Когда я думаю о пионерии и о себе, то ясно вижу два образа: я пионерка и я с пионерами.
Очень хорошо помню тот день – 4 ноября 1951 года. Осенняя Красная площадь. Мы, девчонки-третьеклассницы, не шелохнувшись, стоим в одной шеренге перед мавзолеем В.И.Ленина и, волнуясь, даем пионерское обещание. А потом столь долгожданный момент: наконец-то и у меня на груди красный (шелковый!) галстук! Ощущение настоящего счастья. Наша старшая вожатая Людмила Ивановна, поздравляя, сказала: «Запомните этот день. Сегодня вы стали пионерами. Будьте ими всегда и во всем». Прошло более полувека, но я до сих пор чувствую ту радость, которая переполняла нас тогда, и то огромное желание сделать все возможное, чтобы пассажиры вагона метро, в котором с подругами возвращались домой, увидели наши красные галстуки. Ведь мы пионеры!У меня была обычная пионерская жизнь, обычная пионерская история – быть участником всех пионерских дел, не важно, инициатором, исполнителем или организатором. Я легко и с удовольствием вместе со своими друзьями (а наша пионерская дружба продолжается и сейчас) прошла всю цепочку выборных пионерских должностей: звеньевая, член совета отряда, председатель совета отряда, член совета дружины, председатель совета дружины. Мы не делали ничего особенного: хорошо учились, помогали в учебе другим, заботились о стариках и маленьких, собирали металлолом, занимались озеленением и благоустройством микрорайона, боролись за порядок и чистоту близлежащих переулков и улиц. Но и сейчас, бывая на Почтовой улице или Спартаковской площади, с какой-то особой теплотой вспоминаю те замечательные дни, когда мы с огромным энтузиазмом облагораживали наши родные и любимые места. Как с удовольствием освобождали мостовые от булыжников с помощью ломов, создавали на голой площади сквер, который со временем стал местом наших встреч.В те теперь уже далекие 50-годы мы много времени отдавали работе на пришкольном участке, часто выезжали в Мытищинский лесопарк, делали скворечники и участвовали в днях птиц. Ходили в походы по Подмосковью, учились туристским навыкам. И в этом нам очень помогали занятия в кружках Дома пионеров. Школа, в которой мы учились, и дома, в которых жили, находились в одном микрорайоне с Домом пионеров Бауманского района. Здесь я проходила пробу голоса, здесь приобщалась к юннатскому движению и туризму, здесь училась пионерской работе.Мы (я и мои подруги Оля и Таня) до сих пор с благодарностью вспоминаем руководителя юннатского кружка Варвару Николаевну Эсмонт, широко открывшую нам окно в природу. Она приобщила нас к путешествиям по родному краю. Эта акция началась в 1948 году в Москве по инициативе пионерского отряда имени Миклухо-Маклая. Образованная, интеллигентная, одновременно строгая и добрая, она была для нас олицетворением женщины-учителя, женщины-ученого. Ее интересные рассказы, свободные беседы, открытость во время поездок и выходов в леса и парки создавали особую, не такую как в школе, атмосферу погружения в мир новых знаний. Их восприятие было легким и радостным от самого процесса познания. Однажды она предложила попытаться изложить в стихотворной форме известные природные приметы. У меня получилось следующее: «Низко ласточки летают – о дожде предупреждают, а летают высоко – значит дождик далеко».Мы стали семиклассниками. Учительница биологии Валентина Ивановна Братерская собрала в своем кабинете тех, кто хотел бы стать туристом, и поставила перед нами задачу подготовиться к летнему походу и сдать нормы на значок «Турист СССР». В течение учебного года мы учились ходить по азимуту, правильно и за нужное время укладывать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, выпускать боевые листки, вести дневниковые записи, ходили на лыжах и катались на коньках, изучали карту Подмосковья и его достопримечательности. У нас сложилась дружная туристская группа, костяк которой составляли мои одноклассники Оля и Таня Петропольские, Люся Якимчук, Алла Чичилина, Рая Архипова, Люся Строкова и Нина Слепова, Витя Сотников, Игорь Полетаев, Саша Капранов и мальчики-восьмиклассники Юра Шевцов, Миша Коварский, Женя Евсеев. После уроков мы часто собирались не только для занятий по туризму. Нам просто нравилось быть вместе: обсуждать школьные проблемы и прочитанные книги, работать на субботнике, ходить на каток и в кино, слушать рассказы Валентины Ивановны о ее родном городе Воронеже, учебе в университете, жизни в Казахстане во время эвакуации, о друзьях.Завязалась у нас дружба и с ребятами из Тувы и Кабардино-Балкарии. Особенно прочные связи установились с туристами школы №10 Нальчика и их руководителем – учителем географии Иваном Николаевичем Руденко. С ними мы не только переписывались, мы разрабатывали совместные маршруты, которые осуществили, уже став девятиклассниками, студентами и совсем взрослыми. Они, наши друзья, открыли нам лермонтовские места Кавказа, снежные горы и ледники, источники минеральных вод, Приэльбрусье, Черноморское побережье. Они ввели нас в многонациональную семью народов Северного Кавказа, подарили искренность дружеского общения. В свою очередь мы знакомили их со столицей и Московской областью, организовывали культпоходы в музеи и театры, доказывали, что Москва – порт пяти морей. И еще многое было в нашей жизни благодаря Всероссийскому слету туристов…Были и сугубо пионерские события, оставшиеся со мной навсегда.Невозможно забыть воспоминания первой пионерки – библиотекаря нашего Бауманского Дома пионеров Тамары Михайловны Даргольц, ее выцветший от времени пионерский галстук из простой ткани, который она с гордостью показывала нам, давая потрогать его руками. В тот момент мы прикоснулись к чему-то необыкновенному из далекой для нас жизни.Мне посчастливилось быть делегатом Московского слета пионеров в январе 1954 года. Это была моя первая встреча с Кремлем. Георгиевский зал, Грановитая палата. Святые сени тогда впервые открылись для ребят. Я уже не помню, о чем шла речь на слете. В памяти огромное пламя пионерского костра (конечно, искусственного), вокруг которого, зачарованные, мы сидели на полу неописуемой красоты Георгиевского зала, и звуки любимых нами пионерских песен: «Это чей там смех веселый?», «Эх, хорошо в стране советской жить», «По улице шагает веселое звено»… и, конечно, «Взвейтесь кострами, синие ночи».Будучи председателем совета дружины, я участвовала в работе III слета пионеров Украины, посвященного 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Перед глазами первая встреча на украинской земле. В Киеве на перроне вокзала нас, московскую делегацию – трех пионеров и секретаря Бауманского РК ВЛКСМ Татьяну Петровну Новикову, встречает секретарь ЦК ЛКСМУ Любовь Кузьминична Балясная. Это было первое потрясение: радостная улыбка не знающего тебя взрослого. Мы ехали по городу и с интересом читали транспаранты с приветствиями делегатам слета.Сейчас, когда вспоминаю пионерское детство, перед глазами образ старшей вожатой дружины московской 348-й школы Зои Михайловны Захаровой. На первый взгляд в ней не было ничего необыкновенного – вожатая как вожатая. Но она незаметно для нас так строила отношения с советом дружины и активом отрядов, что до сих пор кажется, что все (почти все) мы делали сами: составляли планы работы, организовывали разные дела, давали поручения, принимали решения. Я свободно проводила заседания совета дружины, решала вопросы с активом, вела дружинные сборы, вместе с Зоей Михайловной на лестничной площадке между первым и вторым этажами школы каждое утро приветствовала пионеров дружины. Она ненавязчиво учила меня пионерской работе, многое доверяла и всегда была рядом. Наверное, в том, что пионерская организация стала моей, есть заслуга и нашей старшей вожатой.Окончив педагогический институт, я вновь тесно соприкоснулась с пионерской жизнью. Но это была уже другая жизнь – жизнь моих учеников. Ребята, очень разные по возрасту, социальному составу, успешности в учебе, были похожи в своем желании делать что-то значимое, добиться признания и похвалы. Такими делами моих первых учеников (семиклассников) стали забота о памятниках погибшим в годы Великой Отечественной войны, посадка аллеи в честь 20-летия Победы, сбор макулатуры (ребята собрали тонну бумаги и получили премию). В моем архиве есть небольшой документ, свидетельствующий о том, что в 1965 году за активное участие в смотре «Сияйте, Ленинские звезды!» наш отряд был занесен в Книгу почета.6-й класс «В» школы №343, классным руководителем которого меня назначили в декабре, очень помог мне войти в новый коллектив педагогов и учащихся. Помню, когда впервые вошла в класс в новой для себя и для них роли, Алеша Федотов дал команду: «Взвод, встать! Смирно!» и доложил о готовности к учебному дню. Ответив: «Рапорт принят. Вольно!», я с волнением посмотрела на ребят. Их глаза по-доброму улыбались. С этого момента они стали моим классом (с ним мы прожили пять замечательных лет).Все готовились к военно-спортивной игре «Зарница», и наше познание друг друга проходило в совместной подготовке к смотру строя и песни, изучении азбуки Морзе и других видов сигнализации, занятиях по ориентированию на местности. И, конечно, в самой игре, которая проявила сплоченность ребят, волю к победе. Я увидела Володю Саулина, Виталия Звягинцева, Колю Кузнецова, не лучших учеников по моему предмету, целеустремленными, настойчивыми и готовыми выложиться до конца, чтобы найти заветный флаг.Это был один из лучших отрядов дружины, объединивший добрых и отзывчивых, искренних и активных подростков. Они не просто участвовали в делах дружины, они были первыми помощниками старшего пионерского вожатого Николая Михайловича Александрова: входили в число организаторов, работали с младшими пионерами, ответственно выполняли поручения. Совет отряда во главе с Ирой Борисовой был инициатором похода в Костино, в совхоз «Лесные поляны», поиска и сбора материалов о С.П.Королеве, чье имя носила пионерская дружина, экскурсий по Москве, участия в конкурсах, работы в совете библиотеки и много другого, что было интересно ребятам и давало возможность проявить себя.А 19 мая, когда вся дружина выстраивалась на линейке, посвященной дню рождения пионерской организации, председатели советов отрядов, естественно, не без участия старшего вожатого вручали цветы классным руководителям с благодарностью за помощь отрядам в работе. И в этом было признание необходимости взаимодействия «пионерский отряд – классный руководитель».Переход ребят в 8-й класс стал началом нового этапа жизни отряда – подготовки к вступлению четырнадцатилетних в комсомол. На этом, по сути, и закончилась моя непосредственная каждодневная работа с пионерами в качестве их наставника и старшего друга. Надеюсь, она не прошла даром. Каждый раз, когда мы встречаемся с тем 6-м «В», теперь уже пятидесятилетними мужчинами и женщинами, оставшимися верными детской дружбе, вспоминая школьную жизнь, они наряду с другими фактами всегда называют красную звезду, горевшую над школой, и ощущение своей причастности к ней.Вместе с ребятами я «окончила» школу и начала путь в науку. И так уж сложилось, вектор моей исследовательской работы характеризует еще одну позицию – я и те, кто работает с пионерами.В конце 60-х – начале 70-х годов в Москве зарождался и довольно успешно развивался опыт активизации деятельности учительских комсомольских организаций. Инициаторами этой практики стали созданные при райкомах и горкоме общественные объединения – советы молодых учителей. Работа Городского совета молодых учителей, председателем которого я была в то время, была направлена на создание условий для повышения профессионального мастерства, развития общественной активности, организации свободного времени учителей-комсомольцев. Осознавая трудности в работе и думая, как помочь другим избежать их, мы решили открыть на общественных началах Университет молодого учителя. В этом нас поддержала Академия педагогических наук, предоставив помещение Психологического института и состав преподавателей – научных сотрудников институтов академии. Программа включала широкий спектр актуальных проблем педагогики и психологии, среди которых особое значение отводилось вопросам теории и методики пионерской работы. Мы отчетливо понимали, что если поможем только одному учителю стать грамотным в этом деле, то тем самым поможем как минимум 35 пионерам или комсомольцам иметь рядом понимающего старшего товарища. Конкурсы рефератов по данной тематике, традиционные научно-практические конференции и творческие семинары положительно сказывались и на общественной активности учителей, проявлением которой были поддержка и помощь пионерской организации.У меня нет каких-либо значительных трудов в сфере работы с пионерами. Но в отдельных публикациях есть попытка выразить свое отношение к организации работы ребят с газетой «Пионерская правда», к подготовке старших пионеров к вступлению в молодежную организацию, обеспечению взаимодействия пионерских и комсомольских организаций, воспитанию у школьников – членов этих общественных организаций уважения к государственным символам. В них есть и оценка инноваций в современной Московской городской пионерской организации.Вот такая простая моя пионерская история. Но я с уважением отношусь к ней, как и к своему детству. Они истоки меня сегодняшней. Они дали мне жизненные ориентиры. Они научили быть верной своему обещанию.Продолжение следует
Комментарии