Пшеничной «С чего начинаются комплексы?» на дискуссионной площадке возник на основе искреннего интереса и большого желания привезти актуальный опыт в свою школу. Метафоричность и конкретная ясность вопроса сначала привела в некоторое замешательство, поскольку развернула дискуссию в новый ракурс. Начальник округа Михаил Случ, доброжелательно улыбаясь, ответил: «С картинки в твоем букваре» и аргументированно показал разные пути формирования идей, предложений о создании комплексов на примере своего округа, директор школы №2006 Вера Илюхина опиралась на опыт своей школы в создании образовательного комплекса. В дискуссионных докладах, презентациях, сообщениях талантливого коллектива и управленческой команды 2006-й школы были развернуто показаны управленческие механизмы реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечение преемственности образовательных программ дошкольного отделения и начальной школы. Индивидуальный учебный план как инструмент эффективного управления развитием школы и ученика региональных директоров заставил задать еще десятки вопросов о технологиях организации образовательного процесса в рамках индивидуального образовательного маршрута, о проектах познавательной мотивации и интеллектуальной активности обучающихся, механизмах соуправления. Многие ответы были спроецированы в логике презентации опыта школы: потрясающе здорово и великолепно был представлен потенциал вариативного дополнительного образования как ведущего условия индивидуально ориентированного развития личности обучающихся. Всем миром москвичи постарались дать достойный ответ на вопрос саратовской коллеги. В конце жаркого дискуссионного дня стало ясно: образовательные комплексы начинаются в точках роста – в школах развития. Есть в основе всего экономика отрасли, образовательная политика региона, есть нормативно-правовые форматы, процедуры и их обсуждение, но все это имеет жизненный вектор тогда, когда есть в образовательном учреждении огромный потенциал локомотива, такого «энерджайзера» целой территории Северное Бутово, как школа №2006. Тогда есть перспектива создания жизнеспособного образовательного комплекса, способного обеспечить доступное и качественное образование на любой отдаленной территории мегаполиса, и не только. Зав. кафедрой из Новосибирского университета Татьяна Гозман, завершая обсуждение поднятых проблем управления на дискуссионной площадке, очень мудро заметила, что в регионах отношение к процессам модернизации разное, не всегда положительное; что Москва имеет особый статус, к сожалению, не во всем и не всегда транслируемый на малые города и сельские поселения регионов, но москвичам удалось красиво показать возможности образовательных комплексов для прорывного развития образования, и всем хочется сюда возвращаться, чтобы учиться новому опыту управления.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте