Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Родом из оптимистов

Учительская газета, №25 от 23 июня 2020. Читать номер
Автор:

С детьми важно делиться позитивным взглядом на жизнь

Через тернии кто-то стремится к звездам, а учитель биологии школы №3 пгт Тымовское Инна Манько через тернии пришла к… детям. И путь этот был довольно длинным. Со многими характерами и судьбами пришлось познакомиться нашей героине, поскольку более 10 лет она работала медицинской сестрой в разных отделениях лечебного стационара. Поэтому решение встать у школьной доски она, уже умудренная житейским и профессиональным опытом, принимала неторопливо и взвешенно. И не ошиблась. Но обо всем по порядку.

С семи лет Инна Александровна живет на Сахалине. Семья сюда переехала после Комсомольска-на-Амуре. Здесь девочка пошла в школу, здесь окончила ее. И была у Инны мечта – стать переводчиком. Именно переводчиком, а не учителем английского языка. Инна мечтала объездить весь мир и готовилась поступать на факультет иностранных языков в ближайший вуз. Но… вмешалось вечное «но». Произошла перестройка, многие семьи оказались на грани выживания, и так вышло, что совокупность событий государственных и личных не позволила девушке обучаться в университете в течение пяти лет. Нужно было срочно перестраивать образовательную траекторию, выбрав что-то менее затратное. И мама (о, милые наши наставники – мамы!) посоветовала дочери пойти в медицинское училище, тем более что сама являлась медработником. На тот момент, как признается наша героиня, это было единственное правильное решение.

Таким образом, Инна Манько стала дипломированной медсестрой. Она вспоминает, что некоторое время стеснялась и даже боялась встречи со своими учителями, которые неизбежно спросят, куда поступила девушка. Было чувство горечи от неиспользованных возможностей, собственной нереализованности. Это сейчас, с годами, понятно, что большинство учителей – мудрые люди, и никаких признаков скрытого разочарования Инна бы в их глазах не увидела, но тогда ей было просто трудно психологически. Она долго и честно работала по своей специальности. Была процедурной, палатной сестрой в психиатрическом, кожно-венерологическом, инфекционном отделениях. Может быть, когда-нибудь даже напишет роман о той жизни, которую видела внутри больничных стен.

Но зловредное «но» и тут вмешалось в жизнь нашей героини. Наступил период реорганизаций и оптимизаций, и Инну сократили. Девушка осталась без работы. И верным другом и наставником опять оказалась мама, которая не только не позволила дочери опустить руки, но и посоветовала прийти на работу в клинико-диагностическую лабораторию. Правда, для этого нужны были специальные знания, и Инна пошла переучиваться. Может быть, это и стало своеобразным стимулом, как она говорит, для вывода ее «из оцепенения». Профессия лаборанта увлекла. Она потребовала от нашей героини усидчивости и вдумчивости, а также дала почву для размышлений, ведь часто то, что ты видишь в микроскоп, и то, что тебе может казаться, на самом деле может быть не тем, чем кажется. Ты вынужден постоянно обкладываться книгами, постоянно сравнивать то, что видишь, с рисунками из справочников.

Для девушки начался активный профессиональный рост, она почувствовала важность своей профессии, и, проработав буквально два года, решила поступать на биологический факультет. Причем решение Инны поддержали близкие люди. Единственное, в чем была сложность, – это в выборе формы обучения, и поскольку у Инны уже появился ребенок, она поступила на заочное отделение. И все бы ничего, но… опять подножку подставило пресловутое «но». Как только наша героиня окончила вуз, оказалось, что с ее образованием невозможно работать в клинико-диагностической лаборатории! «Зря, зря, все зря!» – твердила Инне реальность, но она, подобравшись внутренне, верила и повторяла: «Нет, нет, не зря!» И правда, не зря верила.

Однажды ей позвонили из родной школы, сказали, что знают, что Инна Александровна учится на факультете биологии, и спросили, не хотела бы она попробовать поработать с детьми. Честно говоря, у нашей героини от изумления пропал дар речи. Где она и где школа! Но… вот оно, волшебное «но»… почему бы не прий­ти и не сделать попытку? Тем более ей так и сказали: придешь, посмотришь, не понравится – уйдешь.

Инна думала два месяца. А потом решилась. И до сих пор помнит свой первый урок.

– Правда, это было мучительно, – немного смущенно улыбается она. – Я постоянно думала, не сделала ли неправильный выбор. Потому что я уже состоялась. У меня были опыт, категория, хорошая зарплата, я была в своем деле профессионал. Многое знала и умела, меня знали люди, что в маленьком поселке очень важно, что открывает многие двери. И я думала, вот сейчас все это закрою и шагну в неведомый, незнакомый мир, а мне уже за тридцать… И все-таки я этот шаг сделала.

Самые большие опасения были связаны с тем, что меня не будут слушать дети. Это пугало. Я маленького роста, субтильная, меня все время принимали за девочку-подростка. Пугало, что на уроках будет гвалт, я сама была свидетелем уроков, на которых учителей не слушали. Я боялась, что, если не установлю контакт, не смогу увлечь, то уйду из школы сразу…

Но самое интересное, что у меня все получилось в первый же день. Первый же день дал мне почувствовать, что я на своем месте. Дети затаив дыхание слушали, а потом многие признались, что я не была похожа на учительницу, потому что пришла в нарядной одежде, с прической, рассказывала интересно и увлекательно.
Нужно сказать, что, когда я училась на биолога, методике преподавания уделялось мало внимания, поэтому при подготовке к урокам я искала методическую литературу сама. Весь первый год работы кропотливо выписывала все этапы в тетрадку. И постоянно просила, чтобы ко мне на уроки ходили опытные учителя. И, конечно, мне много помогала старшая коллега, настоящий наставник, которая меня курировала, подсказывала и, собственно, вовлекла в конкурсное движение, которое закончилось тем, что в нашем районе я стала первым учителем года.

Было ли сложно привыкать к другой роли – учителя – в маленьком поселке?

– О да! Было очень сложно. Бывали ситуации, когда родитель вообще не мог понять, что я учитель. Ведь кто-то в течение 12 лет воспринимал меня как медработника, работал со мной в больнице, и вдруг я учитель. В общем, скепсиса было много. Мне вообще говорили, что я вернусь в больницу, что в школе сложно.

– Как-то получается, что ваше слово по жизни «вопреки»…

– Да, всю жизнь с преодолением. Я иногда сравниваю себя с лососем. Как он идет на нерест в реку, где родился. Преодолевает столько препятствий, но, несмотря на раны, провалы, ямы, завалы, все равно придет туда, где его родина. Видите, и ассоциации у меня биологические.

– А в биологии какой раздел вам интересен?

– Мне всегда очень интересна зоология. Мир животных разнообразен. Мы живем в регионе, где достаточно скудно представлена фауна. Почему? Потому что мы остров. А хочется детям показать всех животных, ведь многие ребята не представляют себе, как устроены животные, особенно экзотические, как они живут. Поэтому я стараюсь показать детям редкие, исчезающие, уникальные виды, чтобы они понимали, что мир не ограничивается островом Сахалин. Конечно, есть региональный компонент, и он неизменно присутствует на уроках, но я всегда помню, что многие из моих учеников по разным причинам не выезжают за все свое детство даже из поселка. Как им показать, что наш мир разнообразен? Я пытаюсь это сделать на примере зоологии и экологии.

Я уже восемь лет руковожу детским экологическим объединением в школе. Наше следующее занятие всегда складывается из вопросов детей. Например, на заданный вопрос – допустим, «какое это животное?» – есть ответ: «водосвинка». Ребенок сразу же спрашивает, а кто это такая, я о ней никогда не слышал. И мы решаем посвятить следующее занятие этому животному – капибаре, и для этого каждый должен будет выполнить определенное задание: принести иллюстрацию, найти места обитания, узнать, чем животное питается и т. д.

Мы с ребятами занимаемся проектной деятельностью. Например, недавно одна моя воспитанница заняла первое место в своей номинации на областном конкурсе. Изучала физиологию, биологию, экологию шиншилл. Я благодаря ей сама очень много узнала об этом животном, его повадках, поведении. Когда мы вернулись после конкурса, ребенок стал просить: «Давайте еще что-то изучать». Этот интерес в глазах вдохновляет. Мы пытаемся изменить мир вокруг нас своими проектами. Проводим много внутри­школьных мероприятий, в начальных классах устраиваем экологические минутки, проводим экоигры, экоквесты для всей школы, снимаем видеоролики о проблемах поселка. Все это пользуется большим спросом. Уже состоялся 4‑й выпуск экологического класса, а чтобы в него записаться, маленькие ребята даже стоят в очереди.

Можно было бы, в принципе, и не спрашивать Инну Манько, много ли ее учеников выбирают профильную биологию, но вопрос все-таки сорвался с языка. Но и ответ не удивил: конечно, выбирают. В 9‑м классе почти стопроцентно. Объясняют: мол, вы наш учитель, вы нас хорошо подготовите. А одиннадцатиклас­сники уже более взвешенно добавляют: «Нам нравятся биология и экология, потому что вы нас ими увлекли». Это для нашей героини самая высокая оценка.

Любопытно, но представления о ней как об учителе изменились и у окружающих. Уже нет скептицизма. Некоторые бывшие коллеги даже согласились с тем, что в медицине все же немного легче, чем в педагогике. И многие жители поселка после ее победы в региональном этапе конкурса «Учитель года» высказали слова уважения и благодарности. Просто останавливали и говорили, что Инна Александровна молодец, нашла себя в профессии. А она и согласна. Это ее. И хочется учиться всему новому, впитывать все лучшее. И финал конкурса, который проходил в Чеченской Республике, открыл ей новые горизонты. Поняла, что хочет совершенствовать свой опыт межпредметности, интеграции, чаще использовать на уроках биологии отсылки к историческим фактам, архитектуре, литературе. Начинать занятия неожиданно. Например, с рассказов о путешествии. О собственном.

У нее теперь семейная традиция – ни года без поездки. И неожиданной, но сильной любовью стала Испания, где экспрессия, яркость, огромное количество произведений искусства, архитектура, фламенко. Как этого иногда не хватает в поселковых буднях! И, чтобы взбудоражить, зажечь, вдохновить, Инна Манько рассказывает детям о том, что видела и почувствовала сама.

Она уже взрослый человек и давно знает, что трудно верить в чудеса, когда количество людей в поселке все убывает. Предприятий нет, работы нет… Где искать мотивацию? Только в самом себе. В своем взгляде на жизнь. Можно печалиться, а можно улыбаться. Она предпочитает второе. Как тот отважный лосось, что, несмотря на израненную плоть, стремится только вперед. Кто-то плачет, глядя на этот жестокий и изменчивый мир, а кто-то пробует сделать его лучше. Так вот она из этих, оптимистичных.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Сахалинская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt