search
main
0

Рыцари школьного образа. Урок-обобщение «Культура средневековой Европы». 7-й класс

К моменту проведения данного урока дети познакомились с германо-скандинавской и кельтской мифологией, выполнили творческие работы; были прочитаны эпические сказания Западной Европы («Король Артур и рыцари Круглого стола», «Песнь о нибелунгах», «Песнь о Роланде»). Состоялось обращение не только к эпическим сюжетам, но и к духовно-нравственному содержанию эпоса. Усвоены основные положения христианства; открыт мир средневековой архитектуры, скульптуры, живописи. Составлено представление о символике. Таким образом, итоговому уроку предшествовала серьезная работа: знакомство с теоретическими сведениями о культуре и искусстве средневековья и практическая работа – постижение особенностей искусства средневековой Европы. Итоговый урок по теме «Культура средневековой Европы» проводится в форме рыцарского турнира, на который приглашены доблестные рыцари и прекрасные дамы.

Цели урока:

1. Обобщение знаний, полученных во время изучения темы «Культура средневековой Европы».

2. Воспитание уважительного отношения к явлениям искусства и культуры.

3. Развитие интереса к изучению истории средневековой культуры.

Оборудование:

1. Слайды: архитектура средневековой Европы (раннее средневековье: церковь Санта Мария, Испания; романская архитектура: замок феодала, Чехия; собор Св. Михаила в Хильдесхейме, Германия; собор в Вормсе; собор в Пизе; готическая архитектура: собор в Реймсе, собор Парижской Богоматери, Франция; собор в Кельне, Германия.

2. Слайды: скульптура (раннее средневековье, романское искусство, готика).

3. Слайды: роза готического собора; фрески.

4. Музыка: григорианский хорал (аудиозапись).

5. Экспозиция: рыцарское вооружение (модели); средневековый женский костюм (самодельный); рыцарский замок (иллюстративный материал).

6. Белые платочки (всем прекрасным дамам: и участницам, и зрительницам).

Предварительная работа:

1. Изучение материалов по теме.

2. Деление класса на отряды (2), в каждом отряде – рыцари и прекрасные дамы (поровну).

3. Домашнее задание: изготовление доспехов; изготовление средневекового женского платья, прически, головного убора; подготовка серенады для исполнения; повторение изученного материала.

Ход урока.

1. Слово учителя.

– Дорогие друзья! В течение ряда уроков мы шли по дорогам средневековой Европы, открывали для себя ее города, соборы и замки, знакомились с обычаями и традициями народов, слушали музыку той эпохи, восхищались подвигами доблестных рыцарей и верностью прекрасных дам. Я думаю, эта далекая эпоха навсегда осталась в вашей памяти. Сегодня мы попробуем повторить все, что вы узнали на уроках по теме «Культура средневековой Европы». Повторение это пройдет в интересной форме: мы проведем рыцарский турнир. Участвовать в нем будут наши храбрые рыцари, а провожать их на подвиги будут, конечно же, прекрасные дамы.

Просим рыцарские отряды занять свои места (в первом ряду сидят прекрасные дамы, во втором ряду стоят рыцари).

Наш турнир привлек внимание публики: зрители рады рукоплескать его участникам. Кроме того, на нашем турнире работает жюри: оно представлено учениками старших классов, изучавшими эту тему несколько лет назад. Все поединки турнира будут оцениваться по пятибалльной системе; дополнения к ответам противоположного отряда приносят команде 2 балла.

Итак, участники турнира, уважаемая публика и жюри – все готовы к состязанию. Слышите? Рог трубит! Наш турнир начинается!

Перечень поединков турнира:

1. Представление рыцарских отрядов (название, девиз, герб – его смысл и изображение).

2. Поединок королей:

а) перечислить подвиги сэра Ланселота, сэра Персиваля;

б) пригласив одного из вассалов (членов своего отряда), показать ритуал посвящения в рыцари, комментируя смысл происходящего (оценивается точность исполнения и точность комментария).

3. Вопросы вассалам доблестного рыцаря (членам отряда):

а) какую роль играют в рыцарском эпосе «Король Артур и рыцари Круглого стола»; какова роль следующих предметов: чаша святого Грааля? Меч Мерлина?

б) назовите основные положения кодекса чести рыцарей Круглого стола (оценивается точность передачи смысла и формулировок).

4. Вопросы прекрасным дамам:

а) назовите крупнейшие соборы романской архитектуры, укажите их особенности;

б) назовите самые яркие соборы готической архитектуры, укажите их особенности;

в) каковы различия скульптуры романской и готической?

г) прокомментируйте свой костюм, прическу и головной убор.

5. Поединок музыкантов:

а) каков символический смысл песнопения «Григорианский хорал»?

б) история появления органа; символический смысл этого музыкального инструмента.

6. В гостях у рыцаря:

а) используя материалы экспозиции, проведите экскурсию по замку рыцаря;

б) используя материалы экспозиции, проведите экскурсию по двору замка рыцаря.

7. Поединок поэтов:

а) прочтите наизусть стихотворение одного из средневековых поэтов;

б) назовите жанры средневековой поэзии.

8. Исполнение серенады, посвященной прекрасной даме: дама садится на возвышение (балкон), рыцарь поет ей серенаду (за каждого исполнителя – 5 баллов).

Наш поединок завершается. Пока жюри подводит итоги, посмотрите показательные выступления ребят, занимающихся в нашем школьном Центре спортивно-исторического фехтования (показательный поединок на шпагах и мечах).

Подведение итогов.

Учитель:

– Уважаемые друзья! Помните, перед началом турнира мы раздали всем прекрасным дамам белые платочки. Сейчас мы просим вас, прекрасные дамы, выбрать самого доблестного рыцаря, который восхитил вас своими подвигами – подойдите к нему, вручите ему ваш платочек (нужно предусмотреть: платочки должны появиться у всех рыцарей – попросите об этом взрослых прекрасных дам: учительниц, мам).

Подводится итог: самый доблестный рыцарь награждается особым дипломом; рыцарские отряды тоже получают награды.

Заключительное слово учителя.

– Дорогие друзья! Уважаемые рыцари и прекрасные дамы!

Поздравляю вас с завершением турнира! Прекрасно, что вы подарили всем зрителям подлинный праздник благородства, отваги, ума, прекрасных чувств!

Спасибо за вдохновенную работу! Желаю вам дальнейших подвигов в изучении культуры других эпох и континентов!

До новых встреч!

Последействие урока:

исследовательская работа: «Традиции средневековья в облике и культурной жизни нашего города»;

дискуссия на уроке риторики: «Кодекс рыцарской чести и жизнь современной школы»;

экскурсия в Музей изобразительных искусств: искусство средних веков;

образовательное путешествие в Санкт-Петербург в школу культуры «Ковчег» (работа на экспозициях Эрмитажа).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте