search
main
0

Родительская инициатива. Сделать обучение комфортным и эффективным помогут управляющие советы

Организации деятельности управляющих советов был посвящен второй день стажировки. О том, что может сделать управляющий совет для обеспечения должного качества образования, рассказала проректор ТОГИРРО, кандидат педагогических наук Марина Валентиновна КУСКОВА.

– Те новые экономические механизмы, которые начали работать в системе образования, потребовали изменений и в управлении образованием. Особенно необходимой стала общественная составляющая. Конечно, вначале нужно было определить, что же такое государственно-общественное управление. Это один из видов взаимодействия государства и общества для удовлетворения образовательных потребностей. Мы прекрасно понимаем, что есть и государственная структура управления, и у директора, и у руководителя муниципального уровня есть свои полномочия, степень ответственности, но вместе с тем существует и общественная структура управления с определенными полномочиями и ответственностью. Это позволяет сделать образование более открытым и прозрачным, привлечь к нему различные ресурсы, в том числе финансовые и административные. Привлекаются профессионалы, которые смогут участвовать в управлении, в организации различных дел воспитательного и образовательного плана.

Наиболее распространенными формами государственно-общественного управления в Тюменской области до 2005 года были родительские комитеты, советы образовательного учреждения, попечительские советы. Основная функция попечительского совета – привлечение материальных ресурсов, которые необходимы были школе в эпоху, когда экономика страны переживала не лучшие времена. Для решения этой задачи создавались попечительские советы. Но изменилась ситуация в образовании, и нам необходимы, кроме материальной поддержки, новые возможности взаимодействия в процессе управления. Расширяя властные полномочия совета образовательного учреждения, управляющего совета, мы привлекаем профессионалов из разных сфер, общественность для принятия управленческих решений и их реализации, т.е. разделить ответственность за образование между государственными и общественными структурами управления.

Проанализировав имеющиеся организационные формы, мы поняли, что они должны остаться, если в этом есть потребность. Если школа сохраняет попечительский совет, в этом случае управляющий совет не должен дублировать его функции. Управляющие советы отличаются по составу, по полномочиям, по направлениям деятельности. С 2005 года мы решили развивать управляющие советы как основную форму государственно-общественного управления. Появляется распоряжение правительства Тюменской области и примерное положение об управляющих советах. Сейчас в 92 процентах образовательных учреждений области существуют управляющие советы. Однако одно дело – существование формальное (приказали – создали) и другое – когда и директор школы, и представители управляющего совета осознают то, что требуется от данной новой формы управления. А для этого Тюменский областной государственный институт развития регионального образования обучил директоров школ и членов управляющего совета осуществлять работу на экспериментальных площадках, обобщать и распространять успешный опыт, апробировать, прилагать усилия.

По составу управляющие советы могут быть разными, в зависимости от школы. Количественный состав варьируется. Что отличает управляющий совет от прежних форм? В совет входят представители от работников школы. Это могут быть не только педагоги, но и бухгалтер, и завхоз, до половины состава управляющего совета – родители, также представители от учащихся. Кроме того, здесь есть такая категория, как кооптированные члены – те, кто предлагается уже сформированным управляющим советам для того, чтобы эти представители могли помочь в решении каких-то вопросов. Это могут быть представители совета ветеранов, других общественных организаций, выпускники и так далее.

Наделение управляющего совета реальными полномочиями – только это позволит решать проблемы, влиять на качество образования. Совет должен иметь право утверждать и рассматривать программы развития школы. Иначе говоря, помимо педагогического коллектива в этом участвует и родительская общественность. Говоря о социальном заказе, мы понимаем, что заказчиками здесь являются они, и они хотят видеть той или иной нашу школу. Их привлечение позволяет более успешно обеспечивать комфортность и благоприятность условий в образовательном учреждении. Мы прекрасно понимаем, что директор отвечает за то, чтобы дети были в безопасности, но вклад родительской общественности тоже значителен. Это и обеспечение охраны школы, качество питания, утверждение перечня и стоимости дополнительных образовательных услуг. Родители определяют льготные категории, которые могут получать эти услуги бесплатно. Когда мы начинали работу, слушатели курсов повышения квалификации – директора школ – в ходе обсуждения проблем государственно-общественного управления говорили: «Знаете, что заявляют родители: сейчас они будут определять заработную плату, в том числе директорскую. – Откуда они это взяли?» Это не так. Ведь управляющий совет наделен лишь полномочием участвовать в распределении стимулирующего фонда оплаты труда педагогов. Другая крайность – распределить стимулирующий фонд всем одинаково – и успокоиться. Но стимулирующий фонд не может распределяться всем поровну… Далее, говоря о создании управляющих советов, мы понимали, что решать вопросы только образовательного учреждения – мало, нужно выходить на уровень создания муниципальных организационных форм. У нас в области это совет родительской общественности в городе Ишиме, это общественная организация «Родительская инициатива» в городе Тюмени.

Приоритетный национальный проект «Образование» дал своего рода толчок для развития государственно-общественного управления. Одним из критериев успешной работы образовательного учреждения становится эффективность работы управляющего совета, а эту эффективность нужно показать. Критерии эффективной работы управляющего совета должны быть четко разработаны, понятны и открыты.

С целью активизации деятельности советов, обобщения и распространения опыта был проведен областной конкурс на лучший управляющий совет, победители которого участвовали во Всероссийском конкурсе. Управляющий совет школы №70 Тюмени стал победителем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте