Основателя египтологии Жана-Франсуа Шампольона знают очень многие. Имя Дмитрия Егорьевича Ефимова (1811-1864) известно не столь обширному числу лиц. Меж тем он по праву считается первым в истории отечественной египтологии профессионалом в исследовании древнеегипетской архитектуры. Выставка «От Петербурга до Асуана: путешествие Дмитрия Ефимова в Египет (1834-1835)» в Государственном музее Востока – яркое тому свидетельство. Около 40 работ исследователя представлены в зале музея.
Родился Дмитрий Ефимов в Николаеве в семье морского офицера. Мальчик с детства был одаренным, позже получил офицерское образование. Руководство Черноморского флота в целях формирования архитектурных кадров из офицерского состава отправило Дмитрия Ефимова в Санкт-Петербург обучаться в Императорской академии художеств. В 1833 году новоиспеченный молодой архитектор и художник получил большую золотую медаль и был отправлен в Италию. Следует отметить, маршрут поездки включал также посещение Турции и Греции. Именно из Греции свое путешествие по Египту совершил Дмитрий Ефимов, привезя оттуда немало дивных рисунков и чертежей. В 1839 году, после посещения не только Турции, Греции, Италии, но и Сирии, Палестины, Ефимов вернулся в Санкт-Петербург. В этом же году ему было присвоено звание академика «за труды по реставрации виллы Адриановой и рисунки, сделанные во время его путешествия по Нубии и Египту». В Северной столице Дмитрий Ефимов участвовал в перестройке Александровского дворца в Царском Селе, был архитектором лицея, профессором архитектуры в Петербургском университете, но Египет – отдельная веха его биографии.
Кто только ни жил в Нубии – очень древней области в долине Нила, связанной самым тесным образом с развитием египетской цивилизации, располагавшейся несколько севернее (Египет поглотит Нубию). Римляне, турки, язычники, христиане и арабы – это тоже Нубия – архитектурная, религиозная, историческая. «Нубия сегодня – это неприветливая, суровая страна. Палящее солнце, сильный ветер, выветренные скалы, слепящий глаза желтый песок, узкая полоса плодородной земли по берегам Нила и безводные, спускающиеся к Нилу вади (сухие русла рек). Уже на небольшом расстоянии от Нила расстилается бескрайняя, безжизненная, каменистая пустыня, когда-то в очень древние времена обитаемая. На ее просторах археологи могут собрать большое количество палеолитических и неолитических каменных орудий, а на скалах обнаружить древние изображения, покрытые темной патиной, указывающей на их глубокую древность», – писал о Нубии Борис Борисович Пиотровский («Древняя Нубия», М.-Л., 1964).
Нубийское царство было отдельным государством, богатым золотом, ладаном. Торговля, особенно характерная для города Мероэ (современный Судан), была довольно-таки обширной – Египет, греко-римский, арабский, индийский миры. Были времена, когда Нубия была христианской, управляемой коптской Египетской церковью. Лишь в XVI веке вся Нубия окончательно оказалась под властью исламских правителей. Однако Дмитрия Ефимова интересовали древнейшие архитектурные памятники Нубии. Рисунки и графика архитектора находятся в зале Музея Востока. Там, например, можно увидеть работу «Собрание богов египетского вероисповедания с разных монументов Египта и Нубии». Среди них Гор – бог неба и солнца в облике сокола.
Отдельно стоит рассказать об острове Филе (Филэ), вид одного из храмов которого запечатлел Дмитрий Ефимов. Филе – остров, находящийся посередине Нила, место, где согласно древнеегипетским поверьям был погребен Осирис – царь загробного мира. Филе – место, где памятники архитектуры периода Древнего Египта тесно связаны с эллинизмом. Это остров, который был плотно застроен еще при правлении династии Птолемеев. Древние памятники острова изучали французские и английские ученые, однако в ХХ веке эллинистические памятники оказались под угрозой исчезновения (дамба, сооруженная англичанами в 1902 году, сильно разрушила часть памятников), но позже, при строительстве Асуанского водохранилища (1960), ЮНЕСКО было решено перенести оставшиеся памятники в Элефантину – другой остров на реке Нил после первых порогов. Отрадно, что сейчас, в XXI веке, мы можем видеть сохранившиеся (пусть и на бумаге) памятники старины, запечатленные Дмитрием Ефимовым. Храм Калабша, расположенный не так далеко от Асуана, также был зарисован Дмитрием Ефимовым (точнее, его внутренние колонны). Храм был построен в честь нубийского бога солнца Мандулиса (30 г. до н. э.). В период строительства Асуанской плотины храм был перенесен южнее. К слову, он тоже входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как и Филе).
Не могу не сказать и о дивной скульптуре фараона Аменехмета III, предоставленной для выставки Российским национальным музеем музыки. Аменехмет III – правитель XII династии фараонов (Среднее царство). Скульптура очень изысканна, она украшение выставки, создающее атмосферу древней цивилизации на еще более древней реке. «Я переступил только несколько шагов, и все передо мною переменилось! Как не узнать Нила! Вот его чародейство! Желтые струи его быстро катились в огромном русле», – так отзывался о реке Авраам Норов, государственный деятель, путешественник, ученый и писатель («Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг.»).
Сам же могущественный фараон Аменехмет III прославился грандиозным строительством. Храм в Луксоре, колоссы Мемнона – детища его правления. Так совершим же путешествие по Древнему Египту!
Марина МОРСКОВА
Комментарии