search
main
0

Российские детские сады работают на твердую тройку

Рейтинг муниципальных детских садов России появился три года назад. По словам заместителя начальника управления коммерческих проектов в области образования и социальной сфере Дирекции развития бизнеса МИА «Россия сегодня» Натальи Тюриной, этот рейтинг был разработан, чтобы простимулировать общественную дискуссию по оценке качества образования и оказать информационную поддержку лучшим практикам. О том, как за эти годы развивался проект, шла речь на семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования».ежегодно формируют проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», Институт психолого-педагогических проблем детства РАО при участии региональных органов управления образованием РФ и информационной поддержке «Учительской газеты».

Смотреть в будущее

Сложнее всего было начать. Старт проекта, как это часто бывает, подвергся жесткой критике. О каком анализе и сопоставлении могла идти речь, если детских садов не хватало на всех, а родители были просто рады, когда, наконец, подходила очередь их ребенка? Но, как отметила Наталья Тюрина, эксперты проекта всегда смотрели в будущее, понимая, что демографическая и инфраструктурная ситуация в системе образования изменится, и к моменту возникновения настоящего разговора о конкурентной среде на дошкольном уровне, рейтинг должен уже быть четким, отлаженным инструментом.

Целевой аудиторией проекта должны были стать, конечно, не только родители дошкольников, но и руководители детских садов, которые могли бы с его помощью увидеть проблемные зоны и найти точки роста. Также подобный рейтинг мог бы быть интересен и широкому кругу специалистов образовательной сферы – как взгляд на дошкольные учреждения со стороны, отличающийся от официальной статистической отчетности. Обеспечить информационными продуктами такое большое число потенциальных пользователей всегда трудно, но, по словам Натальи Тюриной, упор делался, прежде всего, на родительскую аудиторию. С учетом этой специфики специалисты Института психолого-педагогических проблем детства и определяли ту группу показателей, которая легла в основу рейтинга.

Среди постоянных участников исследования такие регионы, как Волгоградская область, Еврейская автономная область, Калужская область, Красноярский край, Курская область, Новосибирская область, Самарская область, Тамбовская область, Республика Коми, Республика Мордовия, Рязанская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. Однако 100%-ная выборка лишь в ЯНАО, остальные принимают решение об участии в рейтинге на уровне детских садов. Так, например, в прошлом году в проект самостоятельно пришли более 100 детских садов из Республики Татарстан. В то же время, исследователи надеются, что в будущем году число участников рейтинга вырастет до 32 регионов.

Спокойствие или развитие?

Как отметила Наталья Тюрина, рейтинг муниципальных детских садов России – самый сложный проект «Социального навигатора» с точки зрения сбора данных и их обработки. В частности, потому, что некоторые региональные министры при первом знакомстве с рейтингом нередко задавали вопрос: а зачем это нужно на уровне дошкольного образования? Вдруг, если откроются данные по детским садам региона, родители придут и спросят, почему в других детских садах созданы условия, а в их детском саду – нет, почему в других есть дополнительные занятия, а в их – нет? Некоторые до сих пор предпочитают оставаться в стороне, чтобы местные родители «были спокойны». В то же время есть регионы, которые максимально активно и открыто участвуют в исследовании. Это, по словам Натальи Тюриной, Волгоградская область, ХМАО и ЯНАО.

На самом деле, если в регионе есть какие-то проблемы, рейтинг может выявить их незамедлительно. Этому способствует хорошо подобранная методология рейтинга и единая математическая модель, которые с течением времени не менялись. Это, как отметила Наталья Тюрина, делалось для того, чтобы показатели, которые получают организации, можно было сравнивать по годам.

В поисках наименее затратной и наиболее эффективной модели менялись приемы сбора данных, поскольку исследователям важно быстро получать и быстро обрабатывать огромные массивы сведений и так же оперативно представлять их в удобоваримой для конечного потребителя форме.

Этот поиск наиболее адекватного формата проведения исследования и стремление к высокому качеству не остался незамеченным. По словам Натальи Тюриной, уже сегодня можно видеть, насколько регионы заинтересованы в информационной открытости образования. Некоторые региональные министры уже сами звонят и уточняют, когда начнется работа. Для управленцев это оказывается хорошим шансом поучаствовать в межрегиональных сопоставительных исследованиях и помогает формировать региональные образовательные стратегии.

Директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец согласилась с коллегой, отметив, что, действительно, число регионов-участников проекта год от года только растет. Если в 2012 году их было всего 7 (2001 детский сад), то в текущем их уже 21 (3969 детских садов).

Тройка – тоже оценка

Самый важный вопрос исследования, по словам Татьяны Волосовец, здоровье детей и безопасность. Социальный запрос родителей по этим характеристикам весьма высок. Тем не менее, из года в год «отличников» по этому критерию среди исследуемых детских садов не наблюдается. Преимущественно условия, созданные в детских садах, оцениваются на крепкое «хорошо», однако количество «хорошистов» плавно снижается (с 56,1% в 2012 году до 47,6% в 2014 году). «Троечников» также много, и их число даже, наоборот, растет (с 43,8% в 2012 году до 52,2% в 2014 году). Радует, что количество «двоечников» в текущем году находится лишь на уровне в 0,2%.

Где же теряют во мнении родителей детские сады? Естественно, многим непонятна ситуация, когда поздно вечером в сад приходит охранник, чтобы всю ночь следить за порядком и сторожить имущество, при том, что днем за безопасность детей специальные службы не отвечают. Неужели жизнь ребенка стоит для детского сада меньше, чем мебель и оборудование?

Естественно, что нельзя выпускать из поля зрения и вопрос кадрового состава дошкольных организаций. По словам Татьяны Волосовец, в первую экспертов интересовало базовое образование педагогов. Выяснилось, что воспитателей с высшим образованием в стране почти нет. Так, например, по данным Татьяны Волосовец, один из недавних опросов выпускников бакалавриата педагогических факультетов показал, что ребята не готовы идти работать на эту, кажущуюся им простой должность. Они хотят быть управленцами.

К счастью, в числе педагогов в детских садах нет и тех, у кого вообще низкая квалификация. В основном, это те, кто окончил педколледжи (90%). Но как быть, если количество организаций среднего профессионального образования также снижается? В одном только Санкт-Петербурге за последние годы из 8 педколлеждей осталась лишь половина.

В целом квалификацию педагогов детского сада рейтинг оценивает как удовлетворительную (84% по данным за 2014 год). «Хорошистов» здесь очень мало – 0,4% (2014 год). В то же время 15,6% в этом году оказались «двоечниками». Правда, ситуация этого года выглядит не так плачевно, как прошлого, когда двоечником оказался, по сути, каждый четвертый педагог детского сада.

В целом причины для недовольства можно назвать обоснованными: требования изменились, а если учесть, что воспитатель детского сада – это человек в возрасте далеко за 50 лет, потенциально инертный к профессиональному самосовершенствованию и повышению квалификации, это может оказывать свое влияние на восприятие его родительской общественностью.

Пути есть, средств нет

Что касается еще одного важного параметра оценки – возможности предоставлять дополнительные услуги, то здесь налицо позитивная тенденция. Еще в 2012 году 56,3% детских садов имели здесь решительный «неуд», к текущему году таких осталось всего 11,2%. Увеличилось, естественно, число тех, кто дает теперь «удовлетворительные» показатели: с 43,5% в 2012 году до 73,6% в 2014 году. Прорыв сделали и «хорошисты»: в 2014 году их уже целых 15,1%. И, как отметила Татьяна Волосовец, впервые появились «отличники» – их 0,1%.

Тем не менее, далеко не все так гладко на содержательном уровне. До сих пор превалируют спортивные секции (плавание, волейбол, баскетбол, появились даже городки), эстетические кружки, но в то же время нет практически ни одного кружка, направленного на развитие интеллекта. Может быть, тогда не стоит говорить о проблемах привлечения молодежи в технические вузы, если с раннего возраста мы ориентируем детей на совершенно иные вещи?

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина согласилась с коллегой, отметив, что, к сожалению, проблема является системной, поскольку до сих пор остается много препятствий для того, чтобы реализовать в детских садах дополнительные образовательные услуги – даже за плату.

Если же говорить об оценках детских садов в целом, то здесь можно заметить некоторую стабильность. Но эта стабильность, как отмечает Татьяна Волосовец, пока лишь «удовлетворительная». «Тройки» за работу ежегодно получают более 95% дошкольных организаций. Это неслучайно: родители сейчас недовольны очень многим: перегруженностью педагога бумажной работой в ущерб детям, переполненностью групп, достигающих численности в 30-35 человек… В таком случае становится совершенно очевидно, как порой решается вопрос об уменьшении очередности в детские сады. В целом же, по словам Татьяны Волосовец, сегодня детским садам есть, куда расти, только на это у них обычно не хватает средств.

Двести шестьдесят седьмой – это звучит гордо!

Сегодня, по мнению Татьяны Волосовец, в стране сложилась ситуация, когда регионы не до конца вкладываются в создание условий, которые необходимы для реализации дошкольных программ. Это подкрепляется и тем, что родители до сих пор рады месту в любом детском саду. Сегодня по данным Росстата, в целом в очереди в детские сады стоят 2,7 млн. детей. Минобрнауки России фиксирует другую цифру – около 400 тысяч, но это лишь дети от 3 до 7 лет.

Естественно, по словам Ирины Абанкиной, что в такой ситуации влияния конкуренции детские сады пока не испытывают. В то же время, как считает Татьяна Волосовец, уже сейчас закладываются предпосылки будущей конкурентной среды. Это происходит и благодаря тому, что понемногу оживает негосударственный дошкольный сектор, и тому, что на фоне рейтингов начинается соревнование за качество между муниципалитетами. В итоге все это оказывает влияние на повышение общего качества дошкольного образования и воспитания. К тому же в 2017 году мы неизбежно войдем в ситуацию спада рождаемости, и тогда уже не родители будут думать о том, где найти место для ребенка, а детские сады – о том, чем привлечь родителей.

Уже сейчас многие дошкольные учреждения понимают, насколько важно продемонстрировать свои преимущества. По словам Татьяны Волосовец, когда эксперты по итогам исследования еще раз просматривали сайты образовательных организаций, на некоторых из них обнаружилась информация с указанием их места в рейтинге. Так, например, один небольшой сельский детский сад гордо сообщал посетителям сайта о своем 267-ом месте. И это, действительно, результат, достойный упоминания, особенно, если учесть, что в исследовании в текущем году приняли участие почти 4 тысячи дошкольных организаций.

Заполняя пробелы

Рейтинг муниципальных детских садов России, как отметила Наталья Тюрина, это инструмент весьма достойный доверия: данные перед анализом проверяются не один раз. Да, нельзя говорить о том, что изначально все предоставляют кристально честные и выверенные сведения. Многие не застрахованы, как от мелких случайных недочетов, так и, к сожалению, от встречающихся порой намеренных искажений. Первоначальная проверка данных, по словам Натальи Тюриной, занимает три месяца. На втором уровне проверки идут обращения в детские сады, которые указали неверные сведения. Здесь у них есть выбор: либо совместно корректировать данные до достижения честной прозрачной картины, либо выходить из исследования. На третьем уровне данные заверяют на уровне региональных министерств, которые могут внести ясность, например, по каким-либо организационно-правовым вопросам. И уже после этого начинается анализ.

Директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александр Сидоркин поддержал коллег и также отметил, что, к сожалению, в стране пока еще плохо отвечают на вопросы, только если под угрозой каких-либо санкций от вышестоящих ведомств. Но и тут происходят свои смещения, лжи подчас становится еще больше. Так что, в условиях, когда меняется экономика самой социальной науки, позволить себе сделать такое масштабное выверенное исследование, затрачивая на него несколько миллионов в год, по сути, могут лишь такие проекты, как «Социальный навигатор».

С тем, что «Социальный навигатор» и его рейтинг являются ключевыми для системы дошкольного образования, согласилась и Ирина Абанкина. К сожалению, по ее словам, дошкольное образование до сих пор остается непрозрачным и далеко не все, кто имеет возможность что-либо предпринять для преодоления этой проблемы, делают необходимые шаги. В то же время рейтинг муниципальных детских садов России в меру своих сил восполняет имеющиеся пробелы в аналитике дошкольного уровня и показывает те сложности, которые возникают в период радикальных трансформаций.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте