search
main
0

Ролевая игра Как мы выбирали омбудсмена

“В демократическом обществе важно не согласие, а участие!”
“Наша система работает, если ты работаешь в ней!”
Р.КЕННЕДИ

Выборы. Уполномоченного по правам человека избирает Государственная Дума с 1994 г. В школе мы тоже проводим такие выборы. Омбудсмен должен не только знать Конвенцию о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН и через год была ратифицирована нашей страной, но и Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию РФ, Конституцию Удмуртии, а также законы о народном образовании как России, так и нашей республики, и другие документы.
Успех построения правового государства и гражданского общества во многом зависит от школы. Да, именно она ориентирует ребенка на основные ценности жизни, воспитывает гражданина, который знает и уважает как свои права, так и права других. И не только стремится овладеть юридическими знаниями, но и умеет отстаивать свои права. А это не каждому по силам.
Организация выборов – прекрасная возможность выявления лидерских способностей учеников.
Цели выборов омбудсмена:
1) выбрать защитника прав человека;
2) подготовить учащихся к взрослой жизни;
3) сформировать активную гражданскую позицию избирателя.
Задачи игры:
1) научить учеников принимать решения;
2) уметь сотрудничать со своими сверстниками;
3) уметь найти компромисс;
4) уметь вести диалог.
Участники игры:
В игре принимают участие учащиеся 9-11-х классов. Демократическим способом были избраны члены избирательной комиссии от каждого класса по одному человеку. Итого получилось 7 человек. В каждом классе выдвигается кандидат в омбудсмены. У нас было девять кандидатов.
Все разделились на пять групп:
I группа – кандидаты;
II группа – избиратели;
III группа – представители СМИ;
IV группа – избирательная комиссия;
V группа – штаб.

Методика проведения игры:
1. Избирательная комиссия готовит списки избирателей, проверяет подписные листы, регистрирует доверенных лиц и кандидатов, оборудует место выборов, назначает дату их проведения, организует на участке голосование в день выборов, а также производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования.
2. Штаб организует подготовку и проведение игры, распределяет роли, готовит плакаты для просвещения избирателей и политические дебаты.

Ход игры
Игра проводится в четыре этапа, хотя ученики подходят к ней не как к игре, а как к настоящей, серьезной правовой роли омбудсмена.
I этап. Заседание избирательной комиссии и выборы председателя комиссии. Утверждение и проверка подписных листов и утверждение кандидатов. У нас их было 4, им выдаются удостоверения.

УДОСТОВЕРЕНИЕ N

Является кандидатом на должность омбудсмена Пугачевской средней общеобразовательной школы Малопургинского района Удмуртской республики
Председатель избирательной комиссии Пугачевской средней школы

Назначается для выборов время и место. Готовят бюллетени и списки классов. Порядок внесения в бюллетень кандидатов определился жеребьевкой.
Кандидаты в омбудсмены пишут заявления в избирательную комиссию по выбору омбудсмена, в котором дают согласие быть кандидатом на должность омбудсмена школы поселка Пугачево.
II этап. Выборы штаба. Работа штаба.
Директор школы Н.Быльнова знакомит ребят с работой штаба, рассказывает, какие задачи и трудности встретились ей в работе начальника штаба на выборах президента Удмуртии. У нас было четыре штаба, для каждого кандидата – свой. Каждый штаб распределял роли: начальника, его заместителя, бригадиров, агитаторов. Они в коридоре вывесили плакаты. Например: “Голосуй за Елену Кочневу – это наше будущее!”, “Справедливость, честность, доброта – это Ксения Никитина!”, программы кандидатов.
III этап. “Дебаты”.
Урок – дебаты по граждановедению в 9-х, 10-х, 11-х классах (совместно).
(1 час)
Тема: “Предвыборная программа кандидатов в омбудсмены”.
Цель: Знакомство с кандидатами и их программами.

Ход урока
Учитель еще раз напоминает о порядке выборов: “Выборы – это центральный институт демократического правового государства республиканского типа. Выборы в нашем государстве являются всеобщими, равными, прямыми, с тайным голосованием. Выборы альтернативные, т.к. у нас сегодня выступают три кандидата в омбудсмены. Демократия предполагает толерантность, компромисс, умение слушать и услышать. Слово предоставляется кандидатам”.
Выступление кандидатов со своей программой.
Кандидат в омбудсмены от 9-х классов Лена Кочурова. Вот ее основные принципы:
1. Отстаивать право ученика на индивидуальность.
2. Заботиться о благополучии детей в семье.
3. Уделять внимание спорту и здоровому образу жизни.
4. Заботиться о развитии детей.
5. Защищать честь и достоинство каждого.
Кандидат в омбудсмены от 10-х классов Лена Кочнева считает своим долгом:
1. Защищать права учащихся.
2. Создать конституцию, которая обеспечит всех равными правами.
3. Помогать одаренным детям – отличникам (денежные поощрения).
4. Искоренить социально-экономические нарушения прав и свобод.
5. Проводить культурные мероприятия.
6. Обеспечить решение вопроса о двенадцатилетнем образовании в пользу учащихся.
7. Создать совет старшеклассников при местной администрации района.
Кандидат в омбудсмены от 11-х классов Ксения Никитина будет способствовать:
1. Улучшению правового просвещения.
2. Созданию правовых инструментов, регулирующих внутришкольные отношения.
3. Гарантии прав и свобод ученика.
4. Обеспечению правового контроля за соблюдением прав и обязанностей ученика.
5. Изучению устава школы как главного закона на уроках.
6. Регулированию отношений между учениками и учителями.
7. Гарантии того, что все поступившие жалобы и запросы будут рассмотрены.
Вот такие вопросы были кандидатам. Были и споры:
Олег Калинин (вопрос): Идею о поощрении отличников нашел я, а вы включили ее в свою программу, значит, вы ее присвоили?
Лена Кочнева (ответ): Мы ее поддержали и будем воплощать в жизнь. Я лично дорабатывала эту идею.
Олег Калинин (вопрос): Снимите этот вопрос из пункта программы!
Лена Кочнева (ответ): Это касается каждого отличника. И не важно, кто подал идею. Важнее ее осуществить. Ведь многие думают так же.
Катя Ермакова (предложение): Надо проголосовать за то, чтобы оставить этот вопрос в программе кандидатов.
Лена Кочурова (ответ): Это несерьезно. У нас дебаты, а не голосование.
Катя Ермакова (вопрос): Вы уверены, что учителя будут учитывать права учеников?
Ксения Никитина (ответ): Вопросы о правах и обязанностях будут обсуждаться и приниматься обоюдно. Все будут знать права друг друга.
Лена Кочнева (вопрос): Для чего тогда в школе омбудсмен, если все будут знать права и обязанности друг друга?
Лена Кочурова (ответ): Одно дело знать, а другое дело – соблюдать. Я буду следить за их соблюдением.
Олег Калинин (вопрос): Вы уверены, что ученики будут подходить к вам со своими проблемами?
Лена Кочурова (ответ): В каждом классе будет доверенное лицо омбудсмена.
Олег Калинин (вопрос): Поведение и контроль культурно-массовых мероприятий входят в обязанности совета старшеклассников, какую роль вы будете там играть?
Лена Кочнева (ответ): Во время проведения спортивных состязаний, дискотек всякое бывает. Например, одна команда оскорбляет другую команду, чтобы выиграть. На дискотеках курят, распивают спиртные напитки. Наша задача – просвещение учащихся о правилах поведения на школьных и внешкольных мероприятиях, контроль за соблюдением правил.
Катя Ермакова (вопрос): Ученики младших классов не участвуют в выборах. Как до них дойдет информация о том, что мы делаем, какие решения принимаем, что обсуждаем?
Ксюша Никитина (ответ): Через беседы, через информационные стенды мы будем им сообщать о наших решениях.
Катя Ермакова (вопрос): Учитель для ученика авторитет. Поэтому ученик не сможет пойти против учителя.
Ксюша Никитина (ответ): Я так не считаю.
Володя Тронин (вопрос): А ваши права нарушались?
Лена Кочурова (ответ): Например, нас посылали на уборку картофеля без нашего согласия.
Олег Калинин: За эту работу нам заплатили, а потом эти деньги хотели оставить школе. Мы были против, и нам все выдали полностью.
Катя Ермакова (вопрос): Не получится ли так, что мы спорим с учителем, а он нам потом на экзамене снизит оценку?
Лена Кочурова (ответ): Администрация школы обещала нам помогать в подобных ситуациях.
Вероника Солдатова (предложение): После выборов омбудсмена можно тех людей, которых не выбрали, взять в помощники, потому что все кандидаты сегодня показали себя с хорошей стороны. У меня появилась уверенность в том, что наши права будут защищены.
Слово учителя.
Спасибо всем кандидатам за выступления, а остальным за вопросы. Ни один пункт правил проведения дебатов не был нарушен. Я надеюсь, что вы сделали для себя выбор.
На следующее утро на общей линейке ученик 10-го класса, член избирательной комиссии Р.Кисамеев объяснил избирателям, как нужно заполнять бюллетени. И представители кандидатов выступили с агитацией за своих кандидатов.
Олег Калинин (11-й кл.) за Ксению Никитину.
Евгений Гавшин (11-й кл.) за Елену Кочневу.
Х.Фатхуллин (9-й кл.) за Елену Кочурову.
Четвертый кандидат заболел, но его оставили в списках избирательной комиссии.
Не обошлось и без черной технологии. Например, был с утра повешен лозунг “Голосуй против всех. Вас ждет радость и успех!” Операция “против всех”.
Выборы.
Избирательная комиссия подготовила класс. На столе списки избирателей и бюллетени. В 14-00 вскрыли избирательные ящики, подсчитали бюллетени, заполнили протокол.
Омбудсменом школы стала Елена Кочнева.
Отзыв родителя о проведении этой игры: Мой сын на вопрос, как у вас проходили выборы, ответил: “Как у вас, взрослых”.

Организовали и провели выборы
Зинаида МУРИНА,
учитель граждановедения;
Ольга ГРЕБЕННИКОВА,
учитель литературы
Удмуртия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте