search
main
0

Рождение сложности. Формирование научного мировоззрения

​Когда я была маленькой девочкой, то настольной книгой у меня была «Школа юннатов» Евгения Онегова. После уроков я часто бывала в лаборантской кабинета биологии, рассматривая энтомологические коллекции и различные наглядные пособия – они в моих глазах были настоящими сокровищами. На каникулах, живя на даче, много времени проводила у речки и всерьез подумывала связать свою жизнь с изучением водных беспозвоночных. И всегда мечтала ходить на занятия какого-нибудь биологического кружка. Но рядом с домом ничего подходящего не было, возить меня было некому, и постепенно мечты менялись: обучаясь в старших классах и уже потом в университете, я размышляла о том, каким будет мой биологический кружок, где я уже буду в качестве руководителя, а не участника.

В биологический кружок я все-таки попала. Кружок зоологии позвоночных МПГУ. Там началось увлечение орнитологией, которое дало возможность познакомиться с большим количеством замечательных людей и в итоге привело меня в аспирантуру. Но на тот момент я уже принадлежала школе. В первый год работы меня особенно сильно удивляли фразы детей: «А зачем нам это нужно знать?», «Мне биология не нужна…» Как это не нужна? Изучение биологии способствует формированию научного мировоззрения. Это одна из целей современного образования. По крайней мере так нас учили в университете. Или дети в чем-то правы?Помню, первой фразой на занятиях по биохимии была: «Забудьте все то, что вы учили в школе». Помню свои ощущения, когда зачитывалась книгой «Рождение сложности» А.Маркова, а затем садилась читать учебник по общей биологии и видела расхождения и несоответствие фактов. Сегодня, работая в старших классах, я каждый раз оказываюсь в «подвешенном» состоянии, когда приходится объяснять, «как в учебнике» (потому что так с детей спросят на контрольных или ЕГЭ!). Всегда хочется рассказать ребятам о последних открытиях, достижениях. Но стоит ли? Та система знаний, которая предлагается в учебниках биологии, позволяет сформировать, может, и несколько искаженную, но картину мира. Открытия в генетике, молекулярной и эволюционной биологии за последние десятки лет происходят настолько часто, что вносить быстро коррективы в школьные учебники биологии чисто физически не представляется возможным. А набор разрозненных знаний (пусть и достоверных) всегда будет хуже целостной (пусть и не совсем точной) системы. Ведь человеку, который никогда в будущем не будет связан с биологией профессионально, важно представлять целостную картину мира, понимать (или иметь возможность понять) закономерности существования природы. К сожалению, при изучении биологии один урок в неделю сделать это очень и очень сложно. Можно ознакомиться со строением цветка, запомнить количество лапок у насекомых, но сделать что-то большее… Каким образом? Обучение по новым стандартам подразумевает деятельностный подход в обучении. В биологии – всеми руками «за», но только посредством лабораторных и практических работ. В школе, где я работаю, есть и интерактивные доски, и мультимедийные микроскопы. Но есть и замечательные световые микроскопы, бинокуляры и демонстрационные коллекции. И работаю я в первую очередь с ними. Ведь объектом изучения школьного курса биологии является организм.  И любое изображение (в учебнике или на интерактивной доске) будет являться лишь заменой реальных природных объектов. Грамотно сопоставлять изображение и реальные биологические объекты могут лишь профессиональные биологи, которые имеют опыт работы как с объектом, так и с его изображением и со схемами. Но у учеников 5-8-х классов таковая возможность работы отсутствует. В большинстве случаев для них сопоставление изображения и реального объекта сложно за счет различий, определенной схематичности, различной степени приближенности.Причин много. За красивостью картинки очень часто теряется смысл изучения биологии как предмета. Да и как можно сформировать биологическое мышление без работы с объектом? И еще. Интерактив убирает очень важную эмоциональную составляющую в процессе обучения. Никакое 3D-моделирование не принесет такого же восторга, как единожды увиденная гибель клетки кожицы лука при нарушении ее оболочки под контролем зрения. А еще лучше вывести детей на природу, показать растения и животных не в коллекциях, а в естественной среде обитания. К сожалению, такая возможность появляется лишь во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании. Биологический кружок я все-таки возглавила. Исполнила свою давнюю мечту. На своих занятиях я придерживаюсь натуралистического подхода и использую методы полевого биологического образования. За несколько лет работы удалось создать целое детское сообщество, состоящее из кружковцев и друзей кружка. Друзья – это ребята, которые не всегда могут приходить на занятия (из-за музыкальных, художественных и прочих школ), это старшеклассники, которым интересна биология, это просто любопытствующие. Но каждому ребенку, который заходит в кабинет после уроков, находится свое дело. Выполняют исследовательские работы, создают проекты, рисуют плакаты… Мы активно стараемся сотрудничать с особо охраняемыми природными территориями. Ведь это емкий образовательный ресурс во всем своем разнообразии форм: природно-исторические парки, заказники, памятники природы. Только на территории Москвы на данный момент значится 120 особо охраняемых природных территорий! Но при этом плотного взаимодействия между школами и природными территориями в настоящее время не происходит. В нашей гимназии уже несколько лет реализуется проект «Формирование экологической компетенции школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории». В рамках этого проекта проводятся теоретические занятия в экологических центрах, организуются экскурсии и экологические школы. Каждую осень проходят занятия по гидробиологии на прудах Измайловского лесопарка, ребята учатся брать пробы, определять беспозвоночных, знакомятся с методами биоиндикации. В течение всего года проходят ботанические и зоологические экскурсии на различные темы: сезонные явления в природе, определение животных и растений в природе, знакомство с методами маршрутных и точечных учетов. Полевые школы организуются во время каникул. Ребята, выезжая за пределы города, вовлекаются в настоящую научную работу, имеют возможность ознакомиться с деятельностью научных сотрудников, посетить заповедные места. Школьники получают биологические знания из первых рук, учатся ответственности за свои поступки (ведь на территории заповедника или заказника действует строгий охранный режим!). Для кого-то такой опыт работы становится определяющим в выборе будущей профессии. При организации полевых занятий мы получаем широкие возможности для реализации межпредметных связей. Ребята не изучают, как это обычно бывает на уроках, отдельно биологию или географию, а получают комплексные знания по естественным наукам.  Экология, биология, география воспринимаются обучающимися уже не как предметы школьной программы, а как целостные и связанные между собой науки. Выстраивая программу занятий экологической школы, мы обязательно включаем туда три функциональных блока. Первый – научно-просветительский. В него входят   обзорные экскурсии, лекции на интересные темы (обычно выходящие за пределы школьной программы), различные мастер-классы. Второй – исследовательский, в рамках которого дети знакомятся с методиками научных полевых исследований, работают совместно со специалистами, проводят собственные мини-исследования. По результатам этой работы обычно проводится школьная научная конференция, где учащиеся получают возможность выступить перед аудиторией, представить результаты своих исследований. Третий блок – художественно-эстетический.  Казалось бы, точные науки и искусство далеки друг от друга. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник», – утверждал тургеневский герой Базаров. Но мы с ним не согласны. Ведь настоящему исследователю необходимо уметь чувствовать красоту природы, понимать ее. И этому способствуют выходы на пленэр, мастер-классы по биологическому рисунку. Устраиваются выставки лучших работ.Одним из обязательных условий работы в биологическом кружке является не только выполнение исследовательских работ, но и представление итогов своей работы на различных конкурсах и конференциях. Дети не должны ограничиваться рамками занятий, у них обязательно должна быть возможность показать свою работу миру. И пусть не всегда получается занять призовые места. Это не главная цель. Главное – обмен информацией, общение, огромный жизненный опыт, который ребята получают; главное – это видеть результат своей работы, научиться его оценивать. Тогда важность того, что мы делаем, многократно возрастает в глазах всех участников работы.  Именно размышлять мы стараемся, приходя на занятия биологического кружка, именно видеть, а не просто смотреть, знакомясь с биологическими объектами на лабораторных работах, мы учимся думать, собирая информацию в экспедициях и потом обрабатывая ее в классе. Насколько у нас это все получается, покажет время, и хочется верить, что все, что мы делаем, мы делаем не зря.  Мария БОЛЬШАКОВА, учитель биологии гимназии №1637

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте