search
Топ 10

Россия “дышит” Китаю в затылок Сила математической сборной – в школьниках из регионов

В математике, как в спорте: победа не дается ленивым. Как и начинающие спортсмены, юные умники и умницы тренируются, ездят на сборы, принимают участие в международных олимпиадах. И каждой победе отечественной математической сборной мы радуемся не меньше, чем удачным выступлениям наших футболистов на чемпионатах мира. В этот раз нам действительно есть чем гордиться: на 43-й Международной математической олимпиаде школьников в Глазго все шесть участников российской команды получили золотые медали. В общем зачете наша страна заняла второе место, уступив Китаю лишь восемь очков. Но для истинного болельщика важен только один результат – абсолютная победа. И еще долго он будет задавать себе вопрос: могла ли команда занять первое место, или второе – максимум возможное? Мы решили, что разрешить все сомнения и расставить точки над “i” могут только сами ребята и их наставники.

– Дмитрий Александрович, расскажите, как формируется команда и как проходит подготовка к международным олимпиадам? – обратились мы к одному из тренеров команды, старшему преподавателю кафедры высшей математики Московского физико-технического института Дмитрию Терешину.
– У каждого победителя Всероссийской олимпиады по математике есть шанс попасть на международные соревнования. Но для этого надо успешно пройти отборочный этап, который в этом году мы проводили зимой в городе Долгопрудном, на базе Московского физико-технического института. В течение нескольких недель ребята писали контрольные задания, решали задачи. По результатам сборов и выступлений на всероссийских олимпиадах из 25 школьников мы выбрали шесть лучших: одиннадцатиклассников Андрея Халявина из физико-математического лицея города Кирова, Олега Гольберга из средней школы N8 Ростова-на-Дону, Олега Стырта из омской школы N64, Кирилла Суханова из санкт-петербургского физико-математического лицея N239 и учеников 9-х классов физико-математических лицеев Андрея Бадзяна из Челябинска и Михаила Дубашинского из Санкт-Петербурга. В очередной раз команда собралась летом, в пансионате под Дубной, где в течение месяца десяток тренеров – преподаватели вузов и бывшие победители международных олимпиад – читали ребятам лекции, давали задачи, проверяли решения.
– Задания, которые школьники выполняли на летних сборах, были сложнее олимпийских?
– Трудно сказать. В чем-то они были сложнее, в чем-то легче. Однако цель подготовки не в том, чтобы дать ребятам как можно больше трудных примеров. Главное – натренировать их на задачах той тематики, которая встречается на международных олимпиадах. Это многочлены, функциональные уравнения, комбинаторика.
– И все-таки, насколько сложными были задания на олимпиаде?
– На решение задач было отведено 2 дня. За 4,5 часа конкурсанты должны были выполнить три задания. Не скажу, чтобы два первых поставили наших школьников в тупик, а вот третье было безумно сложным. Да вы лучше у ребят спросите.
К сожалению, нам не удалось пообщаться со всеми участниками сборной: не успев отдохнуть от Международной олимпиады, Олег Гольберг и Олег Стырт уехали на другие соревнования.
– Дмитрий Александрович прав: над последней задачей пришлось подумать. И все равно я уложился в меньшее время: справился за три часа, – говорит один из лидеров олимпиады Андрей Халявин. Наравне с двумя участниками из Китая он решил абсолютно все задачи.
– Я ожидал подобного результата в командном зачете, но моя личная победа стала неожиданностью, – признается Андрей.
Результаты Андрея Халявина удивили не только его. Ведь на прошлых математических олимпиадах, которые проходили в США и Корее, он дважды получил серебро. Поэтому в этом году уже не был уверен в победе.
Не думал о личных результатах и Миша Дубашинский:
– Математика, особенно олимпиадная, находится на стыке спорта и искусства. Спортивная сторона понятна: всегда есть интерес в том, чтобы решить сложную задачу. А уже на олимпиаде появляется стимул выступить лучше остальных. Вот тогда и начинается соревнование. Не чужда математике и эстетическая сторона дела: глядя на иную задачу, не сразу понятно, как к ней подступиться. Тогда, собственно, и начинается творчество. А уж мечтать о победе – последнее дело.
Можно только представить, какую радость испытали и тренеры, и ребята, когда им вручали золотые медали. Еще бы: таких результатов не было даже в истории Советского Союза! Когда эйфория немного улеглась и сборная разобрала свои ошибки, выяснилось, что здесь не обошлось без везения.
– Два наших участника заработали баллы, балансирующие на нижней границе, отделяющей золото от серебра. Если бы у них было на одно очко меньше, мы бы уже не взяли все золото, – констатировал Дмитрий Терешин.
– И все-таки не кажется ли вам, что уровень российской сборной стал выше?
– Я с 1995 года выезжаю на олимпиады и не могу сказать, что этот уровень непрерывно повышается. Скорее всего это колебания вокруг среднего показателя. Просто в этот раз мы собрали более сильную команду, нежели два или три года назад.
Вполне возможно, что на следующей Международной математической олимпиаде школьников российская команда выступит не хуже. И поспособствуют этому школьники из регионов.
– Несколько лет назад сборные состояли из учеников двух столиц. Например, в 1996-м на олимпиаду поехали пять питерцев и один москвич. Меня очень радует, что участники этой команды были из разных городов. А это значит, что в России математике стали лучше учить, – говорит заместитель директора физико-математического лицея N239 Санкт-Петербурга Максим Пратусевич. – На сегодняшний день можно выделить несколько математических центров страны. Это Ярославль, Ижевск, Киров, Челябинск, Ростов, Омск, Краснодар, Адыгея, Санкт-Петербург. Причем многие из этих территорий начали проявляться только в последние годы.
Возможно, благодаря поддержке регионов Россия наконец-то смогла вплотную подойти к главному конкуренту и фавориту почти всех математических олимпиад – Китаю. В чем секрет этого китайского чуда?
– Китайцы очень серьезно относятся к подобного рода соревнованиям, и не только к научным, но и к спортивным, – говорит Дмитрий Терешин. – Вы заметили, как они за последние несколько лет прибавили в спорте? Государство выделяет довольно много средств на подготовку и тренировку школьников – победителей олимпиад. К тому же немаловажную роль играет численность населения. Из полутора миллиардов легче выбрать талантливых ребят – их просто больше.
У ребят подобный вопрос вызвал удивление:
– Вы же не спрашиваете, почему Бразилия выиграла чемпионат мира по футболу? Кроме того, подготовка команды Китая длится гораздо дольше, чем нашей. В конце концов у нас разница всего 8 очков, что несущественно, – ответил Миша Дубашинский.
Что ж, у 9-классников Дубашинского и Бадзяна еще есть шанс догнать и перегнать Китай, а Андрей Халявин и Кирилл Сухов свою программу-максимум уже выполнили. Сразу же после олимпиады кировчанин поступил в два высших учебных заведения – Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова и Независимый московский университет. Андрей уверен, что осилит учебу в двух вузах: многое из того, что будут преподавать на первых курсах, он уже знает. А Кирилл Сухов на математическо-механическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета собирается изучать нелинейный анализ, спектральную теорию несамосопряженных операторов в гильбертовом пространстве и интерполяцию в пространствах Орлича. На вопрос, чем они будут заниматься в будущем, ребята пожали плечами и ответили: “Математикой”.

Джамиля САЙРАМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте