search
main
Топ 10
Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей В России ежегодно будут вручать 1250 премий лучшим учителям Уроки по финансовой безопасности начались в школах и колледжах России Классный руководитель в Астрахани взяла в руки ножницы в воспитательных целях
0

Русская парижанка. В Третьяковке проходит уникальная выставка зарубежных работ Зинаиды Серебряковой

У кого есть возможность, спешите: в Третьяковской галерее по 30 марта проходит выставка Зинаиды Серебряковой. Она уникальна, учитывая, что все персональные выставки замечательной художницы на родине — за долгую историю её жизни и несколько десятилетий после её ухода – можно пересчитать на пальцах одной руки. А нынешний вернисаж и вовсе особенный: на нем представлены более 70 живописных и графических работ из парижской мастерской художницы, ранее у нас не выставлявшихся (в том числе ее марокканские циклы 1928 и 1932 годов), а еще здесь можно увидеть работы детей художницы — Екатерины и Александра.

Листаю альбомы репродукций, их у нас два. Как странно — некоторые картины трудно узнать. Другие краски и ракурсы! Как жаль, что выставки Серебряковой так редки. Кроме того, на этом вернисаже картины выставлены не хрестоматийные, каталог  же выставки доступен не всем, стоит 1800 рублей. Зато подготовлена образовательная программа, в том числе лекции и авторские экскурсии.

… Две недели думаю о её судьбе. Счастливое детство в необычайно талантливой, большой семье Бенуа-Лансере — праздники, музыка, книги, выставки и творчество во всём. Трогательная забота друг о друге. Трагедия — смерть отца — не затмила радости, Зина была очень мала. Летнее пребывание в имении Нескучное под Харьковом — на воздухе, на воле, среди степей и полей, с братьями-сёстрами и крестьянскими ребятишками. Большая любовь и замужество в 1905 году. Борис Серебряков был ее двоюродным братом, они выросли вместе. Вышла замуж, когда он был еще студентом, потом стал инженером путей сообщения. Рождение четверых детей — Евгения, Александра. Татьяны и Екатерины.

И вдруг всё меняется, резко и страшно. Революция, разорение имения, переезд в Харьков, потом в Петроград, голод. Самое невыносимое, невозвратное — смерть от сыпного тифа мужа на руках Зинаиды Евгеньевны. Отчаяние. Она уезжает в 1924 году в Париж к дяде Шуре — Александру Бенуа в надежде что-то заработать, выбиться из нужды и вернуться, не зная, что навсегда прощается с мамой и Родиной. Не зная, что Александр сумеет приехать к ней, Катю она выпишет через Красный Крест, а двух других детей увидит лишь перед смертью, в старости…Париж не ждал её. Там была мода на другие картины, другие темы. Классика была не интересна. Жилось невероятно трудно. Александр расписывал интерьеры. По сути, реальные заработки были только у него. Натурщицей для матери часто становилась Катя — платить чужим было нечем. Жизнь сосредоточилась в мастерской, где жили они втроём, где и сейчас живёт Екатерина Борисовна. Ей сто лет, и она бедствует. Трое детей не создали свои семьи: Евгений, что жил в России, Александр и Екатерина,  что под крылом мамы.Одна Татьяна вышла замуж, родила сыновей Ивана и Анатолия. Первый стал художником, как и все в семье. Иван Николаев — заслуженный художник России и отец четверых детей. Все его дети — Анастасия, Елизавета, Матвей (в монашеском постриге Иннокентий) и Татьяна — тоже художники. Более того, к изобразительному искусству уже имеют отношение старшие внуки! Род не прервался…Конечно, были и моменты радости. Две поездки в Марокко — открытие нового мира, новой, иной красоты. Поездки в Италию и Англию. Даже в самые сложные периоды яркие солнечные краски преобладали у Зинаиды Серебряковой, и сейчас я вижу перед глазами море, зелень деревьев, разноцветье нарядов, горы, улицы… Удивительные глаза дочери Кати, весь её ликующий облик, юную открытость миру. Лица марокканцев и итальянок. Натюрморты, букеты. Живая радость и свет — с каждой картины!Работы Екатерины тоже радостные — в основном это пейзажи и натюрморты, а у Александра — невиданной красоты интерьеры.И ещё на выставке есть фотографии и — как обычно — биография на стене. Зрители читают внимательно. Обсуждают, горюют и восхищаются.Самый знаменитый её автопортрет «За туалетом» был написан в счастливую пору. Непринуждённо, легко: «Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке. Зима в этот год наступала ранняя, всё было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…».Эта картина и несколько других участвовали в выставке «Мира искусства». И её вместе с работой «Зеленя осенью» приобрёл для галереи Павел Третьяков.Были молодость, любовь. Дети. Природа. Хозяйствование, дружба с крестьянами. Помощь им, совместные праздники. В дни революции крестьяне успели предупредить Серебряковых о готовящемся погроме и проводили их в путь. Выдав с собой несколько мешков зерна и моркови. И это спасло семью в Харькове. Смерть Бориса перевернула жизнь. «Только бы не вспоминать беспрестанно прошлое, не переживать снова и снова то, что нельзя вернуть…» Жили вместе со старенькой мамой, жарили картофельные очистки, хлеб перепадал редко… Иногда кто-нибудь заказывал известной художнице портрет. Коллекционеры брали её работы охотно — за поношенные вещи или продукты. Сколько таких картин разошлось по свету! Перебрались в Петербург. В 1921 году она писала родным: «Я шью целыми днями… удлиняю Катюше платье, чиню бельё… Приготовляю сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом… Живём мы по-прежнему каким-то чудом…». Иногда удавалось пригласить домой юных балерин — те позировали бесплатно (сами того не подозревая, они как бы возвращали старый долг: Мариинский театр был построен по проектам прадеда Зинаиды, Альберто Кавоса).Париж принёс новые беды. Пожалуй, только после войны наступил период относительной стабильности. Французское гражданство было получено лишь в 1947 году. Хотя были поездки, радостные впечатления, творческие потрясения, без которых не прожить художнику. Возвращаться в СССР она боялась — не было ни денег, ни паспорта, опасалась репрессий. Брат Николай был арестован и умер в тюрьме. Деньги близким посылать удавалось, но это было трудно. Мама и дети фактически голодали в Ленинграде, жили они все вместе в одной комнате на иждивенческие карточки. В 1933 году мама художницы, Екатерина Николаевна Лансере умерла. Но бабушка сумела вырастить внуков, дать им образование. Евгений стал архитектором, Татьяна — театральным художником МХАТа. Только в 1960 году она смогла увидеть мать. Евгений — ещё позже. Эта разлука стала вторым пожизненным потрясением для Зинаиды Серебряковой.И вечная боль разлуки с Родиной. В 1965 году, когда состоялась ее первая большая персональная выставка в Москве, сил на приезд в СССР у Зинаиды Евгеньевны уже не хватило… Она умерла в Париже 19 сентября 1967 года.В этом году у неё юбилей — 130 лет. Дата рождения — 12 декабря 1884 года.…Как светло и грустно на душе, когда думаешь об этой удивительной женщине, личности, художнице, красавице. Жизнь послала ей невероятные испытания. Но дала и огромный Дар.Дар всегда сопряжён с трагедией — обычно бывает так. Но из трагедии вырастает то, что мы называем Судьбой.

Фото с сайтов www.tretyakovgallery.ru, yablor.ru, en.gallerix.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте