Плакат с этими строками поэта Юрия Воронцова висит на стене в учительской нашей школы. Еще лет 10-15 назад мы, сельские учителя, могли бы эти слова произнести с уверенностью в том, что сельская школа действительно выдержит все тяготы нашего смутного времени, сохранит педагогов – практически единственных сейчас на селе интеллигентов. Будет опорой и ступенью для возрождения села. Но что в реальности происходит в наши дни?
Здесь корни страны,Здесь истоки народа,Снегов белизна, алый отблеск восхода,И купол небес ослепительно синий,И сельская школа – надежда России.
Идет массовое закрытие школ. Но разве этот процесс начался только сейчас? Давайте вспомним 1990-е годы, когда на наших глазах на селе закрывались детские сады. Молодым матерям приходилось брать детей с собой на работу, либо оставлять с кем-то дома. Такая возможность была не у всех. Это привело к тому, что из сельской местности начали уезжать молодые семьи и деревня стала терять как учителей, так и специалистов сельского хозяйства. Вот тогда и началось вымирание деревни, и тогда, 10 лет назад, необходимо было принимать какие-то срочные меры. А сегодня происходит естественное закрытие школ, потому что за эти 10 лет они потеряли значительную часть учеников и учителей.
Но сельские школы не «сверху» кто-то закрывает – это закономерный процесс, поскольку на селе остается все меньше и меньше людей. И если снова пустить ситуацию на самотек и ничего не предпринимать сейчас, то еще через 10 лет российское село сможет спасти только чудо…
Искусственное сохранение малых школ само по себе, на мой взгляд, не даст желаемого результата. Эту проблему нужно решать комплексно, вместе с возрождением хозяйств и производств, создавая на селе рабочие места. Может, стоит возобновить практику отработки выпускников бюджетных отделений педагогических и сельскохозяйственных вузов? В любом случае, для того чтобы на селе жили молодые семьи с детьми, нужно дать людям возможность работать. Только в нынешнем году, например, к нам в райцентр, Кичменкский Городок, переехало из одного поселения сразу пять семей, чтобы устроиться здесь на работу и перевести своих детей в нашу школу. В их поселении есть школа, она не закрыта, но там не хватает многих педагогов-специалистов.
Является ли решением проблемы оптимизация сети образовательных учреждений и подвоз детей в базовые школы на школьных автобусах? Наша школа как раз базовая, она имеет структурные подразделения в нескольких деревнях округи, в которых учатся, как правило, дети начальных классов. Подвоз в школу старших учеников осуществляется по четырем направлениям на двух школьных автобусах и двух автобусах районного автотранспортного предприятия, с которым у школы заключен соответствующий договор. Но мы можем подвозить учеников только из ближайших населенных пунктов, поскольку по санитарным нормам дети должны находиться в пути не более получаса. Да и не в таком состоянии наши сельские дороги, чтобы надеяться на бесперебойный и беспроблемный подвоз. Есть и другие проблемы: такие школы, как наша, могут принять лишь ограниченное число детей. Кроме того, крупные сельские школы, которые планируется сделать базовыми, практически все требуют капитального ремонта. Так что опять получается – проблему нужно решать комплексными мерами. И главный акцент, по-моему, должен быть сделан на возрождении рабочих мест в сельском хозяйстве и на строительстве жилья для молодых специалистов.
Ирина ШАБАКОВА, директор Кичм-Городецкой школы, Вологодская область
Комментарии