Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Рядом и вместе

Учительская газета, №36 от 6 сентября 2005. Читать номер
Автор:

В чем заключается великая и таинственная сила Учителя и Воспитателя? Мне кажется, в соединении любви к делу и, безусловно, любви к детям. Где любовь – не просто чувство, а средство воспитания, фундамент, на котором выстраивается совместная жизнь взрослого и ребенка. Только любовь может открыть в маленьком человеке прекрасное или великое, недоступное наблюдению и уму.

Каждое мгновение соприкосновения с ребенком уникально и неповторимо. Дети живут своими представлениями о добре и зле; у них свое понимание красоты и свое измерение времени: в детстве один день кажется годом, а год – вечностью. Каждая секунда таит в себе огромный потенциал развития, поэтому ребенку необходимо полноценно проживать любое мгновение бытия. Дети – это не маленькие взрослые. Устройство их мира особенное и взрослую жизнь не копирует. В отношениях с ребенком важно не нарушить его экологию, не нарушить экологию Детства вообще.

Воспитатель получает право осторожно и бережно войти в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой и сотворчеством.

Я несу огромную ответственность за каждый жест, взгляд, слово, миг, проведенный с детьми, ведь это миг их жизни.

Иногда хочется вернуться назад, остановиться, сказать маленькому человеку нужные ему в этот момент слова. Но время уже прошло, его невозможно вернуть. Мы не можем предугадать, какие жизненные впечатления вынес из ситуации ребенок. Переживание неуловимо, оно ускользает, но всегда оставляет след в душе. Слишком дорогой будет цена за ошибку. Поэтому надо дорожить каждой минутой общения с ребенком и проживать их вместе с ним.

Я убеждена, что все дети разные, и каждый из них несет свою индивидуальную миссию. Смогут ли они ее выполнить? Это во многом зависит от взрослых, воспитывающих ребенка в первые годы жизни. Ведь малыш, как улитка, считал Декроли, попросишь: «Улитка, улитка, покажи свои рожки!» – и она рано или поздно их высунет. Но ни в коем случае нельзя тянуть их наружу щипцами! Терпение и только терпение. Дайте маленькому человечку время, и он подарит вам счастье, которое нельзя купить или взять силой.

Увидеть в каждом ребенке одаренную личность трудно, но возможно. Многим одаренность кажется явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов. Но одаренность – это свет, который пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. И я стараюсь раскрыть в своих детях «алмазные россыпи» дарований, чтобы каждый ощущал себя уверенно в этом мире.

В своей напряженной исследовательской деятельности дети приходят к разным философским вопросам. Что такое человек? Кто я сам? Почему человек не может летать? – спрашивают меня мои маленькие «почемучки». Дети хотят знать историю человечества, чтобы найти свое место в мире. И я должна открыть перед ними множество дорог, чтобы они могли выбрать свою единственную.

Мне достались ключи от сказочного дворца, имя которому – Детство.

Светлана СУСКИНА, воспитатель осинского детского сада № 2, учитель года Усть-Ордынского Бурятского АО-2005


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту