search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Выпускникам агроклассов предусмотрят преференции при поступлении в вузы и колледжи В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Пятого декабря отмечают День волонтера Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Итоги Года педагога и наставника подвели в Северо-Западном федеральном округе В Вологодской области молодым учителям выделят средства на первоначальный взнос по ипотеке В Самаре пройдет XVII Всероссийский форум «Педагогическая гавань» В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Победителей регионального этапа конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют – 2024» объявили в Оренбурге В Орске на ремонт закрывают школу в середине учебного года
0

Рок, рейв, политика

Чем запомнилось знаковое десятилетие

Российские 90‑е не только лихие. Они переломные, интересные, колоритные, с богатством сумрачных оттенков. Вспыхнувший в последнее время особый интерес к десятилетию отражается и в художественном кино, и в документальном. В частности, журналист, писатель и главный редактор журнала Esquire Сергей Минаев создал шестисерийный неигровой проект «Девяностые», премьера которого состоялась на платформах more.tv и Wink.

Цель проекта – продемонстрировать основные вехи политики, телевидения, рекламы, музыки того времени, показать, как зарождалась ночная, тусовочная сторона индустрии развлечений сначала в Москве, а потом уже и во всей стране. Участниками его стали звезды политики и шоу-бизнеса, предприниматели, музыканты, деятели искусства и кино.

Сергей МИНАЕВ посвятил свой проект бурной и еще не осмысленной эпохе – 90‑м
Фото с сайта mymsk.online

Сериал был задуман незадолго до пандемии, а съемки начались в августе 2020‑го. Сергей Минаев в интервью главреду «Афиши Daily» Трифону Бебутову рассказал вкратце о технологии процесса: поскольку ситуация с коронавирусом летом по всему миру кардинально не улучшилась, работали преимущественно в ставшем столь привычном для всех режиме «удаленка». Автора снимали на его локации, а для съемки спикера, находящегося, например, за границей, нанимали тамошние команды. Илью Лагутенко, отвечавшего на вопросы Минаева по зуму, снимал местный оператор, потом это все сводилось.

С Ильи Лагутенко, а вернее с истории записи его дебютного альбома «Морская», и открываются «Девяностые». Поначалу это вызывает недоумение (почему музыка, а не политика?), но потом все становится на свои места. Во-первых, это такая уловка, приманка, затягивание в проект о непростом времени. Во-вторых, уже в самом начале музыкальный журналист Александр Кушнир дает потрясающе точную, можно сказать, гениальную характеристику момента: «Середина 1990‑х – это было такое мутное времечко… У меня такое ощущение, что Россия ничем не жила. От социализма одной ногой страна отошла, а к капитализму не пристала. То есть это получалось между двух берегов. Картинка того времени – что-то из серии «Брат», «Брат 2». Такой вот грустноватый, но правдивый эпиграф.

Из уст разных экспертов звучит краткое описание тогдашнего качества музыки: глубокий кризис русского рока, буйный расцвет низкопробной попсы, призванной удовлетворять вкусы не слишком взыскательной публики.

«И вдруг, как черт из табакерки, Лагутенко», – в кадре – улыбающееся лицо музыкального критика и ведущего Михаила Козырева, который в 1996 году, в момент появления альбома «Морская», был программным директором радио «Максимум».

Ну а после – монологи самого Ильи, его бывшего продюсера Леонида Бурлакова, продюсера Александра Шульгина, других людей, причастных к рождению и взлету группы, враз поменявшей музыкальный вектор страны, создавшей моду на качественный звук, элегантность, стильный эпатаж.

Тем, кто был свидетелем становления «Мумий Тролля», будет приятно вспомнить, а тем, кто не знает, услышать о настоящем, через тернии к звездам, пути героев. О том, как делалось в Лондоне демо, как меньше чем за две недели записался целый альбом. О том, как этот альбом нужно было тиражировать и как это казалось невозможным, потому что музыкальные акулы пера кривились: «Да, свежо, необычно, но тексты? Что за бред?» О том, как буквально раскидывались по «Горбушке» бесплатные кассеты с тремя записанными на них хитами. И о том, как нашлись люди, которые сразу поняли ценность материала и сказали: «Да». (К слову, Шульгин с его врожденным чутьем на таланты, взялся раскручивать проект, услышав только строку «Водку любишь – это трудная вода».) Ну и дальше, ступенька за ступенькой к вершине славы. Сергей Минаев подчеркивает – значение «Мумий Тролля» велико не только в музыкальном, но и социальном аспекте, группа манифестировала появление в России нового класса, настоящего среднего, с правильной культурой потребления. Прослойки еще как таковой не было, а музыка для нее уже существовала.

Второй эпизод, «Ночная жизнь», тематически близкий первому, повествует о зарождении в стране индустрии светских развлечений, появлении рейв-клубов – храмов электронной музыки, а также организации в Крыму ставшего культовым фестиваля «Казантип». «Гагарин-Пати», «АэроДанс», «Птюч» – эти названия до сих пор вызывают трепет у ветеранов клубного движения. Актер и режиссер Федор Бондарчук, кинопродюсер Илья Бачурин, другие медийные лица в своих рассказах передают дух того времени, когда голодная до всего нового молодежь буквально с головой уходила в неизведанные миры. Что важно, не замалчивается и тема тяжелых наркотиков, главными пропагандистами которых стали рейв-площадки. Сильные люди ломались, погружаясь в наркотуман с мыслью: «Я смогу соскочить». Многие не сумели.

Третья и четвертая серии проекта посвящены президентским выборам 1996 года. И тут опять – кому освежать, а кому открывать для себя новые страницы (и то и другое будет интересно). Ельцин, больной и уставший, сомневающийся в том, что ему нужно выдвигать свою кандидатуру. Его окружение, уговаривающее: мол, надо, нельзя перечеркнуть то, что сделано для становления демократии в России. Олигархи, сначала не желающие вкладываться в кампанию и засуетившиеся лишь после имиджевого триумфа в Давосе Геннадия Зюганова, главного конкурента Ельцина.

Детали, которые тогда казались будничными, сегодня шокируют. Например, факт, что Борис Николаевич мог выпить с начальником службы охраны шесть бутылок коньяка за 12 часов. Или что деньги на выборы-96 выколачивались из бизнеса противозаконными методами, буквально выламыванием рук. И много, много других нюансов. Это стоит посмотреть, чтобы понять – во всяком историческом отрезке, в каждой личности есть свет и тень. И то и другое следует признавать, чтобы избежать ошибок в последующем.

Жаннат ИДРИСОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте