search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей Результаты первых ЕГЭ доступны: как узнать количество баллов и когда появятся итоги всех экзаменов С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного В регионах появились первые стобалльники ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Минпросвещения: в финал «Учитель года России-2023» вышли 90 педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения Съезд Всероссийского педагогического собрания объединил более 200 делегатов из 49 регионов страны В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Крупнейший международный образовательный форум начался в Казани
0

Ротация станций. Персонализация и индивидуализация обучения с помощью ИКТ

В последнее время все чаще и чаще говорят о персонализации образования и индивидуализации процесса обучения. Это перспективное направление в образовании, за которым стоит будущее. Но это будущее начинается уже сейчас. Школа должна быть готова к тому, что для каждого ученика может быть составлена индивидуальная программа, которая учитывает все особенности ребенка.

Первостепенное значение при персонализации обучения приобретают информационно-коммуникационные технологии, в частности дистанционное обучение. Сама идея дистанционного обучения как раз и возникла из-за необходимости индивидуального обучения.Учитель разрабатывает курс по своему предмету, который учащиеся смогут изучать самостоятельно, если не имеют возможности присутствовать на уроке по разным причинам. Дистанционные уроки позволяют таким ученикам не отставать от программы, заниматься дома самостоятельно. Также к дистанционным урокам могут обращаться учащиеся, не успевающие отрабатывать материал на уроке, дома они могут восполнять пробелы и пропуски. Используя данную технологию, можно спроектировать для каждого ученика отдельный маршрут обучения. Но это не просто подбор заданий на определенную тему, это выстраивание целой системы уроков и заданий, в которой также предусмотрена градация заданий по степени сложности. Уроки дистанционного обучения целесообразно группировать в модули, создавать дистанционные курсы. Такими возможностями обладают некоторые сервисы Web.2.0, например Versal, Stepic, Canvas, Moodle, платформа Eduardo. Эти сервисы позволяют создавать модули по темам, в которых не только наглядно представлен материал урока, но и есть возможности проверки учителем выполненных заданий.Задания в дистанционном уроке прежде всего не должны вызывать вопросов у учащихся, поэтому они четко формулируются: «записать в тетради», «сравнить», «подчеркнуть» и т. д. Но преимущество отдается таким упражнениям, которые позволяют интерактивно взаимодействовать ученику и учителю в процессе обучения. Это электронные интерактивные задания, созданные, например, с помощью сервиса Learning Apps. Разнообразие видов заданий (викторина с выбором ответа, выделение слов, распределение по группам, классификация, кроссворд, игры и викторины и т. д.) делает процесс обучения увлекательным. При этом ученик может выполнять задание до тех пор, пока не выполнит правильно. Главное в ин­терактивных заданиях, чтобы ученик научился, а не получил отметку. Сервис также обладает возможностями обратной связи: учитель может создавать классы, регистрируя учеников, добавлять приложения для данных классов и учеников и просматривать ход выполнения заданий.Еще одним интерактивным средством является единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: это интерактивные обучающие таблицы, интерактивные задания, тесты. Причем данные ресурсы можно подобрать с учетом потребностей ученика, составить целый набор по определенным темам. Работа с такими ресурсами предусматривает самостоятельность ученика, поскольку учитель не может проверить, как выполнялись задания. Используя их, учитель составляет для ученика тематическую подборку заданий, в которую включены как теория по изучаемой теме, так и практические задания (см. приложение №1). Работа с подобными ресурсами предполагает большую самостоятельность в обучении, предусматривает активную деятельность ученика, создает гибкую образовательную среду.Те же самые принципы дистанционного обучения используются и в работе с одаренными детьми. Учитель разрабатывает элективные курсы, которые предусматривают углубление и расширение учебного материала, затем подключает учеников к выбранному ими курсу. Такая работа также возможна на различных платформах, например Moodle, Eduardo. Итогом работы на элективном курсе являются творческая работа, проект, исследовательская работа.Создание индивидуальных листов для подготовки к олимпиадам – еще один пример индивидуализации обучения. Учитель прописывает этапы самостоятельной работы для ученика, подбирает разные ресурсы, в том числе и интернет-источники (см. приложение №2).К информационным технологиям, реализующим персонализацию обучения, также можно отнести модель смешанного обучения «Перевернутый класс». Данная модель представляет собой объединение классно-урочной системы и дистанционного обучения. На дистанционном уроке учащиеся знакомятся с новой темой в том режиме, в котором им удобно: кому-то достаточно прочитать один раз и понять, а для кого-то необходимо гораздо больше времени для изучения новой темы. Придя в класс на урок, учащийся получает практические задания по новой теме. Учитель при этом может выстроить дифференцированное обучение: предложить ученикам выбрать тот уровень, который им больше подходит. Чтобы оценить свой уровень подготовки, учащиеся заполняют лист самооценки (см. приложение №3).После определения уровня подготовки учащихся учитель подбирает индивидуальные задания. Кроме того, возможно использование такой модели, как «Ротация станций», при которой ученик может пройти разные «станции»: на одной «станции» – консультация с учителем, на другой – работа онлайн с электронными образовательными ресурсами, на третьей – работа в группе, обсуждение и выполнение заданий повышенного уровня. Такое «зонирование» на уроке не позволит ученику просто отсидеться, как это часто бывает, он включен в деятельность, причем не только индивидуальную, но и групповую.Таким образом, персонализация и индивидуализация обучения тесно связаны с информационными технологиями, которые позволяют реализовать деятельностный подход в учебном процессе. Ученик перестает быть получателем знаний, он активный деятель, который может сам определить учебные цели, сам выбирает темп прохождения учебного материала, уровень обучения, сам способен оценить свои учебные достижения.​Елена ПИСЛЕГИНА, учитель русского языка и литературы, международный образовательный комплекс «Гармония-школа №97», Ижевск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте