Своей миссией Олег Викторович ШЛОКИН, учитель года-2013 Республики Хакасия, считает служение школе. У него не бывает проходных уроков – он уверен, что детям нужно дарить только лучшее.
Олег Викторович считает себя строгим учителем. А мальчишки и девчонки, а также их родители говорят, что у них самый добрый учитель на свете. Он действительно не терпит разгильдяйства, но винит в нем обычно больше себя – значит, не увлек, не заинтересовал. Шлокин не умеет вести уроки сидя, и не потому что чувствует себя артистом. Ему не приходится лицедействовать, поскольку он искренне любит свой предмет – русский язык и литературу. – Я за установление доверительных отношений с ребятами, которых учу чувствовать и выражать свои чувства словами, – говорит Шлокин. – Я искренен с детьми и приглашаю их вместе со мной искать истину, а такой урок запланировать нельзя. Сейчас, как никогда раньше, необходима помощь нашим ученикам. Поэтому я не ставлю своей целью натаскивание по предмету, хотя передача знаний и опыта необходима. Урок должен строиться на поиске и взаимоуважении, и тогда он станет процессом сотворчества учителя и ученика. Самое лучшее, когда мои воспитанники спорят, сомневаются. В его классе нет сцены и зала, скорее это удивительное пространство творчества, в котором он ведущий и направляющий. Есть ребята, которым русский язык дается тяжело, но тогда тем более надо найти к ним подход, зацепить. Иногда заставить прочитать-пересказать параграф по литературе, чтобы понял: чтение – процесс увлекательный. Олег Викторович, выросший в семье инженеров, стал педагогом именно из-за любви к чтению. Главной достопримечательностью их небогатой квартиры был стеллаж с книгами во всю стену. – Я хорошо помню слова Василия Кольцова: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь». Русский язык и литература – самые увлекательные, самые поучительные предметы, которые нельзя не любить. На протяжении многих лет работы в школе вопросы нравственности и развития творческих способностей учащихся стали для меня определяющими. Главное, конечно, мое отношение к ученикам. Много пишут и говорят сегодня о мастерстве учителя, о его интонациях, голосе, жестах. Мне кажется, что важнее нравственный облик, манера общения и поведения учителя. То, что общаться с детьми ему легко, Олег Викторович понял еще на практике, учась в Абаканском государственном педагогическом институте. То, что нужен школе, почувствовал, когда приехал работать по распределению в школу-интернат поселка Бея неподалеку от Саяногорска. Коллектив устроил ему настоящий праздник посвящения в учителя, а один из мэтров школы – Изольда Алексеевна Прядкина взялась наставлять молодого педагога, за которого болеет и сейчас, хотя давным-давно на пенсии. Было, впрочем, дело – пытался пробовать себя в других профессиях: работал даже вторым секретарем райкома партии. Но вернулся, плюнув на политическую карьеру, к детям, еще до того как коммунистическая партия приказала долго жить. С ними он чувствует себя собой – происходит взаимный обмен частичками душ. – Самые приятные минуты – когда ребята мне благодарны. Я вижу десятки глаз, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи, – говорит он. Правда, работать с каждым годом все сложнее – Олег Викторович видит, что у детей падает интерес к русскому языку. – В последние годы сталкиваюсь с такой проблемой: компьютеризация образования имеет не только положительные, но и отрицательные результаты – дети теряют навыки общения с людьми. Преподавание языка и литературы в школе переживает кризис. У большинства юных читателей не находят ожидаемого эмоционального отклика многие шедевры литературы. Но самое неприятное, что сегодня обнаруживается в отношении учеников к русскому языку и литературе, – это поверхностность. Трудным и не очень приятным для детей является русский язык. И пишем много, и правила учим. Нет на этих уроках возможности у ребенка отвлечься, полениться. Мало кому это нравится. А если еще и успехи не очень-то, то тогда уж точно русский язык превращается в пытку. Именно поэтому Олег Викторович стал искать нетрадиционные подходы к преподаванию. Проводит, к примеру, уроки развития речи. Не стоит, по его мнению, заниматься «орфографическим террором», то есть «бить» детей плохими оценками за неграмотность. К каждому учитель подходит индивидуально. Занимается с ребятами ортологическим тренажем – дает им специальный блок упражнений, который помогает сделать речь правильной. Из образовательных технологий его особенно привлекает технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Разработал элективный курс «Современное русское письмо», в основе которого лежит идея всестороннего образования личности. В курс включены различные виды уроков: занятия, экскурсия в библиотеку, оформление выставки, написание рефератов как итог работы. Ребята изучают типы письма разных времен и народов, иероглифическое письмо, простые, сложные и комбинированные логограммы, историю орфографии. Самое важное в этом курсе – практика, по мнению Олега Викторовича. Независимо от уровня грамотности старшеклассников они используют наглядный материал, повторяют орфограммы, выполняют упражнения и вместе с этим расширяют свой кругозор, узнают новое о происхождении письменности. Вместе со своими ребятами учитель борется за экологию русского языка всей школы. Но разумно, следуя совету Романа Брандта – не ратуя против иноязычных слов, когда нельзя без них обойтись, но и не прибегая к ним, когда есть равносильное коренное. Конкурсный урок в подольской школе он посвятил наболевшей для себя теме «Мы теряем русский язык». Начал с его истоков – древнеславянских рун, загадав детям загадку: из чего, из каких иероглифов и каких чувств складывается главное слово страны – Россия. В системе преподавания Шлокина обязательны уроки внеклассного чтения, которые расширяют кругозор и формируют у детей читательский вкус. Книги Татьяны Толстой, Анатолия Приставкина, Альберта Лиханова не входят в программу, но без них невозможно то, чего добивается Шлокин: – Да, мы должны научить детей писать сочинения, даже рассказы, стихи. Но еще я хочу, чтобы мои дети смотрели на мир глазами человека: видели прекрасное и берегли его. И конечно, не случайно 9-й «А» вместе со своим классным руководителем взял шефство над ветераном педагогического труда, учителем математики Тамарой Григорьевной Золотухиной. Девиз классного Олега Викторовича: «Ни одного равнодушного рядом!» Не только ребенка, но и родителя – они тоже сели за парты под влиянием учителя. Олег Викторович организовал постоянное посещение родителями уроков русского языка и литературы и в своем классе, и в других, где ведет предметы. Родителям полезно понаблюдать за собственным ребенком, его поведением, отношением к одноклассникам, за тем, как сын или дочь себя оценивают. Опыт показал, что, став ненадолго школьниками, мамы и папы тоже вовлекаются в процесс обучения, начинают активнее интересоваться жизнью класса. По мнению Олега Викторовича, продуманная организация внеурочной работы позволяет не только сплотить коллектив, но и повысить качество обучения, общее развитие детей. Ведь возникает единство между приобретением знаний и формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к изучаемому. Подтверждение тому – 100-процентная успеваемость его учеников по русскому и литературе, их призовые места на республиканских олимпиадах. Секрет успешности Шлокин объясняет просто: – Надо начинать с себя. Учитель обязан быть недовольным собой, неугомонным в хорошем смысле, гореть, не сгорая, на работе. Искать методы новой подачи материала, воспитательной работы очень интересно. Для этого приходится постоянно пополнять свой багаж знаний. Конкурс «Учитель года» стал для него новым источником знаний. Олегу Викторовичу и раньше приходилось выступать с трибун, делясь опытом. Он победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО, руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы, член экспертной комиссии по проверке части С заданий ЕГЭ, председатель жюри муниципального этапа всероссийских предметных олимпиад по русскому языку и литературе, муниципального этапа научно-практической конференции школьников Республики Хакасия по русскому языку и литературе, муниципального конкурса чтецов «Живая классика». Кроме этого, депутат Бейского совета депутатов, член административной комиссии при администрации района. Но теперь, после столичных «гастролей», говорит, и вовсе ничего не боится – пускай министр образования в гости приезжает! Наутро после возвращения из Москвы с финала «Учителя года» Олег Викторович подошел к окну: на асфальте цветными мелками дети вывели огромными буквами обращение: «Мы скучали!» – Ради этого и стоит жить, – смущенно улыбается он. – Верю, кем бы ни стали мои ученики, они будут добрыми, надежными людьми. И надеюсь, что у меня будет много таких мгновений, когда усталость, тревоги, бессонные ночи перекроются радостью и гордостью за своих учеников. Что бы ни было, моя профессия – лучшая! Хакасия
Комментарии