Базисный учебный план общеобразовательной 12-летней школы РФ
Предлагаемый проект Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений определяет максимальный объем нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального, национально-регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям. При этом, согласно “Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе”, принятой на Всероссийском совещании работников образования, учебный план ориентирован на пятидневную неделю и 10-летнюю основную школу и старшую ступень общеобразовательной школы, включающую 11-й и 12-й классы.
Для всех классов основной школы учебный план одинаков (приводится одинаковое количество часов по всем предметам); распределение часов в структуре учебного плана для старших (11-го и 12-го) классов приведено с учетом профильной дифференциации (естественно-научной, гуманитарной, экономической и технической).
Инвариантная часть предлагаемого проекта Базисного учебного плана представлена следующими образовательными областями: “Филология”, “Математика”, “Естествознание”, “Обществознание”, “Искусство”, “Физическая культура”, “Технология”. Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам.
Образовательная область “Филология” может быть решена в 3 вариантах, обусловленных особенностями обучения в образовательных учреждениях:
1. В школах с преподаванием на русском языке как родном изучаются русский язык, русская литература, литература народов России, мировая художественная литература и иностранный язык. При этом используется суммарное количество часов на изучение русского языка как государственного языка и образовательного компонента “язык и литература”.
2. В школах с преподаванием на родном (нерусском) языке изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература, литература народов России, зарубежная литература, иностранный язык.
3. В школах с преподаванием на русском языке как неродном изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература, литература народов России, зарубежная литература, иностранная художественная литература.
Мы считаем неправомерным исключение из программ литературы изучение классической зарубежной литературы, как это было предусмотрено объяснительной запиской к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 февраля 1998 года #322.
Считаем, что изучение русского языка необходимо продолжать и в XII классе. Предлагается следующая схема содержания по годам обучения.
V класс. Связная речь, начало синтаксиса и пунктуации, фонетика, орфоэпия, орфография, начало лексики, словообразование и морфология.
VI класс. Связная речь (продолжение), лексика с фразеологией, словообразование, морфология и орфография.
VII класс. Связная речь, морфология и орфография.
VIII класс. Связная речь, синтаксис и пунктуация (простое предложение).
IX класс. Синтакис и пунктуация в сложных предложениях.
X класс. Текст, повторение орфографии и пунктуации.
XI класс. Стилистика и повторение грамматики и орфографии.
XII класс. Риторика.
В качестве основных пособий по русскому языку рекомендуются следующие пособия:
1. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. Русский язык. “Просвещение”. 1999 г.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стиль речи. “Просвещение”. 1996-1998 гг.
3. Кохтев Н.Н. Риторика. “Просвещение”. 1996-1998 гг.
В образовательную область “Математика” входят математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика. За счет инвариантной части учебного плана информатика может изучаться как самостоятельный курс в 10-12-х классах. Изучение данного курса начинать в более раннем возрасте (7-9-е классы) возможно за счет вариативной части.
Предлагается следующая последовательность изучения материала по годам обучения.
V класс. Натуральные числа. Обыкновенные дроби. Элементы наглядно-практической геометрии. Анализ данных.
VI класс. Десятичные дроби. Проценты. Положительные и отрицательные числа. Элементы алгебры.
VII класс. Отношения и пропорции. Выражение тождества. Уравнения первой степени. Координаты и графики отношений.
VIII класс. Алгебраические дроби. Квадратные корни. Квадратные уравнения. Системы линейных уравнений. Линейные функции (y = k/x; y = ).
IX класс. Линейные неравенства. Системы линейных неравенств с одной переменной. Квадратичная функция. Решение квадратных неравенств. Решение системы уравнений, сводимых к квадратным уравнениям.
X класс. Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Предел последовательности. Теоремы о пределах. Длина окружности и площадь круга. Элементы тригонометрии. Тригонометрические функции.
XI класс. Комплексные числа. Степени и корни. Показательная и логарифмическая функции. Решение показательных и логарифмических уравнений.
XII класс. Элементы комбинаторики, теории вероятности и статистики. Системы уравнений и неравенств. Обобщение и теория равносильности. Повторение, обобщение и систематизация курса алгебры.
Естествознание
“Естествознание”, представленное такими предметами, как физика, химия, биология, экология, претерпело существенные изменения. В настоящее время изучение предметов естественного цикла согласно Базисному учебному плану 1998 г. начинается в 5-м классе с интегрированного курса “Естествознание”, представляющего собой конгломерат сведений по физике, химии и биологии. Затем в VI классе начинается изучение биологии, в VII классе – физики и только в VIII классе (!) начинается изучение химии.
Вследствие этого современный курс биологии в школе является описательным. Многие процессы, протекающие в живых организмах, рассматриваются в нем слишком упрощенно, поверхностно, так как к началу их изучения у учащихся совершенно отсутствуют необходимые для их научного объяснения знания по физике и химии. Жизнь растений и животных рассматривается без учета влияния на них разнообразных физико-химических факторов как живущих и развивающихся под хрустальным колпаком. Например, у учащихся нет необходимых знаний по физике и химии для объяснения таких процессов, как испарение влаги с листьев растений, поступление питательных веществ из почвы в растения, фотосинтез, обмен веществ и др.
Такое положение в преподавании биологии в школе не соответствует современному состоянию биологической науки и не отражает закономерности развития естествознания. Современная биология развивается в тесной взаимосвязи с физикой и химией. Тенденции ее развития указывают на все возрастающую роль физики и химии в биологических исследованиях. Однако в школьном курсе биологии не учитываются ни современное состояние биологической науки, ни тенденции ее развития. Между тем о необходимости использования в биологии достижений физики и химии говорил в свое время бывший президент Академии наук СССР В.М.Келдыш. А еще ранее в XIX веке известный русский публицист Д.И.Писарев писал, что “… без физики нельзя взяться за химию; без физики и химии нет возможности приступить к физиологии животных и растений, разумное и плодотворное изучение природы возможно только при соблюдении самой строгой последовательности…”
Это положение вытекает из логики и методологии развития наук физики, химии и биологии.
Исходя из этого мы предлагаем коренным образом пересмотреть последовательность изучения физики, химии и биологии. Мы предлагаем начинать изучение предметов естественного цикла с физики в 5-м классе, ввести пропедевтический курс физики в 5-6-х классах вместо “интегрированного” курса “Естествознание”, изучаемого ныне в 5-м классе. В 6-м классе начинается изучение химии и только в 7-м классе (или во втором полугодии 6-го класса) начинается изучение биологии в тесной взаимосвязи с физикой и химией, с опорой на общие естественно-научные понятия и законы.
А интегрированный курс “Естествознание” мы предлагаем изучать в XI-XII классах. В нем систематизируются и обобщаются знания по физике, химии и биологии, получаемые учащимися за период с V по X класс включительно. В нем выделяются такие разделы: “Общие естественно-научные понятия”, “Общие методы научного познания”, “Общие естественно-научные законы, общие естественно-научные теории”, “Эволюция естественно-научной картины мира”.
В соответствии с этой концепцией нами проведен эксперимент в период с 1994-1995 учебного года по 1999-2000 год в школах Челябинской, Омской областей, в Ханты-Мансийске, Нижневартовске и других регионах страны.
Экспериментальная база год от года расширяется. Авторским коллективом (Даммер М.Д. и Румянцев А.Ю.) разработаны и опубликованы учебники физики с элементами астрономии для V и VII классов; разработаны программы по всем предметам (начиная с V по IX класс), подобраны методические рекомендации для учителей, дидактические материалы. Разработаны программа интегративного курса “Естествознание” доцентом О.А.Яворуком, учебные пособия для учащихся и методические рекомендации для учителей.
Эксперимент обсуждался и одобрен на заседании президиума отделения общего образования РАО и на заседании отделения общего образования в период общего собрания РАО в апреле 1999 года.
Физика
V класс. Предмет физики и используемые в физике методы познания. Физическое тело. Физические явления. Физические величины и их измерение. Измерение площадей и объемов. Механическое движение. Скорость движения. Графическое изображение движения.
Сила. Вес тела. Взаимодействие тел, масса. Тяготение тел. Тяготение тел во Вселенной. Сила трения. Сила упругости.
VI класс. Первоначальные сведения о строении вещества (молекулы, атомы, атомное ядро, электронная оболочка). Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия. Плотность вещества. Плотность небесных тел. Способы теплопередачи. Тепловое расширение. Температура. Температура и цвет небесных тел. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Давление твердых, жидких и газообразных тел. Атмосфера и атмосферное давление. Сообщающиеся сосуды. Действие сил на тела, погруженные в жидкость и газ. Закон Архимеда.
VII класс. Первоначальные сведения об электричестве. Электризация тел. Электрические заряды. Взаимодействие наэлектризованных тел. Электрическая цепь. Электрический ток. Сила тока, напряжение. Тепловое, магнитное действие тока. Первоначальные сведения о свете. Отражение и преломление света. На границе двух сред. Линзы. Дисперсия света.
VIII класс. Кинематика. Динамика. Законы Ньютона. Работа, мощность и энергия. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Колебания и волны.
IX класс. Молекулярная физика. Молекулярно-кинетическая теория строения вещества. Тепловые явления. Внутренняя энергия. Агрегатные состояния вещества, их взаимопревращение. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Свойства твердых тел. Основы термодинамики. Тепловые двигатели, их КПД.
X класс. Основы электродинамики. Магнитные свойства вещества и электромагнитные явления. Законы постоянного тока. Взаимодействие проводников с током. Электромагнитная индукция, ее применение на практике. Производство, передача и использование электроэнергии. Генераторы электрического тока. Электродвигатели. Электрификация народного хозяйства.
XI класс. Оптика. Световые волны. Элементы теории относительности, излучение и спектры. Квантовая физика. Световые кванты. Фотосинтез.
XII класс. Атомная физика. Физика атомного ядра. a-, b-и g-излучения. Радиоактивные превращения. Цепные и термоядерные реакции. Применение ядерной энергии, получение и применение радиоактивных изотопов. Биологическое излучение радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Эволюция физической картины мира. Обобщение.
Химия
VI класс. Предмет химии, методы химической науки. Основные понятия химии (атом, молекула, вещество, относительная молекулярная масса).
VII класс. Вещества в природе (атмосфере, гидросфере, в почве). Растворы.
VIII класс. Строение вещества. Электронная теория строения вещества. Периодический закон Менделеева.
IX класс. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Химия неметаллов и металлов.
X класс. Органические вещества. Обобщение. Повторение.
XI класс. Общая химия.
XII класс. Органическая химия.
Биология
VII класс. Предмет биологии. Растения. Растительная клетка. Вегетативные органы растения. Самовоспроизведение – важнейшее явление растительного организма. Растения в природе. Бактерии, грибы, лишайники. Животные.
VIII класс. Человек и его здоровье. Органы человека, их функции.
IX класс. Общая биология.
X класс. Общая биология. Систематика.
Комментарии