search
main
0

Рождественские козули. Изобразительное искусство во втором классе

Цель: знакомство учеников с древним народным промыслом, традициями и обычаями предков.

Тип урока: изучение и первичное закрепление ЗУН.

Задачи:

отработка навыков работы кистью (кончиком, всей поверхностью, тычком), смешение красок, составление узора для росписи изделия;

воспитание любви к народным и семейным праздникам, преемственность поколений;

знакомство с народным фольклором.

Оборудование для урока: доска украшена изображением рождественских козуль, выполненных учителем, магнитофонная запись песни «Рождественская колыбельная» В.Квин в исполнении Оли Квин, рождественские колядки «Щедрики-ведрики», поднос, вышитое полотенце, козули архангельских мастериц, форма для выпечки пряника, заготовка пряника для росписи. У ребят на партах – краски, кисти, баночка с водой, тряпочка, лист бумаги, на котором изображены силуэты двух пряников.

Ход урока

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку и усвоению нового материала.

2. Сообщение нового материала.

Звучит магнитофонная запись песни «Рождественская колыбельная».

Учитель: Посмотрите, какие необычные рисунки на доске. Что вы видите?

Ученики: Лошадок, петушков, елочку и снежинку; сказочных оленей и Деда Мороза, Бабу Ягу.

Учитель: На доске – эскизы очень необычных пряников. Сейчас я хочу показать вам пряники, выполненные руками мастериц города Архангельска.

(Учитель обходит класс с подносом. На красивом полотенце разложены рождественские козули. Дети в восторге! Они пытаются потрогать и даже понюхать козули).

Учитель: Из глубокой старины дошел до нас обычай украшать праздничный рождественский и новогодний стол магическим печеньем. Новый годовой цикл в народном земледельческом календаре богато отмечен магическими обрядовыми действиями – гаданиями об урожае, погоде, замужестве. Хлебу, печенью, пряникам в этих обрядах отводилась особая роль. Считалось, что магические свойства обрядового хлеба перейдут на всех, кто его получает. Изображение фигурок животных из теста – это символические «жертвы», «дары», обеспечивающие благополучие. Название «козули» (древние варианты: «коровки», «баранки», «рогушки», «козульки») связано с изображением рогатых животных. Они символизируют в народном искусстве силы плодородия.

В деревнях часть козуль скармливалась скоту, считалось, что чем больше испечешь фигурок животных, тем здоровей будет скот в доме.

Основные изображения, как вы уже правильно заметили, – это фигурки животных: конь, олень, баран и т.д. А также женские фигурки. Их символика связана с магией плодородия. Многие старинные северные предания говорят о том, что солнце возвращается весной в виде коня или оленя. В фольклоре, в народном искусстве конь – один из главных персонажей. Золотая грива коня и золотые рога оленя символизируют свет солнца, дающего жизнь и тепло. Птица – символ восходящего солнца, вестник весны – один из древнейших образов в народном искусстве. Крупные пряники иногда изображают целые жанровые картинки и архитектурные пейзажи.

(Демонстрация печенья «Катание на оленях», «Соловки»).

Подарочные пряники нередко сопровождаются поздравительным или памятным текстом. Маленькие пряники использовались для украшения елки. Пряники средней величины – для обмена подарками.

Обратите внимание: человек на прянике всегда изображается в фас, животное – в профиль. Изображения замкнуты, статичны. Внизу обязательная полосочка «земли», что делает пряник целостным и устойчивым.

Тесто для пряников начинали делать 22-25 декабря. Раскатывали на столе и с помощью самодельных металлических форм (демонстрация формы) вырезали силуэты будущих пряников. После выпечки в русской печи получались вот такие заготовки (демонстрация нерасписанного пряника). Далее мастерица готовит разноцветную сахарную глазурь и расписывает пряники. У нас представлены работы двух мастериц-козульщиц. Давайте сравним их.

Дети: Одни пряники расписаны только розовым и белым цветом, другие – более пестрые. Много цветов, но все цвета не яркие, а нежные.

Учитель: Вы правильно подметили, что для росписи использованы приглушенные краски. Мастерица в белую сахарную глазурь добавляет пищевую краску. Поэтому в своей работе во все краски, которые вы используете для росписи своих «пряников», вы будете добавлять белую краску. А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники?

Дети: Эти узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных), точек, капелек, сеточек.

Учитель: Мастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой. Сейчас для этой цели используют кулинарные кулечки. Присыпка сахарным песком по еще не застывшей глазури создает эффект сверкающего морозного инея.

3. Целеполагание.

Учитель: У вас на партах листы, на которых изображены силуэты двух пряников-козуль. Необходимо придумать узор, которым вы украсите свои пряники, смешать краски и расписать их.

4. Самостоятельная работа учеников.

5. Анализ работ и подведение итогов.

Учитель: Мы завершили роспись наших козуль. Теперь можем колядовать. Что такое колядки? Вы не знаете, ребятки? Что ж, придется рассказать. Мальчики и девочки, юноши и девушки рядились в разные костюмы: кто Бабой Ягой, кто козой, кто чертом, кто старым дедом или медведем. Ряженая процессия с большой рождественской звездой из бумаги на шесте под пение рождественских песен-колядок шла от дома к дому. Колядники поздравляли хозяев с Рождеством и Новым годом, желали здоровья и хорошего урожая, а за это их угощали пирогами и пряниками-козулями.

(Учитель включает магнитофонную запись колядок и в это время вывешивает работы учеников на доску).

Учитель: Посмотрите, какие красивые и разнообразные работы у вас получились. По вашим эскизам ученики 5-х и 6-х классов будут расписывать настоящие пряники-козули, которые вы сможете не только посмотреть, но и попробовать на нашем фольклорном празднике «Святки».

6. Уборка рабочих мест.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте