search
main
0

Руководитель класса. Новые акценты в деятельности современного классного руководителя

​Какую роль выполняет сегодня классный руководитель? Чего ожидает от классного руководителя сегодняшний ученик, яркий представитель поколения Z? Какие надежды на классного руководителя возлагают родители? А может, в современную эпоху и вовсе отпала надобность в наставнике, руководителе классного коллектива? Все эти вопросы остро встают перед образованием, главная цель которого не наполнение ученика знаниями, а подготовка его к жизни и труду в современном цифровом мире.

В настоящее время статус классного руководителя определяет его положение в основном как организатора деятельности классного коллектива, способствующей развитию обучающихся и их гармоничному сосуществованию в коллективе, в меньшей степени как координатора во взаимодействии участников образовательных отношений, среди которых учителя-предметники, родители, администрация школы. Такой функционал классного руководителя не может устраивать современную московскую школу, стремящуюся к наиболее полному удовлетворению запросов москвичей к качественному и доступному образованию в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями детей. Современный классный руководитель может и способен стать полноправным управленцем, совмещая в своей деятельности традиционные управленческие функции: анализ, прогноз, планирование, координацию, организацию, контроль. Таким образом, современный классный руководитель – это настоящий директор микроколлектива, включающий в сферу своего управления коллектив обучающихся своего класса, их родителей, коллектив учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работающих в классе, а также возможных социальных и образовательных партнеров, с которыми выстраиваются отношения в ходе формирования и сопровождения индивидуальных образовательных траекторий школьников.В новой роли классного руководителя появляются и новые функции. Сохраняя привычную функцию наставника и воспитателя, руководитель класса становится своеобразным навигатором своих подопечных по возможностям школы и города, расширяя тем самым образовательное пространство. Возрастает значение надежно выстроенного взаимодействия с коллегами: учителями-предметниками, классными руководителями на параллели обучения, а также с другими классными руководителями для обеспечения преемственности и соблюдения традиций школы. Позиция интегратора во взаимодействии со всеми заинтересованными участниками школьной жизни ребенка дает классному руководителю почву для наиболее плодотворного педагогического влияния на ученика, формирования высокой мотивации к обучению как в школьный период, так и на протяжении всей жизни.В педагогических вузах не предусмотрено обучение по специальности «классный руководитель». Стать классным классным руководителем можно, лишь приобретя достаточный собственный управленческий опыт, но это требует значительных усилий и временных затрат. Необходимость изменения сложившейся ситуации дала импульс проекту «Классный руководитель – руководитель класса». Основная идея проекта заключается в том, что руководитель классного коллектива рассматривает развитие каждого ребенка во вверенном ему классе, максимальное раскрытие его талантов и способностей, гарантированную возможность выхода из школы с качественной подготовкой к дальнейшей профессиональной и жизненной реализации через призму выстраивания его индивидуальной образовательной траектории. Каждая такая траектория – уникальный управленческий проект руководителя класса, наилучшим образом знающего и понимающего своего подопечного. Именно классный руководитель есть тот посредник между интересами ребенка, его родителей, с одной стороны, и педагогическим коллективом и руководством школы – с другой. Именно к руководителю класса идут родители для решения вопросов о наилучшем удовлетворении интересов ребенка, для разрешения возможных и возникающих конфликтных ситуаций, для определения стратегии развития ученика. Управленческий проект руководителя класса предусматривает создание условий для формирования успешных жизненных практик, развития у обучающихся навыков работать сообща, находить и наилучшим образом реализовывать командные роли через каждое запланированное мероприятие.Понимание необходимости изменения самого статуса классного руководителя должно быть осмысленно и позитивно принято всем педагогическим сообществом. Поэтому год назад, начиная реализацию проекта, МЦРКПО прежде всего постарался выявить степень готовности руководителей образовательных организаций к принятию новой роли классного руководителя и делегированию части своих управленческих полномочий и ответственности классным руководителям как руководителям классов и в сентябре-ноябре 2017 года провел во всех 34 МСД мероприятия для руководителей образовательных организаций с коллективным анализом их готовности. В этих мероприятиях приняли участие помимо директоров московских школ заместители руководителей образовательных организаций, классные руководители, всего более 2000 человек. Разговор был непростым, но тем не менее привел каждого участника к пониманию новых реалий.Следующим этапом проекта стало формирование условий, необходимых для делегирования полномочий и предоставления ресурсов руководителям классов для подготовки нормативного обеспечения деятельности руководителя класса с учетом его обновленной и расширенной роли. В результате были разработаны и размещены на официальном сайте МЦРКПО проекты документов «Положение о руководителе класса московской школы» и «Типовой регламент взаимодействия руководителя класса с администрацией и педагогами образовательной организации», разработана, прошла экспертизу и начала реализовываться программа дополнительного профессионального образования «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом».Необходимо подробнее рассказать о положении и типовом регламенте как о новых и важных документах, позволяющих регламентировать деятельность руководителя класса с учетом его обновленных функций, расширенной зоны полномочий в формировании и сопровождении индивидуальных траекторий развития обучающихся.Цель акта «Типовой регламент взаимодействия руководителя класса с администрацией и педагогами образовательной организации» в обеспечении наиболее эффективного взаимодействия названных сторон. Ориентируя руководителя класса на удовлетворение запросов и притязаний обучающихся и их родителей (законных представителей) на равнодоступное и качественное образование, регламент предполагает делегирование руководителю класса полномочий руководителя образовательной организации по оптимизации, контролю и коррекции образовательного процесса в классе. Четко и однозначно определены в проекте документа права и обязанности участников взаимодействия. Такая однозначность очерчивает зоны ответственности каждого из участников образовательных отношений на протяжении всего периода обучения ребенка.Так, руководитель класса координировать работу учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психологов, социальных педагогов с обучающимися вверенного ему класса, созывать и проводить заседания совета педагогов, работающих в классе (малого педагогического совета), регламент предоставляет классному руководителю широкие полномочия по реальному проектированию, коррекции и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий своих подопечных. Перераспределение ответственности между руководителем класса и административной командой в работе с обращениями родителей обучающихся через обязательную их модерацию классным руководителем позволит перенести решение актуальных вопросов на более близкий к заинтересованным сторонам уровень и сократить время разрешения проблемы.При этом регламент повышает статус классного руководителя, обязуя педагогов к тесному сотрудничеству в его деятельности через активное и непосредственное участие в организации учебного процесса, включая внеурочную деятельность обучающихся, через согласование сроков и форм проведения занятий, через информирование о динамике образовательных результатов школьников, о возникающих конфликтных ситуациях и участие в их разрешении. Выполнение обязанностей руководителя класса гарантирует обеспечение директором школы соблюдения регламента всеми участниками образовательных отношений, также определенное документом.Расширение, уточнение прав классного руководителя во взаимодействии с коллегами, администрацией школы создает более комфортные условия в первую очередь для осуществления непростой миссии руководителя класса, позволяет повысить эффективность классного руководства.Основной нормативный акт, рекомендованный для регламентации деятельности руководителя класса в его новой роли. Положением четко и однозначно определяются статус и основные функции руководителя класса.«Руководитель класса – педагогический работник образовательной организации, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, которому руководителем образовательной организации делегированы полномочия по оптимизации, контролю и коррекции образовательного процесса во вверенном классе, взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся, на которого возложена ответственность за принимаемые управленческие решения и предоставлены необходимые ресурсы».Вместе с опубликованием разработанных проектов положения и регламента на сайте МЦРКПО было инициировано их открытое и широкое обсуждение.В ходе обсуждения проектов поступили предложения от различных представителей профессионального сообщества – учителей, исполняющих обязанности классного руководителя, руководителей и заместителей руководителей школ, колледжей, методистов, от представителей Ассоциации классных руководителей образовательных организаций. Предложения касались необходимости уточнения некоторых положений документов и уже учтены в их новой редакции.Всего на сайте по окончании обсуждения зарегистрировано свыше 6600 просмотров, более 60 вопросов, предложений, дополнений к проектам. Вот некоторые из отзывов, опубликованных на сайте МЦРКПО.Наталья Белова, старший методист педагогического колледжа №18 «Митино»:- Новый функционал и полномочия обеспечат решение вопроса комплексного сопровождения каждого обучающегося… В состав управленческой команды школы войдет руководитель класса, реализующий свой управленческий проект по решению ключевых вопросов, касающихся учащихся его класса, координирующий контакты с педагогами, администрацией и родительской общественностью.Зульфия Зольникова, заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию школы №1253:- Большое спасибо за предоставленную возможность обсудить важные для московского учительства документы. Комфортное и благополучное обучение детей во многом зависит от профессионализма человека, который руководит классом… Возможно, с принятием данных положений руководитель класса будет более защищен, ему будет чуть легче работать с ощущением помощи со стороны учителей, администрации.Новая роль и новые задачи, поставленные перед руководителями классов по управлению образовательными результатами каждого ученика и его социализацией, требуют наличия у руководителей классов управленческих компетенций и применения проектного подхода.Немного ликбеза, почему именно проектный подход наиболее эффективен в профессиональной деятельности руководителя класса. Согласно определению, данному профессором Е.С.Полат, разработавшей теоретическую основу внедрения метода проектов в России, метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Главная цель любого проекта – формирование и развитие ключевых компетенций. В современной педагогике под компетенциями понимаются интегративные свойства личности, включающие в себя взаимо­связанные знания, умения, понимание ценностей и следование им, а также готовность применять полученные знания в необходимой ситуации. Что такое проектный подход? Это выстраивание профессиональной деятельности через разработку и реализацию отдельных, но взаимосвязанных проектов, имеющих каждый свою цель и сроки реализации, но при этом занимающих определенное место в стратегическом плане организации и в целом отвечающих ее общей цели. При этом управление принимает характер проектного – управления в режиме развития и инноваций, позволяющих наращивать образовательный потенциал организации. Как следствие улучшается качество работы школы.Проектный подход позволяет учитывать тот неоспоримый факт, что каждый ребенок уникален, индивидуальность его развития требует принятия уникальных решений, разработки уникальной образовательной траектории.При формировании проекта развития каждого ребенка руководителю класса необходимы навыки целеполагания, адекватности и целенаправленности действий, эффективного взаимодействия, коммуникации со всеми участниками образовательных отношений в интересах ребенка.Поэтому следующий важный этап проекта – разработка специальной программы дополнительного профессионального образования «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом» (шифр 02551‑18/19‑В) и ее реализация.Цель программы – совершенствование профессиональных компетенций классного руководителя в управлении классом. В качестве ключевой компетенции определяется готовность педагога исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий. В ходе программы совершенствуется готовность классного наставника руководить коллективом, взаимодействуя с участниками образовательных отношений и социальными партнерами.Содержанием программы предусмотрено рассмотрение вопросов политики в сфере образования, осваивается технология проектной деятельности руководителя класса с выходом на разработку управленческого проекта, нацеленного на развитие классного коллектива с учетом общей стратегии развития школы. Немаловажное значение в ходе тренингов, являющихся неотъемлемой частью программы, придается профессиональным задачам руководителя класса во взаимодействии с родителями (законными представителями) школьников.В октябре уже прошли первые защиты проектов, разработанных классными руководителями, обучившимися по программе. Спектр тематики проектов охватывает наиболее актуальные направления образовательной политики города: развитие талантов обучающихся через участие в олимпиадном движении, общее интеллектуальное развитие школьников с различными образовательными возможностями и потребностями, экологическое просвещение, интеграция ресурсов города и школы, профессиональная ориентация, адаптация школьников к меняющимся условиям обучения и другие.Так, например, в школе №2006 это эколого-просветительский проект «Чистый район, чистый город, чистый мир», проекты «Привлечение краеведческих ресурсов с целью повышения образовательных результатов обучающихся 7‑х классов», «Использование ресурсов города для повышения интеллектуального уровня школьников 6‑го класса на примере олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», «Вовлечение обучающихся 5‑6‑х классов в волонтерское движение». В школе №384 на защиту представлены проекты классных руководителей «Профориентация – ступень в будущее», «Вершина Олимпа», «Умный класс» и другие.Большой интерес вызвал у слушателей управленческий проект, предложенный группой классных руководителей школы №498, с названием «Страницы памяти», одним из результатов и продуктом которого станет общешкольная Книга Памяти. В работе над книгой планируется привлечь всех учеников – от начальной до средней школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте