search
main
0

Рок-н-ролл жив: в РАМТе – премьера новой пьесы Тома Стоппарда

Российский Академический Молодежный Театр не перестает удивлять: то выпустит рекордный по продолжительности спектакль, который, как представления Великих Дионисий, займет весь день, то выдаст за сезон рекордное количество премьер, поражающих разнообразием стилей и высочайшим уровнем постановок, то отдаст свои площадки вчерашним выпускникам режиссерского факультета, а те, в свою очередь, выпустят целую серию ярких малобюджетных спектаклей, собирающих награды престижных фестивалей и конкурсов. И вот сейчас, открывая свой 91-й сезон, театр сообщает не просто о премьере, а о масштабной акции, с ней связанной: первое представление спектакля Адольфа Шапиро «Rock\’n\’roll» по пьесе любимого рамтовцами Тома Стоппарда будет сопровождаться целом рядом мероприятий.

«Corpus»

выставка

«Чехословацкий андеграунд – культура во времена застоя»

«Дождь»

The Plastic People of the Universe,

И, наконец, еще одно, пожалуй, самое необычное для старинных стен театра мероприятие – концерт «Неравнодушный рок». Но может ли быть равнодушной взрывная музыка рока? И следующий логичный шаг – к действию, к состраданию. Концерт благотворительный, организованный совместно с фондом «Вера», в Попечительский совет которого входят Ингебора Дапкунайте, Татьяна Друбич, Татьяна Арно, Людмила Улицкая, Авдотья Смирнова, Андрис Лиепа. Специально для участия в нем из Праги приедет группа The Plastic People of the Universe. Невероятно популярные на родине, в 70-е годы музыканты были обвинены «в организации социальных беспорядков» и осуждены на тюремные сроки. Несправедливость обвинения послужила катализатором для организации правозащитного движения, провозглашения Хартии 77, ставшей манифестом и предтечей идей, которые годы спустя привели к демократической революции, а сама группа превратилась в музыкальный и политический символ Чехии.

В концерте примут участие и Юрий Шевчук, находящий повод проявить инакомыслие и в наши дни, и Василий Шумов со своей группой «Центр», один из лидеров московского музыкального андеграунда, врывавшегося нестройным диссонансом в мажорные аккорды застойных лет. Молодежь, вопреки расхожему мнению о ее аполитичности и апатичности, по-своему выражающая отношение к современным проблемам, представлена группой «Барто», за участие в экологическом движении обвиненная в экстремизме, и Василием Гончаровым, более известным под псевдонимом Василий Обломов, – автором и исполнителем песен, занявших первые строчки рейтинга интернет-сообществ. Все участники концерта выступят бесплатно, а полученные от продажи билетов средства будут переданы в российские хосписы.

Странные, на первый взгляд, сочетания – рок и политика, молодежь и события истории – объясняются темой спектакля, в какой-то степени автобиографичной для автора.

Мало кто знает, что Том Стоппард – Томаш Штрауссер – родился в Чехословакии незадолго до войны, но семья эмигрировала во время немецкой оккупации страны. Его ранние годы прошли в Сингапуре, где погиб отец Томаша, интернированный японцами. Мать с детьми вынуждена была бежать в Индию. Там она встретила английского офицера Кеннета Стоппарда, вышла за него замуж и переехала в Англию. Он усыновил Тома и его брата, дал классическое английское образование, хотя юный пасынок не всегда радовал родителей: исключенный из школы, в 17 лет он устроился корреспондентом и работал в бристольских газетах. Перебравшись в Лондон, он начинает писать о театре, а в 1966 году создает первую пьесу, получившую признание далеко за пределами Британской империи, – «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (заметим, кстати, что ее перевод на русский язык был сделан Иосифом Бродским еще до выдворения из Советского Союза, долгие годы, пролежал, забытый поэтом, в редакции «Иностранной литературы» и был опубликован лишь в 1990 году).

Дуновение Пражской весны позвали Стоппарда на историческую родину. Здесь Стоппард знакомится с одним из авторов идеи «социализма с человеческим лицом» Зденеком Млынаржем, драматургом Вацлавом Гавелом, посещает выставки и концерты андеграунда, впервые услышав музыкантов группы The Plastic People of the Universe. Под впечатлением встреч в конце 70-х годов он выпускает цикл пьес о неистребимой жажде свободы в условиях тоталитаризма «Хороший парень стоит доброго отношения», посвященной правозащитнику Виктору Файнбергу, одному из семерых смельчаков, вышедших на Красную площадь, протестуя против ввода советских войск в Прагу. Другую пьесу – «Профессиональный трюк» – он посвящает Вацлаву Гавелу. И вот теперь – продолжение.

«Rock\’n\’roll» – пьеса, навеянная воспоминаниями о тех событиях, о преследованиях рок-музыкантов, о людях, которые хотят играть ту музыку, что им близка, а не ту, которая предписана, и уже за одно это заклейменные Системой как «асоциальные, экстремистские элементы». В пьесе Стоппарда, по замечанию Шапиро, «события, которые казались историей, догоняют сегодняшнюю жизнь», минувшее готово повториться в нынешней России.

Главные роли в спектакле сыграют Петр Красилов, Илья Исаев, Рамиля Искандер, Дарья Семенова. Особая роль здесь предназначена музыке. Как отметил Артемий Троицкий: «Музыки в спектакле очень много. В «Rock\’n\’roll» знаковые песни 60-х и 70-х годов несут заряд, как сказали бы в те времена, «идеологический», как сказал бы я сегодня – экзистенциальный. Эти песни не только символизируют, но и реально представляют водораздел между «ними» и «нами», свободой и конформизмом, религией и язычеством».

Новая постановка РАМТа – парадоксальная, как все произведения Стоппарда, будоражащая сознание сложными вопросами бытия, убеждающая в личной ответственности каждого из нас за судьбы мира. Это – «история частного человека, его любви» в переплетении политических и идеологических коллизий. Спектакль, наполненный классикой рока – музыкой Сида Баррета и Pink Floyd, Боба Дилана и Rolling Stones, The Plastic People of the Universe, обещает стать одним из ярчайших событий театральной жизни Москвы.

Премьера спектакля состоится 22, 24 сентября, 21 октября, 2 и 18 ноября.

Благотворительный концерт «Неравнодушный рок» – 23 сентября.

Обсуждение спектакля в прямом эфире телеканала «Дождь» – 23 сентября с 13.30 до 14.45

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте