search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

России женская душа

Говорят, в глубинке России знают все. И поступают так, как требует того извечная народная мудрость. В Смоленской области успешно развивается программа духовно-нравственного воспитания, которая, как считают ученые, приближает обычные массовые школы к подлинно русским национальным школам. Возникает естественный вопрос: а не становится ли развитие таких школ той самой “русской национальной идеей”, которую столь безуспешно искали ученые и политики во времена президентства Б.Ельцина? Этот вопрос мы адресовали заместителю председателя Комитета образования Смоленской области, доценту кафедры философии СГПУ Татьяне Довгий.
– Татьяна Петровна, вы защищали диссертацию на тему “Лицо России: философский и культурно-исторический аспект русской идеи” и, наверное, можете сказать, нужна ли нашей стране русская национальная школа?
– Для этого нам нужно понять, какая Россия нужна. Для этого в свою очередь нам надо обернуться и вглядеться в прошлые века – какими мы были, какими стали. И только потом посмотреть по-новому на то, что с нами происходит ныне.
– Ну если мы вспомним историю, то увидим сильную Россию, которую при всем желании, при всей горячей любви к ней сегодня уже такой не назовешь. Что с нами случилось?
– С нами случилось нечто ужасное: каждый думает о себе, о том, как выжить, как устоять. Помните, как было: раньше думай о Родине, а потом о себе. СССР рухнул, никто не шелохнулся. Вспоминаем, сожалеем и не более того.
– Но не было ли так всегда на Руси: бунты и войны случались только тогда, когда происходило нечто, затрагивающее интересы большинства?
– Известно, что русский народ всегда отличался смирением, а власть всегда была деспотична. Поэтому, кстати, у нас так долго и не прививается демократия, поэтому так часто звучат призывы: России нужна сильная рука. Но России нужно нечто иное – объединение народа во имя возвращения на тот исторический путь, который ей предназначен.
– Что может объединить народ?
– Есть то, что определяет всех нас как русский народ, хоть нас и называют теперь частенько просто русскоязычными. Это культура, образование и религия. Культура в высоком смысле этого слова, образование как сфера духа и вера как приобщение к ценностям духовным, нравственным.
– Не потому ли ничего не получилось у нас с поиском русской национальной идеи, что искали мы ее вдали от этих трех точек, уповая на идеологические константы?
– Безусловно, ведь русская идея не лозунг, не догма, это прежде всего осознание своего места в тысячелетней истории народа. А что было в этой истории? Россия всегда брала на себя самое трудное: это она встала на пути татаро-монгольского нашествия, спасла Европу от Наполеона, разгромила фашистов, русский народ был всегда верен самым высоким идеалам, силен духом, и это делало его народом-победителем. Поэтому всегда с нашим народом считались во всем мире. У России был свой путь, несмотря на то, что ее женственная душа всегда тянулась к мужественному Западу, несмотря на то, что было множество династических браков наших царей, браков, объединявших Россию с немецкими, французскими, английскими королевскими домами.
– Но сегодня объединение идет иное: мы заимствуем у Запада образцы экономики, образования и даже культуры. Может быть, так нам предписано на роду?
– А иноземная культура всегда приходила к нам. Вы вспомните великие имена: Петипа, Барклай-де-Толли, Лермонты, Айвазяны. Что происходило с пришедшей культурой на русской земле? Она принимала великую русскую культуру, великий русский язык и под бесконечным влиянием русской культуры делала все, чтобы эта русская культура становилась еще значительней. И появлялись в России Лермонтовы, Айвазовские, Карамзины, Пушкины. Русский народ – чрезвычайно широкий народ, когда речь идет о принятии иной культуры, но сегодня опасность грозит русской культуре, русскому языку, русскому образованию. Да, мы чрезвычайно открыты, да, мы готовы принимать все то, что так ценится в мире, но нам необходимо вернуться к своим истокам, вспомнить о том, что мы русские, понять, что такое русский народ, какие ценности – духовные, культурные, нравственные – мы имели. Но восстанавливать величие народа и страны, на мой взгляд, можно только через школу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте