search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Родительский дом – теплый дом Тема “Семейное счастье и конфликты в семье”

Цель и задачи: выяснить условия, которые благоприятствуют семейному счастью, которые приводят к конфликтам в семье; определить вместе с детьми возможности ребенка, способствующие предотвращению или разрешению конфликтных ситуаций в семье; продолжить формирование умений самостоятельной работы с документами и практического применения их основных положений в конкретных жизненных ситуациях; развивать активную деятельность учащихся и творческий интерес у них к предмету; совершенствовать понятийный аппарат, контроль за уровнем усвоения основного материала.

Оборудование
Конвенция о правах ребенка ООН и Семейный кодекс РФ.
Политическая карта мира. Эмблема ООН.
Проигрыватель с пластинками.

Эпиграфы

“Человек создан для счастья,
как птица для полета”.
В.Г.КОРОЛЕНКО

“Счастье увеличивается оттого,
что им делишься с другими”.
Ж.О. де ЛАМЕТРИ

Ход урока

1. Повторение изученного материала

а) Когда и с какими целями была создана ООН?
(В 1945 г. в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности, развития мирного сотрудничества между государствами, для защиты основных прав и свобод человека).
б) Каковы символы ООН?
(Рассказ ученика о голубом флаге и эмблеме ООН).
в) Где находятся центральные учреждения ООН? Покажите на карте место и назовите эти учреждения.
(На Политической карте мира учащийся показывает США, город Нью-Йорк, в котором находится штаб-квартира ООН. Перечисляет основные органы ООН, в том числе Секретариат, который возглавляет генеральный секретарь ООН).
г) Когда была принята Конвенция о правах ребенка ООН и что она собой представляет?
(Конвенция о правах ребенка принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г. с целью защиты основных прав и интересов детей, принимая во внимание права и обязанности родителей, семьи в целом. Она представляет собой международный договор, соглашение по вопросам защиты и обеспечения прав и интересов детей. Состоит из Преамбулы и трех частей. Для СССР Конвенция вступила в силу 13 июля 1990 г., а для международного сообщества – в сентябре 1990 г., после ее ратификации 20-м государством).
д) Что означает слово “семья”?
(Вызванный к доске учащийся рисует мелом схему трех поколений:

Я
МАМА ПАПА
БАБУШКА БАБУШКА
ДЕДУШКА ДЕДУШКА

СЕМЬ – “Я”: ты сам – “я”, твои папа и мама, родители твоих родителей – две бабушки и два дедушки:
(2 + 2) + 2 + 1 = 7
бабушка и дедушка родители папа + мама “Я”-СЕМЬЯ).
е) Повторение понятий: “ассамблея”, “конвенция”, “декларация”, “ратификация”, “закон”, “права”.
Ответ учащегося о происхождении слова СЕМЬЯ.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о правах и обязанностях ваших, о родителях, о семье в целом. Дома вы нашли статьи конвенции, которые говорят о родителях и о семье. Давайте проверим, что у вас получилось.
Учащиеся называют статьи конвенции, которые они нашли:
Ст. 3, п. 2: обеспечивает защиту и заботу о ребенке для его благополучия с учетом прав и обязанностей его родителей.
Ст. 5: закрепляет уважение ответственности, прав и обязанностей родителей по управлению и руководству ребенком в соответствии с его развивающимися способностями.
Ст. 7: дает право ребенку знать своих родителей и право на их заботу.
Ст. 8: обеспечивает уважение права ребенка на семейные связи.
Ст. 10: предоставляет право на воссоединение с семьей.
Ст. 18: признает право на общую и одинаковую ответственность обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
Ст. 27, п. 2: закрепляет основную ответственность за обеспечение родителями условий жизни, необходимых для развития ребенка.

3. Изучение нового материала

Учитель: Семья – это целый мир. Порой бывает сложно разобраться в этом маленьком, но таком необъятном мире. Мы с вами сравнивали семью с островом, говорили о ней как о государстве со своими порядками и обычаями. Кстати, скажите, какими могут быть семьи-государства?
Учащиеся: Семья может быть маленькой свободной республикой, в которой вопросы обсуждают и решают сообща, а может – суровой империей, где решения за всех принимает один человек – глава семьи.
Учитель: Давайте представим себе семью кораблем, плывущим по морю. Море не всегда спокойно. Случаются штормы. Но крепкая семья – надежный корабль. Она выдержит удары высоких волн и устоит против урагана. В жизни бывает всякое, поэтому мы с вами сегодня обращаемся к теме “Семейное счастье и конфликты в семье”
Учитель: Давайте внимательно послушаем песню “ПАПА и МАМА” (муз. В. Добрынина, сл. М. Рябинина) в исполнении Н. Гнатюка. Слушая песню, подумайте над вопросами:
Все ли хорошо в семье из песни? Что в этой семье не так хорошо, как хотелось бы? (Не все в ней хорошо, т.к. папа стал свободное от работы время проводить отдельно от семьи – на хоккее, футболе, с друзьями; каждый в семье занят своим делом; нет общения между членами семьи).
Каких отношений не хватает членам этой семьи? (Любви, общения, взаимопонимания, доброты друг к другу, искренности).
К чему такие взаимоотношения между членами семьи могут привести? (К разногласиям, спорам, обидам, дракам, разводу).
Как чувствует себя ребенок в такой ситуации? (Ему грустно, скучно в квартире, он старается уйти куда-нибудь).
Учащиеся слушают песню “ПАПА И МАМА” и думают, как ответить на вопросы, записанные на доске.
После прослушивания песни идет обсуждение ответов учащихся на поставленные вопросы.
Учитель: Если представим себе семью кораблем, то после ухода отца корабль как бы резко накреняется, теряет ход и ему трудно бороться со штормом. Но корабль не тонет, он остается на плаву. И мать, работая за двоих, не покидает своего поста. Мать и ребенок – это тоже семья, только понесшая потерю. Семья защищена многими хорошими законами на все случаи жизни, но когда семья разрушается, приходит несчастье – ребенок должен знать свои права. Как спасательный круг, на помощь ему приходит Конвенция о правах ребенка ООН.
Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, то п. 2 ст. 9 дает право ребенку поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.
Учащиеся в тетради коротко записывают основное содержание этой статьи.
Учитель: Найдите в тексте конвенции место, где определяется место семьи в обществе; в каких статьях говорится о правах и обязанностях родителей.
Учащиеся находят в Преамбуле конвенции определение семьи “как основной ячейки общества и естественной среды для роста и благополучия всех ее членов”, которой предоставляются “необходимые защита и содействие”.
Основное содержание статей. 5, 14, 16, 18 учащиеся записывают в тетради.
Учитель: Но всегда ли причины конфликтов в семье зависят только от взрослых членов семьи? Какова может быть роль детей в конфликтных ситуациях? Давайте подумаем над этим. Для начала вспомним, как ведет себя подросток из песни “ПАПА И МАМА” в конфликтной ситуации? Что он делает?
Учащиеся: Сначала он дома сам себе находит занятие – гитару, затем, борясь с одиночеством, приглашает к себе одноклассника, вместе с ним решает кроссворд, а потом ищет развлечений вне семьи, вне дома – кино. Он все видит, все замечает, но – не вмешивается. Ему грустно и одиноко.
Учитель: Раздоры в семье касаются каждого члена семьи в той или иной степени. И решать семейные проблемы нужно сообща, соблюдая при этом такт, доброту, заботу и внимание друг к другу. А этот подросток самоустранился, стал заниматься только своими делами. Как вы думаете, такое поведение поможет созданию хороших отношений в семье?
Учащиеся: Нет, т.к. если каждый член семьи будет заниматься только собой, то они отдалятся друг от друга, перестанут общаться между собой и станут как бы чужими.
Учитель: Из-за отсутствия опыта и незрелости вы – дети и подростки – не всегда осознаете свою роль полноправного члена семьи. Иногда ваши слова и поведение могут причинить родителям боль и стать причиной семейных конфликтов.
– Хочу только эту игрушку (куклу Барби, велосипед, видеомагнитофон и т.д.), – настаиваете вы.
А игрушка дорогая, у родителей нет денег на ее покупку. Им горько и больно. Они страдают, чувствуют унижение от бессилия, что не могут вам помочь. И одно неосторожное слово может вывести человека из равновесия, оскорбить его. Тогда могут начаться взаимные оскорбления, претензии, обиды. Вот что может сделать ваша одна маленькая просьба.
Вот почему я вас прошу, чтобы вы обдумывали свои поступки. Думали не только о себе, но и о своих близких.
Учитель привлекает внимание учащихся к эпиграфам, записанным на доске, и высказыванию Н.Г.Чернышевского: “Личное счастье невозможно без счастья других”.
Учитель: Ничто не может заменить ребенку прекрасный, таинственный мир материнства. Ничто не заменит ребенку семью.
Ребята, берегите своих родителей! Помогайте им. От вашего поведения, поступков зависит очень многое, в том числе и добрые, теплые взаимоотношения в семье. Подумайте и скажите, чем и как вы можете помочь своим родителям, бабушкам и дедушкам.
Учащиеся: Подмести полы в квартире, помыть посуду, сходить за хлебом, вынести ведро с мусором, порадовать оценками, присмотреть или погулять с младшим братом (сестрой).
Учитель: В семье, где много конфликтов, меньше условий для создания ребенку условий мира и безопасности, я уже не говорю об “атмосфере счастья, любви и понимания” (Преамбула). Только в благополучной, защищенной семье могут быть счастливы дети. Я надеюсь, что вы, мои юные друзья, живете в счастливой семье. Поэтому во имя счастья детей конвенция не только требует от родителей усилий и жертв, но и берет их под защиту: “…государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей…” (ст. 18, п. 2), “…принимают все соответствующие законодательные и административные меры” (ст. 3, п. 2). Таким образом, Конвенция о правах ребенка – это попытка внести мир, согласие и взаимопонимание в наш дом. Подумайте, ребята, какие условия благоприятствуют семейному счастью, а какие – приводят к конфликтам в семье.
Учащиеся составляют таблицу в тетради (см. таблицу).
Звучит песня “Родительский дом”.
Домашнее задание: закончить таблицу в тетради (или продумать дополнительные условия).
Повторить записи в тетради.
Найти примеры из жизни о счастливых семьях и конфликтах в семьях. Что бы вы предложили сделать для устранения конфликта в семье?
Олег ЕНОВ,
учитель истории и обществознания

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте