search
main
0

Родной до боли Дед Мороз

Чем он отличается от Санта-Клауса?

С чего начинается воспитание патриотизма? Вариантов ответа на этот вопрос может быть множество. При проведении всевозможных конкурсов на лучший патриотический проект или мероприятие по патриотическому воспитанию чаще всего делается упор на сохранение памяти о войне, на помощь ветеранам и т. п. Конечно, сохранение памяти о героических страницах истории, о борьбе за сохранение независимости очень важно, но вот только ли на этом можно и нужно воспитывать патриотов?

Этот образ знаком каждому с детства

Почему-то мы редко говорим о сохранении своей самобытной культуры, своих традиций, стремясь все больше к так называемой поп-культуре, которой, по сути, чужда самобытность, чуждо само понятие «национальная культура». И ведь под культурой в данном случае необходимо понимать не только наши народные песни и танцы, не только отдельные и неотделимые от нашей страны центры типа Хохломы и Гжели, а все, что было создано нашими предками пятьдесят, сто, тысячу лет назад. Это касается в том числе и наших героев – персонажей былин и сказок, произведений русских, советских и российских писателей.

Новый год – время ожидания перемен и чудес, моментов детской радости и надежд. Несмотря на то что по историческим меркам праздник этот для нашей страны достаточно молодой, он успел обрасти большим количеством традиций и обрядов. И, конечно, главным действующим лицом этого праздника является Дед Мороз.

На самом деле праздновать наступление Нового года начали еще в Древнем Риме. Латиняне приносили жертвоприношения богу Янусу, украшали свои дома и дарили подарки, но не только друг другу, а еще и императору.

В России обычай встречи Нового года ведет свое начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года предписывалось вести летоисчисление от Рождества Христова, а день новолетия «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. Но вот новогодний герой Дед Мороз был знаком нашим предкам задолго до указа Петра I. Между прочим, версий его появления множество. Одна из них гласит, что предком современного Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко, или Мороз Красный Нос, хозяин погоды, зимы и мороза с довольно суровым нравом.

И не он тогда разносил подарки, а жители Севера в праздничную ночь сами бросали за порог своих домов лепешки и мясо, таким образом задабривая Деда Мороза, чтобы он не злился на них и не заморозил.

С приходом в страну христианства, которое боролось со славянским язычеством, Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Но в России конца XIX – начала XX века этот образ становился все более и более человечным. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако тогда он не приобрел широкого распространения. Впрочем, немного позже, уже в советское время был распространен новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки, именно этот образ был создан советскими кинематографистами в 1930‑х годах.

Но в конце ХХ века на смену нашему русскому Деду Морозу под влиянием западной культуры пришел совсем другой герой – Санта-Клаус, и мы стали часто путать двух разных героев, а вернее, подменять нашего Морозко собирательным образом Николая Чудотворца.

Все дело в том, что образ Санта-Клауса придумал в 1823 году преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур, который под Рождество прочел жене и детям сочиненное им стихотворение «Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса». Он изобразил почтенного старца добрым эльфом, который приезжает на восьми оленях и проникает в дом через дымоход. Первый образ Санта-Клауса нарисовал в 1862 году карикатурист Томас Наст.

В 1930 году компания «Кока-кола» придумала рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой, – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах, традиционных для производителей знаменитого напитка. Так родился современный образ Санта-Клауса, где он изображался уже не эльфом Клемента Мура, а почти великаном.

Что же касается его связи со святым Николаем, то здесь надо учитывать влияние католической церкви. Ведь главным праздником христиане считают не Новый год, а Рождество, вот и стал Санта-Клаус воплощением образа одного из самых почитаемых святых. Дело в том, что святитель Николай Чудотворец с раннего детства отличался любовью к ближним, а став епископом, всячески помогал бедным и всегда делал это тайно, подкладывая подарки в окна.

Согласно католической легенде однажды все окна в доме оказались запертыми, и святой подкинул деньги в трубу. Легенда повествует, что золотые монетки попали в висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь Санта-Клаус подкладывает подарки в носки, которые вешают у камина.

На старинных западноевропейских открытках часто изображали Николая Чудотворца в одеждах католического епископа, с мешком, полным игрушек, окруженным толпой детей. Но по мере ослабления влияния Церкви на общество эта традиция утратила популярность, а роль щедрого дарителя плавно перешла к вполне светскому Санта-Клаусу.

Конечно, все это история, из которой и появились традиции и обычаи. Вот только в каждой традиции отразилась своя история – история страны, народа. А, подменяя своего героя чужим, мы, хотим того или нет, постепенно отказываемся от части своей истории, своей культуры, своих традиций. А ведь если задуматься, то Дед Мороз и Санта-Клаус совсем не похожи.

Давайте посмотрим внимательно и начнем с одежды. У Деда Мороза она обусловлена географическими и климатическими факторами нашей страны. Ну сами посудите, можно ли в сильный мороз ходить в сапогах? Конечно, нет. Поэтому Дед Мороз обут в валенки, а не в сапоги, как Санта-Клаус. И шуба нашего Деда, и рукавицы, и шапка тоже как раз для наших, российских, морозов. Никакие красные колпачки с помпончиками, перчатки и легкие куртки не спасут от нашей холодной зимы. А вот Санта-Клаусу такая легкая одежда подойдет, ведь зимы в Европе намного теплее и мягче. Даже подпоясан Дед Мороз кушаком – поясом, которому морозы не страшны. А ремень Санта-Клауса на морозе потрескается. Кстати, одежда нашего Деда Мороза в ее классическом варианте синего цвета и расшита жемчугом и серебром, а вот у Санты она всегда красная, ведь это цвета кока-колы, рекламой которой он стал еще в 30‑е годы XX века. Впрочем, сейчас Дед Мороз тоже часто носит красную шубу, но она все равно не однотонная, а тоже украшена серебряной росписью.

В руках у Деда Мороза посох, с таким легче ходить по сугробам. Одновременно это еще и волшебный жезл, которым, собственно, наш Морозко и морозит. Посох выполнен в виде прямой палки с круглым набалдашником, а иногда со звездой на конце. А вот у Санта-Клауса стандартный посох католического епископа, потому и посох у него – палка с загнутым верхом.

Наш Дед Мороз передвигается пешком или на чисто русском виде транспорта – лихой тройке лошадей (как здесь не вспомнить Гоголя с его птицей-тройкой?), мчится на ней с бубенчиками и колокольчиками, объезжая свои владения. Северные олени, на которых ездит Санта, для нашего Деда маловаты. Ну и, пожалуй, чего уж никогда не увидишь у Деда Мороза – это очки. Наш Дед не может быть близоруким. Он грозный и сильный, никакие болезни ему не страшны. И ведет он здоровый образ жизни, а вот Санта-Клаус еще и сейчас порой изображается с трубкой.

Ну и, конечно, никогда наш Дед Мороз в камины к людям не залезает. Во-первых, он большой и в трубу не поместится, а во-вторых, не было на Руси каминов! Дед Мороз – это сказка, чудо. Все знают, что он побывал в гостях, а вот как он это сделал, не столь важно. Чудо не должно объясняться, на то оно и чудо.

Казалось бы, всего лишь один сказочный герой, а как он подчеркивает своим существованием и всем своим видом особенность и уникальность нашей страны!

Только вот будут ли его помнить российские дети лет через 50 – большой вопрос. Ведь даже в магазине игрушек под Санта-Клаусом на ценнике все чаще написано «Дед Мороз». Так недолго и забыть настоящего Морозко. А значит, утратить часть своей истории и культуры.

И ведь, к сожалению, все чаще на новогодних утренниках слышна мелодия не «В лесу родилась елочка», а Jingle Bells. Уходит еще одна часть нашей традиционной культуры – музыкальной.

Может показаться, что это мелочи, можно и без Деда Мороза вырасти патриотом, но ведь именно из мелочей складывается единое целое.

Так давайте не будем отказываться от нашего российского чуда – доброго старика с мешком, из которого он достает подарки, всегда угадывая, кто что хочет получить. Пусть ему помогает в этом его внучка Снегурочка. А Санта-Клаус пусть дальше продолжает передвигаться один на оленях, но у себя на родине.

И, конечно, вместе с Дедом Морозом не будем отказываться от остальных национальных героев, какими бы они ни были.

 

Олег КАМАКИН, заместитель директора центра детского творчества, учитель обществознания школы №3, Ноябрьск, ЯНАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте