search
main
0

Рубашка чистая, грязная…

Как научить ребенка пользоваться своими правами

Права ребенка… Знают ли о них взрослые и дети? Соблюдаются ли они или нарушаются? Эти, да и многие другие вопросы в России пока остаются без ответа.

Именно поэтому столь важно не только изучение основополагающих документов, касающихся прав ребенка, но и введение детей в правовое поле посредством школьных уроков обществоведческого цикла. Таких, например, на которых изучаются документы по правам ребенка (международные декларации, конвенции и внутренние законы страны), на которых на конкретных примерах анализируются проблемы, связанные с правами ребенка, моделируются ситуации нарушения прав ребенка с последующим самостоятельным их разрешением. На таких уроках дети не просто расширяют свой правовой кругозор и культуру, но и стараются обобщать, сравнивать, анализировать и синтезировать сведения, выделять главное и второстепенное.

Сегодня дети в силу стечения тяжелых жизненных, экономических, семейных обстоятельств, часто оставаясь один на один с этими проблемами, вынуждены сами заботиться о своих правах и свободах. Иногда, к сожалению, выбирая не вполне законный путь. И здесь задача взрослых, педагогов – показать взаимосвязь и взаимозависимость их прав и свобод, с одной стороны, и обязанностей, ответственности перед другими людьми – с другой.

Так, учащиеся 5-х классов, например, часто становятся на моих уроках участниками импровизированных “судебных процессов”, где они учатся защищать обиженных и “карать” виновных, тех, кто свои права поставил выше прав других людей.

Так, на “судебном процессе” “Я выступаю против зависти”, осуждавшем такое человеческое качество, как зависть, ученик, один из “адвокатов” зависти, сравнил это чувство с рубашкой, которую носит человек”: “Пока она белая и чистая, в ней хорошо и тому, кто ее надел, и всем, кто общается с этим человеком. А как только рубашка испачкается, станет грязной, черной, человек в ней сразу становится плохим, всем вокруг него тоже становится хуже. Так и зависть: пока она белая – человек радуется успехам друзей. А как только зависть становится черной, то и человек меняется, всем готов навредить, все испортить, а в итоге хуже становится ему самому”.

Так дословно звучала речь маленького “адвоката”. Этот пример доказывает, что права детей на свободный поиск и свободу слова вполне осуществимы.

Дети постарше (7-8-е классы) включаются в законотворческую деятельность с тем, чтобы своими проектами “помочь” взрослым в составлении нужных законов. Скажем, такая сложная проблема, как “отказные дети”. Государство, разрешающее родителям анонимно отказаться от своих детей, даже вполне здоровых. Такое разрешение государства – это нарушение прав ребенка. Ведь “кукушкины дети” – это нарушение права ребенка жить и воспитываться в семье. Ни один закон, говорили ученики, не может “прописать” отсутствие ласки и любви. В проекте закона, составленного 12-летними учащимися, предлагается заставить родителей, бросающих своих детей (понятно, что насильно мил не будешь), хотя бы помогать государству содержать их до 18-летнего возраста. Многие дети в этой дискуссии пытались провести и такую мысль: “Пока взрослые не осознают, что семья создается и ради воспитания детей, не разрешать им создавать семью, лишать родительских прав за брошенных детей”. Пусть это звучит по-детски, но ведь они учатся защищать права своих обездоленных сверстников.

Более старшие учащиеся (9-е классы) рассуждают о праве детей на образование, на труд, о военной обязанности. Они уже не просто заявляют: “Я имею право!” Они осознают свою ответственность перед другими людьми. На основании простых социологических опросов, которые они проводят, дети пытаются осознать реальность своих прав и свобод. Например, право на образование. Да, говорят они, все дети в нашей стране имеют право на получение основного среднего образования. Но при этом есть государственные и частные школы, а платить могут далеко не все родители. Отсутствие равных возможностей (причем не только из-за финансовых причин, но и из-за мотивации к учебе) дети считают правильным, не находят в этом нарушения прав человека. Но, говорят они, преобладание частного образования их не устраивает. Они справедливо полагают, что в таком случае поиски новых Ломоносовых будут обречены на неудачу.

Анализ проведенных детьми социологических опросов среди учащихся других школ подтверждает эту мысль.

Наиболее острые дискуссии в старших классах возникают при обсуждении хода военной реформы, проблем воинской обязанности. Хотя эта проблема, казалось бы, касается уже взрослого населения, 15-летние остро реагируют на все, что с этим связано: и вопрос альтернативной службы, о которой помнит лишь Конституция, и вопрос сохранения военных кафедр в вузах, и многое, многое другое. Ученики даже составляли аналитическую записку, где, пользуясь своими правами, изложили пожелания министру обороны и президенту, какими должны быть армия и военная служба. В этой записке, в частности, они писали: “Мы любим свое Отечество. Мы готовы отдать жизнь за его свободу и независимость. Но мы не готовы расстаться с жизнью только затем, чтобы исполнить уже устаревший закон о призыве на военную службу. Мы можем принести больше пользы народу и Отечеству там, где нужны наши знания, наша молодая энергия”. Этот вопрос особенно актуален в связи с непрекращающейся войной в Чечне… А сколько маленьких детей стали инвалидами или пали жертвами этих военных действий? Разве кто-нибудь с той или другой воюющей стороны вспомнил Конвенцию о правах ребенка, гласящую, что дети до 14 лет не просто не могут участвовать в боевых действиях, но должны быть эвакуированы, изолированы из жизнеопасных районов?.. Почему никто не помнит об этом?.. Отсутствие страха высказать свои мысли, свое мнение – вот показатель того, что права ребенка хотя бы в этом у нас выполняются.

Дети понимают, что одних правовых знаний, раскрепощенности, умения доказывать свое мнение им явно недостаточно для того, чтобы проблема соблюдения прав ребенка в нашей стране была решена. Дети говорят о том, что в стране отсутствует ювенальная юстиция: нет специализированных судов, работающих только на несовершеннолетних. Условия содержания в колониях для несовершеннолетних не способствуют перевоспитанию, а лишь помогают выращивать маленьких злых волчат…

Ребенок очень быстро вырастает и становится взрослым. Поэтому, если сегодня школа научит детей, как пользоваться их правами и свободами, научит умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, введет их в правовое поле, воспитает в них правовую культуру, то завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся защищать и соблюдать не только свои права и свободы, не только права своих детей, но и наши права, права старшего поколения, которое, конечно же, заслужило это.

История XX века в России учит нас, что забвение и попрание прав и свобод человека неизбежно ведет к трагедии, к геноциду против своего народа, гибели миллионов людей… Именно поэтому, только воспитав детей в духе соблюдения прав человека, мы сумеем преодолеть наши ошибки, войти в XXI век и творить новую историю, не ущемляя права ребенка, человека, гражданина.

Елена ГОРЯЧЕВА,

учитель граждановедения московской школы-лаборатории # 444

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте