search
main
0

Российское государство убило учительницу Павлову

Не в наших правилах перепечатывать тексты из других газет. Но этот случай исключительный…

Два прискорбных события, обнаживших причинно-следственные связи бюджетного кризиса, сошлись в один день. В городе Сосновоборске умерла Валентина Павлова, учитель математики школы N 5. В феврале ей исполнилось бы 35 лет. Осиротели двое детей.

Смерть Валентины Павловой

Учительницу Павлову убила ее страна: сосновоборские педагоги не получали зарплату 7 (семь!) месяцев, перебиваясь лишь мизерными авансами, и когда Валентина захворала, она не смогла выкупить прописанные ей в поликлинике лекарства – сумма в 300 тысяч рублей оказалась для нее чем-то фантастическим. Взять такие деньги Павловой было просто негде, а попросить в родной школе стеснялась. “Говорила, что всем учителям тяжело”, – вспоминает сегодня директор школы Тамара Овчаренко.

“Сгорела” Валентина в считанные дни. 20 января карета “скорой помощи” доставила ее в больницу. Но что толку? Положение сосновоборских медиков ничуть не лучше, чем учителей. Нет денег, нет лекарств, нет нужного оборудования.

Деньги, заработанные Павловой, все-таки выдали. На следующий день после ее смерти. За последние семь месяцев ей причиталось 4,5 млн. целковых. Чтобы выбить эту астрономическую сумму, коллеги Валентины сначала христарадничали, потом пригрозили забастовкой. У них просто не было иного выхода – они не сумели собрать гроши даже на похороны. Пришлось занимать у мертвой Павловой – дабы хоть похоронить ее достойно.

Единственное, что смогли обобранные государством, оскорбленные и униженные учителя всех сосновоборских школ, – остановить 28 января, в день похорон, работу и собраться вместе. Учитель химии школы N5 Марина Кислицина твердо вывела перед камерой красноярской телекомпании ТВК формулу: “Чтобы получить деньги, которые вы заработали, надо просто умереть. Тогда тебе принесут, как Валентине Васильевне”.

В день похорон учителям пообещали на днях выдать аванс – дескать, деньги из края должны вот-вот поступить. Сам Сосновоборск помочь своим школам не в состоянии. О проблемах этого монопоселения, возникшего в брежневские годы как придаток к заводу автоприцепов, “Известия” недавно рассказывали в публикации “Город, который лопнул”. Индустриальный гигант “вылетел в трубу”, замер и замерз. Еще осенью была слита вода из систем теплоснабжения, в цехах жгли костры. Потерпел крах вместе с заводом и город с 32-тысячным населением – рабсилой для производства мало кому нужных прицепов и полуприцепов. У города нет работы и будущего. Появились банды, стремительно растет подростковая наркомания. Родное государство предложило построить новую колонию. Все, кто мог, в Сосновоборске уже отбастовали – учителя, милиция, врачи. Были до этого скандальные голодовки, громкие стачки, но тихая смерть учительницы потрясла весь город.

Прощание с Валентиной Павловой выглядело как прощание и с Сосновоборском. Как и Павлова, он не вписался в новые реалии. Они диктуют: если хозяин (государство) не выполняет обязательств перед своими наемными работниками, терпеть этот произвол не следует. Нужно идти в суд, искать другую работу, переезжать в конце концов в другой город. Павлова по-прежнему учила детей, а Сосновоборск, так и не создав альтернативных производств, все надеялся, что воспрянет завод – гигант социалистического планового хозяйства.

Но и это не вся правда. Трагедия Павловой может повториться в любой точке края в любой день. Ежедневно слышишь, как где-то бюджетникам выдали по 10 тысяч рублей аванса, где-то рабочим котельной предложили в качестве зарплаты кабельные барабаны и хирургические халаты… Крепко царство казною. Если казна пуста, значит, прощаемся с государством? И похороны учительницы из сибирского городка – это похороны государства?

Деньги сосновоборским учителям поступают из бюджета края, а он пуст, краевая власть неплатежеспособна. Главный бюджетный должник в Красноярье – Норильский комбинат. Почему он не платит налоги, уходя от своих обязанностей с 1994 года, кто отказал Павловой в заработанных ею деньгах – об этом история вторая.

Как хвост вертит собакой

В день похорон учительницы Павловой налоговики Красноярского края получили от своего начальства из Москвы телеграмму: Федеральная служба налоговой полиции РФ и Госналогслужба РФ поручили красноярцам приостановить процедуру обращения взыскания недоимки на имущество РАО “Норильский никель”. Проще говоря, налоговым службам края, которые наложили арест на имущество и продукцию Норильского комбината, приказали остановиться. Замечу, что до того, как предпринимать радикальные шаги и арестовывать произведенный комбинатом никель, машины начальства и т.д. (всего на сумму 1,5 трлн.руб.), краевые власти и налоговые службы, пытаясь собрать подати с заполярного гиганта, долго, непростительно долго пытались уговорить никелевых баронов, подписывали с ними всевозможные бумаги. Всем им была грош цена, все договоренности моментально нарушались.

Осенью прошлого года состоялась первая попытка арестовать имущество и продукцию Норильского комбината, чтобы выдать получку бастующим педагогам и врачам края. В ответ на начальника налоговой полиции Норильска Ивана Ганьковича посыпались угрозы, а затем физическая расправа была обещана сотрудникам “Норильского никеля” и губернатору края Валерию Зубову. Структуры, готовые реализовать по поручению органов госвласти арестованный никель и отдать выручку в казну, просто боялись подступиться к металлу.

Комбинат трудится, металл течет за границу. Где крутилась зарплата учительницы Павловой? В том же Норильске педагоги не получали зарплату с октября. Они недавно провели однодневную забастовку, а с 20 февраля во всех школах Норильского промрайона начнется бессрочная стачка.

Платино-никелевая монополия не платит налоги не потому, что у нее нет денег, а потому, что не платить ей позволяет государство. Наверное, нет нужды рассказывать об особой близости ОНЭКСИМбанка, фактического хозяина и высшего менеджера “Норильского никеля”, к Правительству России.

Вообще-то первое дело государства – платить людям, нанятым им на работу (учителям, медикам, военным и т.п.), а проблемы приватизированных предприятий должны быть головной болью их хозяев. Почему в России иначе? По поводу поступившей из Москвы телеграммы зам.губернатора края Александр Усс сказал: “Этот вопиющий факт означает, что в России нет государства”. Интересно, что тот же самый вывод, правда, в связи с другими событиями, я слышал недавно и от другого заместителя красноярского губернатора. Наверное, представителям органов государственной власти можно доверять в их оценках жизнеспособности государства. Да и о чем говорить, если президент все обещает покончить с позорной практикой задержек с выдачей зарплаты, а ответственные за сбор налогов чиновники действуют с точностью до наоборот?

Кстати, мало кто знает, но еще в 1994 г. в соответствии с решением О.Сосковца (тогда первого вице-премьера) красноярским налоговикам, насчитавшим Норильскому комбинату свыше 130 млрд.руб. недоплаченных налогов и штрафов за их сокрытие, пришло прелюбопытное распоряжение от первых заместителей глав Госналогслужбы и налоговой полиции РФ – отозвать инкассовые поручения, предьявленные по актам проверки счетов Норильского комбината и всего концерна “Норильский никель”. Сосковец же, перед тем как отдать такое распоряжение, “согласился с просьбой концерна, поддержанной (кем бы вы думали? – А.Т.) Госналогслужбой и налоговой полицией”. Выходит, они сначала арестовали счета, а затем попросили считать свои действия досадным недоразумением?

Так, интересы государства, сами российские законы были подчинены интересам норильского колосса, выведенного за правовое поле. Документы, изобличающие, как хвост может крутить собакой, после отставки Сосковца я сохранил как археологическую ценность. И, видимо, в этой оценке ошибся. Сосковца из правительства ушли, но дело его живет. Содержание указаний из Москвы повторяется с точностью до запятой, подписи только другие.

Такая история о жизни и смерти учительницы Павловой. Вообще можно сделать вывод, что стране, живущей за счет продажи сырья за рубеж, не так уж нужны учителя. Колониальному типу экономики не требуются наука, высокие технологии, обрабатывающая промышленность, машиностроение. Металлы, нефть, газ, лес можно гнать на Запад и с тремя классами образования, так даже психологически легче. Колонии нужны рабы. Рабсила и только.

Гибель Павловой – это счет, предьявленный государству, это приговор нынешней российской олигархии, отличающейся скорбным бесчувствием и непрошибаемым иммунитетом к совести, которая, по известному определению, – болезнь, только, жаль, незаразная.

Алексей ТАРАСОВ, “Известия”, 30 декабря

Продолжение темы на стр. 4

Хотите стать “Школой “Учительской газеты”? Нет ничего проще – читайте “УГ”! Читайте и подписывайтесь на “УГ” и ее приложения: “Граждановедение”, “Чужая азбука” и “Открытый урок”. Став “Школой “УГ”, вы будете известны всем нашим читателям, потому что мы посвятим вам на своих страницах небольшой очерк. А еще мы установим с вами почтовую связь, и вы получите возможность участвовать на льготной основе во многих проектах газеты – конкурсах, викторинах, лотереях. Условия таковы: вам необходимо подписаться на оставшиеся месяцы года на основной выпуск “УГ” и на I полугодие на приложения и прислать в редакцию подписные квитанции, а также подробный рассказ о своей школе.

Подписной индекс “УГ” для организаций – 32542.

Подписные индексы приложений: “Граждановедение” – 32515, “Чужая азбука” – 32514, “Открытый урок” – 32513.

Добро пожаловать на творческие каникулы

В Новгороде эту школу называют “Школой эстетики”. Называют, значит, знают не только о ее существовании, но и о результатах работы.

Появилась 32-я восемь лет назад. Директору М.А.Беловой и ее коллегам пришлось немало поработать, чтобы превратить обычное учебное заведение в школу с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Шутка ли – перестроить методическую работу учителя?

Проведенные школой исследования показали, что из 102 учителей только 15 процентов работают по известным методикам. 50 процентов вносят в методики свои изменения с целью их большей результативности, 35 процентов используют свои авторские методики, постоянно их совершенствуя. Стало быть, работать хотелось. Учителя стали строить современную школу.

Чтобы понять, какой она должна быть, педагоги посетили образовательные учреждения Минска, Санкт-Петербурга и Москвы. И только после этого выбрали наиболее приемлемые направления развития: художестенное и эстетическое. В преобразовании участвовали не только сотрудники школы, но и специалисты Новгородского государственного университета, других образовательных учреждений города. Вот несколько новых программ и пособий, разработанных в результате сотрудничества с учеными: “Литературное краеведение” (учитель Береза Н.В.), “Скульптура и бумажная пластика” (Тихонович Т.В.), “Святыни России” (Самсонов В.Г.), “История национальной кухни” (Дмитриева Л.В.), “Экология России” (Дроздович Н.Е.).

Конечно, ребятам стало намного интереснее учиться в школе. Чтобы привлечь учеников к учебе, педагоги школы даже пожертвовали обычной формой проведения уроков. Ей на смену пришли дискуссия, диспут, “круглый стол”, ролевая и деловая игры. У малышей из начальных классов появились творческие каникулы, во время которых учителя вместе с учениками встречаются с интересными людьми Новгорода, ходят в театры, знакомятся с историческими памятниками города.

Многие выпускники школы становятся студентами Новгородского государственного университета. А педагогическую практику будут проходить в своей родной школе.

Адрес: 173023, г. Новгород, ул. Свободы, д. 14-а.

Телефоны: (81622) 5-42-14, 5-56-70.

В следующий раз мы расскажем о еще одной “Школе “Учительской газеты” – 1126-й московской. А пока… ждем ваших писем.

Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ

Ваш адвокат

Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР

Есть ли возможность быть представленным к почетному званию “Заслуженный работник физкультуры”, если я состою много лет на тренерской и административной работе (директор детско-юношеской спортивной школы и т.п). В моем активе есть и чемпионы РФ, СССР, Европы, строительство спортивной базы и т.д.

Д.СКРЯБИН

Пятигорск

Почетные звания Российской Федерации установлены Указом Президента РФ в целях поощрения за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд. Этот Указ вступил в силу с 1 апреля 1996 г.

Почетное звание “Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации” присваивается организаторам физкультурного движения, ученым и тренерам, работникам спортивных сооружений, учебных заведений за заслуги в организационно-методической, учебно-тренировочной, воспитательной и хозяйственной деятельности, совершенствовании системы физического воспитания, массового спорта, а также спорта высших достижений и работающим в области физкультуры и спорта 15 и более лет.

* * *

Имеют ли право участвовать в забастовке директора школ и их заместители?

Если забастовка будет признана незаконной, как следует действовать дальше?

И.УШАКОВА

пос.Черемша,

Свердловская область

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие (для работников общеобразовательной школы работодателем является данная школа).

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, городскими судами Москвы и Санкт-Петербурга, судом автономной области, автономного округа.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Забастовочный комитет обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда забастовочному комитету. Это предусмотрено Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров.

* * *

Имеет ли право администрация района отменить выплату учителям ежемесячной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания?

В.ОГАНЕСЯН

с.Налобиха,

Алтайский край

Районная администрация не вправе отменить выплату учителям ежемесячной компенсации, предусмотренной п.8 ст.55 Федерального закона “Об образовании”. Эта компенсация выплачивается учителям ежемесячно по отдельной ведомости и не облагается налогом.

* * *

Какой разряд присваивается молодому педагогу, окончившему высшее учебное заведение с красным дипломом?

С.РИСС

Людиново,

Калужская область

Учителю, окончившему с отличием высшее или среднее профессиональное учебное заведение, но не имеющему длительного стажа работы, в порядке исключения может быть повышен разряд оплаты труда на основании п.2.5. приложения I к приказу Министерства образования и Госкомвуза РФ N═622/1646 от 14 декабря 1995 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте