Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы
Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях
Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше
В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди
В Белгородской области студенческие семьи при рождении ребенка могут претендовать на помощь в 100 тысяч рублей
Эксперты рассказали об основных ошибках на ЕГЭ по обществознанию
Трансляция Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 12 мая
Всероссийский конкурс «Успешная школа» подводит итоги творческого соревнования
Экспертное мнение: как отвлечь внимание ребенка от смартфона
Победители профессиональных конкурсов для педагогов поделились своим лайфхаками
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди В Белгородской области студенческие семьи при рождении ребенка могут претендовать на помощь в 100 тысяч рублей Эксперты рассказали об основных ошибках на ЕГЭ по обществознанию Трансляция Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 12 мая Всероссийский конкурс «Успешная школа» подводит итоги творческого соревнования Экспертное мнение: как отвлечь внимание ребенка от смартфона Победители профессиональных конкурсов для педагогов поделились своим лайфхаками
Патриотическое воспитание

Русская матрешка

Развивает эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание
УГ - Москва, №48 от 1 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Перед дошкольным образованием стоит главная задача, которая заключается в поиске форм и осуществлении творческого начала личности. Проектирование – это важная сфера познавательной деятельности детей. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

В ходе проектной деятельности расширятся знания детей об окружающем мире, познавательные, коммуникативные и регуляторные способности. Выполнение проекта предполагает формирование замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному ­плану.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной.

Начинают развиваться детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого и личностного роста.

Для формирования нравственно-патриотических чувств средствами народно-прикладного искусства у детей среднего дошкольного возраста мной был создан проект «Русская матрешка как средство воспитания нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста».

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой как частью национальной культуры России. У детей нет представления о матрешке, об истории культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

Актуальность проекта заключается в воспитании нравственно-патриотических чувств молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры. Проект позволит зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, к элементам росписи, привить уважение к истории России, пополнить музей игрушками-матрешками, сделанными своими руками.

Матрешка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с матрешкой развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

На первом этапе проектной деятельности были поставлены цель и задачи. Работа началась. Создана проблемная ситуация: воспитатель внесла в группу игрушку – матрешку, вызвав у детей интерес и множество вопросов. Ребятам хотелось узнать, что это за игрушка, откуда она взялась, что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка.

Таким образом, была организована проектная деятельность. Родителям было объявлено о начале проекта «Русская матрешка». Для родителей была создана папка-передвижка, из материалов которой они узнали историю создания матрешки, ознакомились с загорской, семеновской, полхов-майданской матрешками, выяснили, зачем нужна матрешка и как с ней играть.

На втором этапе была подобрана литература по заданной теме, музыкальные русские народные произведения, оформлен мини-музей «Семейная матрешка», организована выставка «Матрешки наших мастеров». Родители выбрали темы для презентации, сделали свою семейную матрешку.

Так как наша группа многонациональная, я предложила родителям сделать матрешку своей культуры, где родители активно проявили творчество. Так в группе появились игрушки-матрешки разных национальных культур – народов Калмыкии, Молдовы, татарская, ногайская, русская.

Третий этап – реализация проекта. Были охвачены все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ознакомили детей с народной игрушкой – матрешкой как символом русской культуры. Дети узнали, что прототипом матрешки была фигурка японского старичка Фурукуму. Узнали, из какого материала вытачивалась матрешка, как обрабатывалась, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему и росписи матрешек были все разные. Но главное – ребята поняли, что русская матрешка является символом России и очень нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

Ознакомили с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность). Способствовали развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук.

Развивали коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Развивали творческие способности детей, художественно-эстетический вкус, способствовали возникновению желания у детей создавать предметы искусства своими рукам.

Следующим этапом нашего проекта было детско-родительское творчество – изготовление семейной матрешки. Родители совместно с детьми взялись за дело. Прошло совсем мало времени, как в нашей группе начали появляться семейные матрешки. Все матрешки получились разными: матрешка-гармошка, матрешка-неваляшка, расписная деревянная матрешка, матрешка-сувенир, бумажная матрешка, матрешка в национальном костюме. Родители подготовили презентации на разные темы.

Так образовался музей «Семейная матрешка», это и стало главной реализацией проекта. Родители с большим удовольствием посетили мини-музей. У них остались яркие впечатления от увиденного. Вместе со своими детьми оценили игрушки других участников.

Была организована выставка детских работ «Матрешки наших мастеров» с использованием лепкопластики, аппликации, рисования, декоративной росписи. Дети помогли матрешкам стать яркими, красивыми, нарядными, выразительными, веселыми. Побывали в мастерской, где были мастерами-художниками.

Заключительным этапом проекта было проведение развлечения-досуга «В гостях у Матрены». Результат проекта: в процессе проведения работы по проекту дети ознакомились с народной игрушкой – матрешкой, с ее историей, традициями русского народа. У детей сформировались нравственно-патриотические чувства – любовь к Родине, к народу, к русским мастерам, желание создавать предметы искусства своими руками.

Ирина ЛАДО, воспитатель школы №305


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt