Без ложного лукавства признаюсь: были годы, когда “Учительскую газету” читал с карандашом в руках, делал выписки из статей, а потом к случаю цитировал их, комментировал, интерпретировал, делал ссылки, давал себе и другим задания, адреса нового педагогического опыта… Словом, работал. Газета помогала, вдохновляла, поддерживала. Бывало, и сам пописывал. Правда, редко.
Но вот случился обвал. Связь с любимой газетой оборвалась… Тосковал. Потом привык обходиться без нее…
Причина моей разлуки с “УГ” и романтична, и прозаична: мы оказались по разные стороны кордона. И вот… О чудо! Мой друг и бывший коллега дарит мне свежий номер “УГ”!
С трепетным чувством, с полной дозой стопроцентного пиетета гляжу на заглавную страницу газеты и… не узнаю ее…
Мне подарили 37-й номер газеты от 12 сентября 2000 года. На первой странице, выше названия “Учительская газета”, аншлагом (то есть публичным объявлением) даны слова: “Мы сами авторы разрушительных традиций”. Слова взяты из статьи “Могильный ров”, где они даны в качестве подзаголовка и, кооперируясь со стр. 1, звучат навязчивым рефреном: “да, да, мы сами… сами, но никто другой”.
А под названием “Учительская газета” дано почти на всю страницу большое фото. На нем крупным планом трое: полковник русской армии и два суворовца; под фото – слова: “В строй встают сыновья!”.
Проследите за своей личной реакцией на возникшую ассоциацию (то есть объединение) двух фраз: “Мы сами авторы разрушительных традиций” и “В строй встают сыновья!” – и вам станет неловко за газету в том плане, что она вольно (или невольно) дала импульс для возникновения мысли: “Уж не эта ли традиция русской армии – сыновья “военной косточки” – так испугала “УГ”, что она дала аншлагом предупреждение о разрушительных традициях, которые “мы сами создаем”?..
Название статьи весьма многообещающее – “Могильный ров” (стр. 17). Но, читая статью, этой-то главной мысли не находишь. Вместо мысли – куча ссылок: на имена великих; на своих учеников (автор – учитель русского языка); на поэтов и прозаиков времен минувших и нынешних; на полководцев самого крупного калибра; на беды Чернобыля, Афгана, Чечни, лодки-атомохода “Курск”; на щедро и не к месту цитируемую статью В. Новодворской (в газете “Новое время” опубликованную); на литературных героев; на… Но раз так сделал автор, значит, ему это надо! Зачем?!
Посмотрим на суть заголовка. И что видим? Слова крупным планом: “Могильный ров”. Но такого “могильного” рва нет ни в фортификационной науке, ни в бытовом обиходе. Но так или иначе, а прилагательное “могильный” и существительное “ров” увели автора статьи в сторону от его главного детища, от подзаголовка “Мы сами авторы разрушительных традиций”… Может быть, тут и весь автор и душой, и телом? Очевидно. Но опять же бездоказательно: автор не раскрывает, кого же он видит в составе местоимения “мы”; не называет, не перечисляет, не квалифицирует эти “разрушительные традиции”. А ему бы надо было со всем гражданским мужеством и учительской эрудицией поставить все точки над всеми i, не ограничиваться экивоками, не прятаться за чужие спины, за чужие слова и мысли. Ибо, поступая так, не воспитаешь ни гражданина, ни эрудита. Именно о таких учителях сложились в веках и у народов пословицы: “Ни Богу свечка, ни черту кочерга” (великороссы); “На кого обиделись боги, тот пошел в педагоги” (древние греки).
Закончить свой опус я хочу словами великого Вольтера (Аруэ): “Мне глубоко противно то, о чем ты говоришь, но я готов отдать свою жизнь за то, чтобы ты мог это сказать”.
Я полностью согласен с Вольтером.
И уж совсем в качестве постскриптума скажу свое личное глубокое убеждение: традиции любого толка, будь-то созидательные или разрушительные, рождаются в уме и душе народа под влиянием его, народа, исторического опыта; меняется жизнь народа – меняются традиции; и в этом, житейском, смысле сугубо разрушительных традиций не бывает: бывают лишь при этом процессе традиции устаревшие, отставшие от времени. Но и те, и другие должны сохраняться, изучаться (в школах – особо!) и внедряться в жизнь молодой поросли народа. И так из века в век. При помощи литературы и литераторов, искренне и альтруистически служащих народу, своему народу, кормящему литературу и литераторов и буквально, и фигурально.
Евгений КУЗЬМИЧЕВ,
учитель, фронтовик, гвардии майор в отставке
Макеевка,
Донецкая область,
Украина
Комментарии