search
main
0

С чего начинается Родина? Невозможно научиться патриотизму по учебнику

Надо, чтобы наши дети понимали: патриотизм начинается с любви к своей семье, своей малой родине. Важно, чтобы они хранили память о прошлом, связанном с защитой Родины в суровые годы лихолетья. Все меньше остается свидетелей и участников тех трагических и героических лет. Нужно постараться успеть передать эстафету мужества, стойкости и героизма русского народа. И делать это прежде всего на примере родного края – деревни, города, области.

В качестве примеров проявления патриотизма сами дети чаще всего приводят подвиги защитников Отечества. В нашем районе несколько лет действовала программа «Поклонимся великим тем годам», посвященная 60-летию Победы. В рамках этой программы прошло множество различных мероприятий: ребята помогали в установке и обновлении памятников и обелисков, оказывали помощь ветеранам, делали им подарки, собирали материалы для школьных музеев.

Краеведческие музеи, кабинеты Боевой славы – результат совместной работы детей, учителей и родителей. Только за прошлый год в школах Кадуйского района открылось шесть новых музеев и комнат Боевой славы. Там собрано много ценного материала для воспитания юного поколения. Многие школьники увлеклись научно-исследовательской и поисковой работой. Накануне Дня Победы в школах прошли презентации залов Боевой славы. Их оформлением занимались девятиклассники в рамках предпрофильной подготовки. Они собрали материалы о поэте-фронтовике Орлове, об участниках Сталинградской битвы, о блокадном Ленинграде. Торжественные презентации проходили в присутствии ветеранов войны. На фоне документальной хроники военных лет под музыку звучали стихи о Великой Отечественной войне. Старшеклассники рассказывали о проделанной работе, знакомили с собранными материалами. А в конце высказали пожелания младшим школьникам: «Создавая комнату Боевой славы, мы хотели, чтобы наш труд не пропал даром. Ваша задача – сохранить память о тех суровых годах и людях, которые подарили мир другим поколениям».

В школе учитель должен воспитывать у детей чувство любви не только к родному краю, но и к семье. Поэтому в нашем районе ежегодно отмечается День матери. Ребята готовят концерты для мам. А в кадуйской средней общеобразовательной школе №2 семиклассники вместе со своим классным руководителем собрали уникальный материал о судьбе крестьянки Ксении Волковой из деревни Малафеево, потерявшей на войне шестерых сыновей. История многострадальной матери никого не оставила равнодушным. Имя этой женщины занесено в почетную книгу Материнского подвига района. На малафеевской земле появился памятный знак в честь солдат Волковых, а сейчас идет сбор денег на установку плиты Скорби.

В основе любой краеведческой работы лежит поиск, глубокий интерес к прошлому. Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием. В канун юбилея Победы андогские школьники совместно с Никольским ДК сняли фильмы «Труженики тыла», «Школа в годы войны», «Вспомним былое». В их видеоархиве есть также встречи с известными поэтами, писателями, военнослужащими и другими интересными людьми.

Невозможно воспитать гражданина и патриота из школьника, изучающего историю Родины только по учебнику. Поэтому наши школы используют в своей работе этнокультурный компонент, что очень обогащает образовательный процесс, дает импульс творчеству педагогов и детей. На факультативах и в кружках дети получают знания о малой родине, светочах и святынях Кадуйской земли, Вологодчины, России. Этим темам посвящаются викторины, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, поделок, тематические уроки. Школьники знакомятся с историей Кадуя и района, бывают на экскурсиях в районном краеведческом музее имени А.Г.Юкова.

Недавно в Кадуе с успехом прошла межрайонная научно-практическая конференция «Патриотизм как основа гуманитарного образования», собравшая около 200 участников – представителей науки, образования, культуры, детской и родительской общественности. Одна из секций была посвящена только ученическим исследовательским работам «Мы изучаем родной край».

Для того чтобы собрать необходимый материал для своих исследований, школьники ездят по деревням, организуют поисковые десанты, во время которых берут интервью, фотографируют, делают видеосъемки, собирают экспонаты, реликвии, проводят «круглые столы». В Хохловской школе, например, работает летний этнографический лагерь, куда приезжают в экспедиции ребята не только из Вологодской, но и из других областей.

Школа должна прививать и развивать интерес учеников к родному краю, помогать в осмыслении таких понятий, как Родина, подвиг, патриот, гражданин.

Хочется особо подчеркнуть необходимость работы по патриотическому воспитанию. Словесный патриотизм пуст, истинный патриотизм должен закрепляться делом. Нужно дать ребенку возможность поверить в свои силы и помочь ему проявить способности. Наши ученики чувствуют, что их работа востребована, и это для них самая большая награда.

Надежда МУДРОВА, начальник Управления образования Кадуйского муниципального района, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте