search
main
0

Русский язык

Кошка полосатая, рыжая, усатая

Серия учебников о частях речи

ерию “Веселые учебники”, которую выпускает издательство “Самовар”, задумал Эдуард Николаевич Успенский. А “Веселые учебники” – о частях речи – написала и красочно оформила Татьяна Рик.

Три ее книги – “Здравствуйте, Имя Существительное!”, “Доброе утро, Имя Прилагательное!”, “Здравствуй, дядюшка Глагол!” – рекомендованы Министерством образования РФ в качестве пособий для дополнительного образования. Книжки Татьяны Рик заинтересуют ребенка и в семь, и в девять, и в двенадцать лет. Они рассчитаны не только на ребят с 1-го до 7-го класса, но и на дошколят, с которыми дома занимаются мамы и папы. Сказочные герои этих книг помогают изучать морфологию русского языка. Невозможно заскучать в гостях у Доброго волшебника Имя Существительное, у веселой художницы Имя Прилагательное, у забавного и очень деятельного дядюшки Глагола.

В стране “Речь”, куда отправляются дети, чтобы научиться разбираться в падежах и склонениях существительного, узнать все о прилагательном и глаголе, их ждут приключения, игры и сказки. Вместе с тем книга остается прежде всего учебником.

Все книги обьединены общим сюжетом. По стране Речь путешествуют трое ребят разного возраста. Отсюда три ступени сложности материала. 6-8-летние путешествуют с первоклассником Женькой. Им еще рановато то, что рассказывают его сестренке-третьекласснице Катюше. Сначала надо хорошенько освоить самое простое, что положено знать о существительном, прилагательном или глаголе, выполняя вместе с родителями или самостоятельно задания, предложенные в книге. Если ребенок учится в 3, 4 и 5-м классах, он смело может шагать вслед за Катюшей и изучать более сложный материал, соответствующий этому возрасту. Самые старшие ребята путешествуют с шестиклассницей Юлькой. Таким образом, юные читатели могут и узнать новое, и вернуться к изучаемому материалу.

Книжки Татьяны Рик рассчитаны не только на домашнее чтение с родителями, но и на занятия в классе. На уроках можно использовать красочные картинки (без которых не обходится ни одна страничка учебников), тогда обьяснение новой темы станет веселее и понятнее, ведь у ребят пока конкретное, а не абстрактное мышление. Обьясняя новую тему, можно нарисовать на доске портреты главных героев (см.рис.), заготовить рисунки на ватмане дома или просто показать ребятам картинки из книжек. Это акцентирует внимание класса. Ребенку проще почувствовать, что такое признак предмета, на конкретном наглядном примере. Например, художница Имя Прилагательное раскрашивает разные предметы так, что они становятся особенными. Просто кошка превращается в рыжую и полосатую. Игра становится способом познания для ребенка. Для учителя она – путь к более понятному обьяснению нового материала.

Педагоги могут использовать на уроках игровые упражнения или стихи на запоминание правил, давать выборочные диктанты по “Веселым учебникам” Татьяны Рик. Путешествуя по стране Речь, ребята могут одновременно играть в смешные игры, лазить на дно океана за сокровищами, писать письма турецкому султану, помогать растеряшам найти вещи в бюро находок и одновременно говорить о серьезном – падежах, числах, родах.

В этих учебниках нет орфографии и синтаксиса. В школьной программе они даются через морфологию. Поэтому важно, чтобы именно морфологию дети изучали легко и радостно, как это предлагает делать в своих занимательных учебниках Татьяна Рик.

Следующая книга Т.Рик “Привет, Причастие!” для семиклассников выйдет в конце лета этого года в издательстве “Самовар”.

Ольга КУТАСОВА

Заказ книг Т.Рик по адресу: 117574, Москва, а/я 134.

Тел. 421-19-27.

Рисунки Татьяны Pик

Риторика

Где учился Сережа Елкин?

Книги по программе “Речь и культура общения”

здательство “Дрофа” выпустило учебное пособие “Школьная риторика: 5 класс” в двух книгах под редакцией Т.А.Ладыженской. Книги – часть единой программы “Речь и культура общения”, которая охватывает начальную школу и предполагает продолжение в старших классах. Учебник обобщает опыт многолетней практики преподавания риторики в школе.

С первых страниц дети знакомятся с героями этой учебной книги – Риториком, Грамматиком, Этикешей и пятиклассниками Колей и Олей. Вместе с ними они будут учиться премудростям общения.

Учебное пособие состоит из двух разделов (каждый в отдельной книге): “Общение” и “Речевые жанры”. Первый раздел “Общение” рассматривает такие понятия, как общение и его суть, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения, речевой этикет, речевая (коммуникативная) деятельность, риторические (подтекстовые) действия, коммуникативные качества речи. В нем есть такой полезный раздел, как “Учимся писать и редактировать”, с помощью которого школьники учатся различным видам правки текста – сокращению, добавлению, замене, работе над композицией.

Рассмотрим одно из заданий главы “Речь правильная и хорошая”. Начинается оно с постановки проблемы: Если незнакомый человек скажет “без пальта я пошел в магазин”, вы заметите ошибку? Что вы подумаете об этом человеке? Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

Вопрос: Почему Люся подумала, что новенький – двоечник?

Текст: Случилось это на первом уроке, новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и все время краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него и радовались, что на уроке остается меньше времени.

– Где ты учился, Сережа Елкин? – спросила Зинаида Антоновна.

– Теперя? В этом году?

– Ну. Разумеется.

– Теперя в 35-й школе.

– А раньше?

– Раньше начал в 147-й, а еще первее – в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

– Садись вон туда. – Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.

– Я не хочу сидеть с двоечником, – обиженно заявила Люся…

Задание после текста: Какие нарушения норм (ошибки) допустил новенький?

В разделе “Речевые жанры” изучаются такие понятия, как стили, тексты, речевые жанры (обьявление, комплимент, похвальное слово, шуточный рассказ и т.д.). Обучение максимально приближено к жизни. В нем есть глава, немного необычная для уроков русского языка, – “Давайте говорить друг другу комплименты”. Вот одно из заданий этой главы – Разыграйте следующие ситуации:

Вам понравился ответ друга на уроке истории. Сделайте ему комплимент.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который поднял бы ей настроение.

Вам сделал комплимент младший брат. Как вы ему ответите?

Школьная риторика – практический курс, поэтому в учебном пособии много разнообразных заданий, формирующих у ребят умение анализировать и оценивать общение, созданный текст, а также умение говорить, слушать, писать, читать. В заданиях приведены хорошие литературные тексты, стихи, пословицы, скороговорки.

С помощью условных обозначений дети различают задания и быстро их находят: треугольник обозначает постановку проблемы, введение в теорию; два человечка – работу в парах; скрипичный ключ – задания, связанные с прослушиванием музыки, и т.д.

В учебнике рассказывается и о методах обучения, характерных только для уроков риторики: риторическом анализе, риторических задачах, риторических играх. Риторический анализ предполагает обсуждение трех вопросов: Что сказал говорящий? Что он хотел сказать? Что сказал ненамеренно? Риторические задачи основываются на описании всех значимых компонентов речевой ситуации: кто говорит (пишет), кому, для чего (зачем) и др. Пример риторической задачи:

– Тебе на день рождения подарили щенка. Ты об этом спешишь рассказать одноклассникам. Какую при этом ты можешь преследовать цель: поделиться радостью, похвастаться, просто сообщить о случившемся? Риторические игры создают ситуацию соревнования, предполагают определение победителя: кто быстрее (больше, смешнее и т.д.) скажет (спросит, сочинит и т.д.).

Пособие написано живым, занимательным языком и прекрасно издано. Обе книги большого формата – на каждом развороте дается тема одного урока.

В помощь учителю авторы учебника подготовили методическое пособие, изданное отдельной книжкой (Развитие речи. Школьная риторика: 5 кл.: Методический комментарий (под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Дрофа, 1996. 192 с.).

Учебное пособие одобрено Министерством общего и профессионального образования РФ и включено в федеральный комплект учебников на 1997-1998 учебный год.

На этот учебник можно подписаться, как на газету (на второе полугодие 1997 года), по каталогу Федеральной службы почтовой связи в любом почтовом отделении.

Дина КАЗАЧКОВА

Не ожидайте, что мир будет выглядеть светлым, если вы не снимаете темных очков.

Чарлз ЭЛЛИОТ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте