Умения читать, писать, считать – далеко не основные для будущего первоклассника, впереди у него достаточно времени, и этому его точно научат в школе.
Гораздо важнее то, умеет ли к этому возрасту ребенок играть в игры, принимая разные роли, может ли удержать игровое правило и следовать ему во время игры, не нарушая, и как долго может это делать. Это все показатели сформированности умения управлять собой и своим поведением – основа произвольности как одного из компонентов психологической готовности к школе.
На что ориентироваться родителю?
К началу обучения в школе ребенок способен заниматься в течение 20-25 минут, может соблюдать требования, обозначенные взрослым (учителем). Хотите быть уверенным, что ваш ребенок готов к школе? Поиграйте с ним в настольные или подвижные игры, в которых у каждого игрока есть своя роль, а действовать надо по инструкции, четко соблюдая правила.
Как настроить ребенка на первые занятия?
Сказать твердое и однозначное «да» режиму дня. Именно грамотно выстроенный режим дня – опора и поддержка для ребенка, мощный ресурс, который поможет ему справиться с новыми задачами.
Составьте вместе с ребенком план дня, его можно красиво визуализировать (в том числе с помощью картинок), повесить над рабочим местом ребенка. Это поможет не упустить важное, расставить приоритеты, организовать день будущего первоклассника эффективно и комфортно.
Полезный инструмент – песочные часы (или вообще любые часы, по которым ребенку удобно следить за временем). Они помогают в прямом смысле слова увидеть время: увидеть конкретный временной отрезок, оценить, сколько можно за него успеть. А затем и грамотно планировать занятость.
Первые занятия в школе для ребенка – интересное знаковое событие, которого, как правило, дети с нетерпением ждут. Родителю важно поддержать этот позитивный настрой.
Создайте спокойную обстановку дома, чем спокойнее и увереннее чувствует себя в этот ответственный момент родитель, тем комфортнее будет ребенку. Отмечайте достижения своего будущего первоклассника, его даже самые небольшие успехи. Это сделает его увереннее в своих силах.
Чтобы понять, готов ли ребенок к школе, и поддержать его, поинтересуйтесь, что его привлекает в этом событии. Обсудите, как много нового и интересного ждет его в стенах школы. Будет хорошо, если вместе с вашим ребенком в тот же первый класс отправится его друг или подруга из дошкольной группы.
Если есть сомнения, вопросы, родители могут обратиться к городским ресурсам и возможностям Городского психолого-педагогического центра.
Варвара ЛАВРЕНТЬЕВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии