search
main
0

Рождение «нового» ученика…. …в школе социального проектирования

Социализация – это усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Действенная форма успешной социализации ребенка – социальное проектирование, которое в Грязовецком районе Вологодской области за последние годы приобрело особый размах и системность.

С 2006 года в образовательных учреждениях района начала осуществляется предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов, одним из основных компонентов которой стала реализация общественно значимых социальных проектов в образовательных учреждениях или на территории муниципального образования. Участвуя в социальном проекте, учащиеся выбирают себе роли в одной из пяти сфер деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-техника», «человек-художественный образ» и таким образом проверяют себя на соответствие данной сфере деятельности. Именно тогда были реализованы социальные проекты в рамках предпрофильной подготовки: «Кафе Переменка», «Экологически чистый транспорт», «Нашей школе 50», «Детская беседка» (Юровская средняя школа); «Наша школа лучше всех», «Посади дерево», «Русская изба» (Вохтожская средняя школа № 2); «Мой школьный двор», «Уголок природы» (Слободская средняя школа им. Г.Н. Пономарева) и многие другие.             В основу проекта «Экологически чистый транспорт» положена идея перехода работы автотранспорта с горючего на электричество, вырабатываемое в процессе движения. Учащиеся изготовили макеты автомобилей, автотрассы, просчитали экономичность использования транспорта, а, самое главное, доказали, что окружающая среда остается чистой из-за отсутствия выхлопных газов.

Большого внимания заслуживают экологические проекты: «Зеленая волна» (Дом детско-юношеского туризма и экскурсий), «Забытые легенды святой троеручицы», «Зеленый автобус» (Слободской дом культуры и Слободская средняя школа), акция «Чистый поселок» (Комьянская средняя школа), «Альпийская горка» (Вохтожская средняя школа № 2) и др. Проект «Зеленая волна» реализуется на протяжении нескольких лет в селе Юношеское, где находится ботанический памятник природы областного значения «Старый парк». Участники проекта благоустраивают памятник природы, исследуют растительность, заботятся о родниках, расположенных на территории парка, изучают состав воды. Интересен ежегодный апрельский проект-акция «Чистый поселок», в рамках которого учащиеся совместно с молодежным советом и родителями выходят на уборку и благоустройство территории деревни Хорошево МО Комьянское.

В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на первый план вышли проекты, связанные с мероприятиями, посвященными этой дате. Такие, как «Салют Победа!» (Вохтожская средняя школа №1), «Помним и чтим» (Вохтожская средняя школа № 2), «Памятник неизвестному солдату» (Комьянская, Лежская и Слободская средняя школы). В течение 2010 года Вохтожская средняя школа №1 успешно реализовала социальный проект «Салют, Победа!», в рамках которого были осуществлены три подпроекта – «Памятник неизвестному солдату», «Зал боевой славы» и «Книга памяти». Участники проекта  собрали материалы о вохтожанах – участниках Великой Отечественной войны, боевых действий в «горячих точках», военнослужащих, проходящих службу в рядах Вооруженных сил России и связавших свою жизнь с военной профессией. Центральное место в Зале боевой Славы занимает Стена памяти. Впервые в истории поселка на этой Стене собраны и написаны имена 799 земляков, павших на полях Великой Отечественной войны. Также в рамках проекта издана «Книга Памяти», куда вошли имена погибших вохтожан и материалы, основанные на сочинениях учащихся, воспоминаниях родных и близких погибших. В рамках второго подпроекта «Памятник неизвестному солдату» к стенам школы был перенесен памятник неизвестному солдату, который находился в заброшенном состоянии. Открытие памятника состоялось 9 мая 2010 года на торжественном митинге.

Интересны проекты духовно-нравственной направленности: «Добрые дела добрым людям» (средняя школа №1 города Грязовца), «Благоустройство Корнильево-Комельского монастыря» (Ростиловская средняя школа), «Благоустройство здания для детской Воскресной школы» (Комьянская средняя школа). Цель проекта «Добрые дела добрым людям» – социальная реабилитация жителей Дома-интерната для престарелых и инвалидов Грязовца. Была сформирована инициативная  группа из педагогов и учеников, снят видеофильм о жителях дома – свидетелях войны «Годы, опалённые войной», проведены беседы «Цветы мира», «Святые места земли Грязовецкой», организовано поздравление ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, к Новому году, проведена акция «Цветок ветерану» (подарены комнатные цветы), издан сборник стихов учащихся школы с иллюстрациями жительницы Дома К.П.Сорокиной, оформлены биографические сборники о жителях Дома, проведён субботник по благоустройству территории, сформирован каталог библиотеки.

Основные принципы, которые мы положили в основу социального проектирования:

– принцип свободы выбора. Детям не навязывается тот или иной проект, а в результате исследования (опрос, анкетирование, беседа и др.) они выбирают значимую в данный момент сферу деятельности.

– принцип «Мы не одни». Ребята определяют круг заинтересованных в том или ином проекте лиц и организаций, которые могут принять участие в реализации проекта. Таким образом, к проекту привлекаются родители, спонсоры, общественность, другие школьники.

– принцип социальной значимости. Очень важно, чтобы реализованный проект имел общественное признание и был необходим людям.

– принцип успешности. После завершения проекта обязательно проходит презентация с участием большого числа населения данной территории. Очень важно, чтобы участники проекта почувствовали важность и необходимость созданного и получили положительную оценку со стороны разных категорий должностных лиц и общественности.

– принцип получения новых знаний. В основу каждого проекта заложена потребность в получении новых знаний, исследовательской деятельности. Поэтому каждый из реализованных проектов можно назвать образовательным.

Хочется отметить динамику численности реализованных социально-значимых проектов за последние три года: от 4 в 2006 году до 23 в 2010 году.

В апреле 2010 года прошел районный конкурс «Ярмарка социальных проектов». В конкурсе приняли участие 22 проекта из 8 учреждений. Во время презентации проектов работало жюри, определившее победителей, были приглашены представители различных структур, которые могли бы выступить спонсорами (Управление природных ресурсов, представители церкви, комитет по делам молодежи, комиссия по делам несовершеннолетних, руководители организаций, индивидуальные предприниматели, родительская общественность и т.д.).

Социальное проектирование – одно из важнейших направлений деятельности системы образования Грязовецкого муниципального района. Социальное проектирование помогает воспитывать «нового» ученика с активной гражданской позицией, желающего позитивно изменить окружающий мир.

Татьяна Патракеева, начальник управления образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области

Фото Оксаны Родионовой и из архива Грязовецкого муниципального района

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте