Многие из нашего поколения помнят сиюминутный тест, сделанный героем фильма «Дневник директора школы» в блестящем исполнении Борисова при приеме учительницы на работу. Ее судьба была предопределена страшным словом «траНвай». Изменилась ли ситуация сегодня? Сколько себя помню директором, всегда было расхожим утверждение, что, мол, пединституты не так готовят учителей, и их приходится переучивать. Они не понимают особенности школы, им далеко до таинств учительского труда. И это – правда. Мы ведь достаточно хорошо представляем себе, что не так уж велика доля тех абитуриентов педагогических вузов, которые хотят в будущем обязательно связать свою жизнь со школой. Количество случайных попаданий настолько велико, что стало системным явлением.
И вот уже почти десятилетие нас продолжает удивлять своей непохожестью на эти стандартные представления о выпускниках педагогических вузов молодежь, приходящая в школу из Московского городского педагогического университета. Мы их называем «рябовскими» по имени ректора Виктора Васильевича Рябова.
Девять месяцев преддипломной стажировки в школе – это почти интернатура. И эти месяцы позволяют использовать самую проверенную технологию выбора – метод проб и ошибок. «Рябовские» отличаются высокой информационной культурой, которая сопоставима с информационными запросами тех, кого они учат. На днях один из московских директоров подарил мне довольно злой афоризм: «До семи лет мы детей учим ходить и говорить, а после семи – сидеть и слушать». К счастью, возможно, мне везло, но я не встречал среди выпускников МГПУ ребят, которых можно было бы отнести к проводникам подобной парадигмы в образовании.
Аргументированная смелость, позволяющая критически относиться к программам и традиционным дидактикам, диалоговый режим работы, высокая общая культура. Работая с «рябовскими», понимаешь, что они готовы стать учителями. И это становление во многом зависит от того, как они строят отношения с детьми, собираются ли не только говорить, но и слушать, командовать или сотрудничать.
Радует высокий уровень их психологической культуры. Сегодня школы становятся все более инклюзивными, хотим мы этого или нет. И это перемешивание относится не столько к детям-инвалидам, сколько к детям с не вполне обычным, точнее привычным психологическим статусом. И их важно увидеть, не «загасить», пригласить к диалогу.
Сегодня стремительно в школы привносятся поликультурные тенденции. Многонациональность детского сообщества, особенно в Москве, становится важным фактором влияния на наши образовательные действия. Полагаю, что университет делает многое, чтобы учитель не стал жертвой установки на неприятие «чужого».
Сегодня возникла новая инициатива педагогического университета: перенести существенную часть образовательного процесса в деятельностную систему школьных практик, в создание педагогических мастерских. Высокий уровень преподавания, профессионализм вузовской профессуры и культура образовательной среды университета теперь смогут дополняться групповым и персональным взаимодействием со школьными учителями. Это не классическая педпрактика, это новая технология, которая, вероятно, будет способствовать взаимному обогащению. Хороший учитель многому учится у своих учеников, особенно сегодня, когда знания стремительно растут, технологии за ними не поспевают, а новое поколение без всякого ужаса говорит об особенностях какого-нибудь 2030 года.
Мы ждем вас, коллеги!
Комментарии