Необходимость изменений в системе классного руководства в последние годы обсуждается на различных уровнях. В частности, о значимости и важности института классного руководства для государства было неоднократно заявлено Президентом РФ В.В.Путиным перед представителями профессионального сообщества, а также в официальных обращениях, в частности в Послании Федеральному Собранию от 15.01.2020 года.
Особую практическую роль в развитии классного руководства сыграли Государственная программа РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы» и Национальный проект «Образование», определившие в качестве приоритетных направлений создание наиболее эффективных механизмов управления сферой воспитания и подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации. То есть «ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере образования, а также являются объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп».
Мы с уверенностью можем констатировать, что современная образовательная среда принципиально изменилась, стала инновационной, высокотехнологичной, открытой и доступной. Для целенаправленного движения, достижения ожидаемых обучающимися и их родителями результатов школе нужен надежный проводник и помощник, а каждому школьному классу – современный руководитель класса. Новые полномочия и обязанности классного руководителя поставили перед ним ряд новых профессиональных задач, решение которых возможно только через совместную работу с директором школы. Именно директор школы берет сегодня на себя ключевую роль в формировании современной модели классного руководителя как полноценного члена управленческой команды школы. Это не случайно. Ведь руководство классом в этом случае может быть признано управленческой деятельностью, результаты которой проявляются в организованности и сплоченности, интеграции и консолидации классного коллектива, а также скоординированности и слаженности совместной деятельности всех участников образовательного процесса – от учителей-предметников до представителей родительской общественности.
В сегодняшних реалиях каждая образовательная организация самостоятельно определяет современные форматы деятельности классного руководителя. Цели, задачи, функции и направления деятельности классного руководителя зависят от комплекса образовательных и воспитательных задач, которые решает школа в данный момент в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся, закрепляя все эти позиции в Положении о классном руководстве в образовательной организации. При этом не выработана технология работы с классными руководителями школ, в результате чего отсутствует единая система понимания задач самими классными руководителями. Кроме того, среди общих дефицитов – недостаточное понимание и принятие руководителями классов городской образовательной политики, а как следствие, большое число обращений вне системы столичного образования, высокие риски возникновения конфликтных ситуаций как внутри образовательной организации, так и во внешней среде. Принципиальное решение обозначенных проблем напрямую зависит от профессионализма директора, умения организовывать работу классных руководителей, лично прорабатывать актуальные вопросы городской образовательной политики, отрабатывать умение классных руководителей доносить до родителей цели и задачи образовательной политики города, ценности столичного образования.
Мы знаем, что современный руководитель класса свободно ориентируется в возможностях города и школы, проектирует и сопровождает индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося, являясь при этом навигатором возможностей школы и города не только для ребенка, но и для его родителей. Именно классный руководитель служит главным проводником и обучающихся, и родителей в образовательной среде. Кроме того, он транслирует идеалы, главные цели и задачи школы. И в этой связи директор школы также может стать организатором эффективной коммуникации классного руководителя как внутри коллектива, так и с родительской общественностью.
Кроме того, именно директор школы способен взять на себя ведущую роль по формированию управленческих компетенций и навыков классного руководителя. Среди которых: 1) управление результатами и достижениями каждого обучающегося и класса в целом (электронные портфолио и рейтинги достижений); 2) управление процессами, происходящими в классе (учебная, внеурочная и воспитательная деятельность, коммуникации); 3) управление активностями и поведением учащихся класса; 4) управление информационными потоками в классе между обучающимися и родителями, обучающимися и учителями, учителями и родителями; 5) управление ресурсами класса.
Идеологически в основе управленческой деятельности современного классного руководителя лежит управление коллективом в ситуации высокой неопределенности. Руководитель класса – профессионал, управляющий условиями социально-личностного развития обучающихся в образовательном процессе.
Включение директором школы классных руководителей в управленческую команду и принципиальное укрепление управленческих полномочий классных руководителей позволит обеспечить их устойчивую и активную профессиональную позицию, откроет перспективу для эффективного решения образовательных и воспитательных задач. При этом выстраивание новой модели взаимоотношений в системе «директор – классный руководитель» должно происходить при соблюдении нескольких основных принципов:
– партнерские отношения членов управленческой команды;
– непосредственное участие директора в совместном обсуждении ключевых вопросов образования и воспитания;
– совместная деятельность директора и классных руководителей по достижению целей развития школы;
– формирование такого опыта взаимоотношений, который можно будет использовать при работе с детским коллективом и родительской общественностью.
Татьяна НОВИКОВА, советник директора МЦРКПО;
Александр НОВИКОВ, начальник Управления МЦРКПО
Комментарии