В настоящее время учитель должен быстро изменяться в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к образованию, постоянно совершенствовать и развивать уже имеющиеся навыки и учиться новому. Одним из способов реализации данных требований может служить реверсивное наставничество. Не только мы, учителя, учим детей, но и у детей есть чему поучиться.
Представлю фрагмент из моей практики как классного руководителя. Описаны основные этапы, формы, методы и результаты работы по направлению воспитательной деятельности.
Взяв 5‑й класс для классного руководства в прошлом учебном году, ожидала, что будет много трудностей: период адаптации, новые учителя, новые ученики в классе. Морально к такому готов каждый учитель, но я обратила внимание, что, несмотря на все проводимые мной мероприятия и классные часы, учащиеся не работают дружно, в мероприятиях участвуют только самые активные ребята, уровень самостоятельности остается довольно низким.
Итоги 2021-2022 учебного года показали, что уровень реализации мероприятий низкий, во многом мы с классом не успели поучаствовать. Необходимо исправлять ситуацию. С чего начать? С себя, конечно. Необходимо поменять стратегию поведения: не я насаждаю и предлагаю свои идеи, а учащиеся учат, организуют меня. Так возникла идея воспользоваться подходом реверсивного наставничества.
Следует отметить, что в настоящее время в образовании используют несколько моделей наставничества: традиционное, партнерское, командное, флеш-наставничество, скоростное, реверсивное, виртуальное. Тип наставничества я выбирала, учитывая особенности собственного класса, желая повысить уровень самостоятельности и ответственности учащихся.
В том числе на выбор формы оказало влияние то, что реверсивное наставничество позволяет реализовать сотрудничество старшего и более молодого поколений в таких направлениях, как современные технологии обучения, новые тренды, цифровизация и познание современной культуры. Такое взаимообучение позволяет создать разновозрастное образовательное сообщество, которое станет более конкурентным в современных условиях.
Реализация выбранного метода потребовала дополнительной подготовки. Это стало первым этапом – аналитическим. Работа над ним началась еще в период летних каникул. Был составлен примерный план воспитательной работы с классом. Хотелось выяснить круг вопросов и интересов учащихся по совместной деятельности и общие интересы. Его можно проводить в форме анкетирования, но решила собрать необходимую для меня информацию в форме беседы. На этом этапе помогли уроки «Разговоры о важном» и классные часы. На каждом занятии поднимались вопросы: «С кем хотелось бы провести или организовать совместную деятельность? Кто умеет то же, что и ты? Кто слушает такую же музыку, как ты? Кто занимается тем же видом спорта, что и ты?»
Конечно, как и у любого классного руководителя, у меня была эта информация, но мне было необходимо, чтобы учащиеся лучше узнали друг друга, а не только близких друзей. На одном из классных часов в сентябре ребята проводили игру «Угадай, кто?», к данному моменту все учащиеся класса уже «познакомились» еще раз друг с другом, сами заготовили билеты с вопросами, староста разбила всех участников на команды (в нашем классе их получилось 5 по 5-6 человек), классный руководитель тоже был присоединен к одной из команд (команда выбиралась методом жеребьевки).
Идея игры в следующем: команда случайным образом выбирает билет с вопросом, вопрос содержит описание одноклассника, нужно угадать, о ком идет речь. По итогам игры прошло обсуждение следующих вопросов: «Чем нам поможет лучшее понимание друг друга? Что мы хотим получить в конце этого учебного года?»
Ребята выдвинули идею о создании девиза класса, мыслей было много, но методом голосования был выбран девиз «Мы разные, но мы вместе!». Самым сложным на данном этапе было сохранить эффект самостоятельности учащихся, хотя все процессы находились под контролем классного руководителя.
Второй этап заключался во внедрении условий для отработки нужных компетенций. На этом этапе учащимся предлагалось разнообразить классную жизнь, разработать и внедрить несколько мероприятий.
Здесь необходима обязательная корректировка работы класса. Идей будет много и различных, все сразу реализовать не получится. В нашем случае актив класса организовал голосование и обсуждение идей. Следует отметить, что на данном этапе ребята уже самостоятельно отвели мне роль помощника в организации и проведении отобранных мероприятий. Ведь необходимо предупредить и договориться с другими учителями. Учащиеся предложили несколько идей: провести день без портфеля, день мягкой игрушки, день вежливости, принять участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».
На данном этапе мы закрепляли не только коммуникативные навыки, но и организаторские. Проведение каждого мероприятия делили на этапы, каждый ученик отвечает за свой участок и общую реализацию проекта. То есть каждый отвечает не только за себя, но и за общий результат. Здесь важно построить работу так, чтобы учащиеся понимали, что их собственный результат зависит от результата других. В ходе совместной работы учащиеся поняли, что нам необходима своя команда репортеров и журналистов, появилась идея разработки странички класса в Интернете и выпуска газеты класса. Сейчас ребята находятся на стадии создания данной команды. Их собственная идея отбора членов команды «Пресс-служба класса» – конкурс фото- и видеорепортажей «С места учебы».
Заключительный этап – анализ проделанной работы. Итоги планируется подвести к окончанию учебного года, но уже сейчас есть промежуточные результаты: организованы и проведены день без портфеля, день мягкой игрушки, силами учащихся (от идеи до выполнения) было выполнено украшение классного кабинета к празднику «Новый год в гостях у Бабы-яги». Ребята практически самостоятельно организовали два выезда по программе «Музеи. Парки. Усадьбы».
В планах следующие мероприятия: Делай как я (помощь одноклассникам в учебе), участие в проектной деятельности и выход на городские конкурсы. Воспитательная система класса стала более работоспособной, упорядоченной и эффективной.
Важно отметить, что применение технологии реверсивного наставничества оказало положительное влияние на развитие познавательной активности учащихся и учителя.
Данный опыт может быть применен не только классными руководителями, но его можно распространить на работу с молодыми специалистами, в классах с углубленным изучением предметов и предпрофильных классах.
Наша работа не была безупречной, были ошибки, просчеты, но, как говорят мои ученики: «Если мы делаем ошибки при решении задач, то это не значит, что мы не любим математику». Смотрю на моих учеников и понимаю, что нам есть к чему стремиться, много задач еще впереди!
Елена ЧУВЕЛЕВА, учитель школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна
Комментарии