search
main
0

Родители оценили школьные обеды на тройку с плюсом

Исследовательский центр портала SuperJob провел опрос о качестве школьного питания. В исследовании приняли участие 1600 родителей из всех округов страны.

В некоторых регионах действует система дегустаций продукции школьных буфетов представителями родительской общественности, большинство же матерей и отцов ориентируются на отзывы детей.

Средняя оценка школьной еды составила 3,4 балла из 5. 28% родителей оценили вкус и качество блюд в школьной столовой на тройку, еще 27% – на четверку. В отличном качестве и вкусе блюд убеждены 7% опрошенных, 8% поставили столовой двойку, а 3% – единицу. 13% затруднились с ответом, еще 14% сообщили, что их ребенок по различным причинам не ест в школе.

А как оценивают качество школьного питания наши эксперты и читатели?

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– В последние два года проведена масштабная работа по улучшению качества школьного питания. По оценкам Общественной палаты, за это время жалобы на школьное питание в регионах сократились в десятки раз. Не в последнюю очередь благодаря системе родительского контроля, внедрение которой поддерживает Минпросвещения. Например, родители пензенских школьников могут высказать мнение о школьном питании анонимно. По всей стране проходят выездные проверки с дегустациями, в которых участвуют и местная власть, и родители. Проходят различные конкурсы, направленные на улучшение школьного питания. В Тамбовской области выбирают лучшую школьную столовую в селе и в городе. Похожий конкурс проходит и в Ингушетии.

Если на школьное питание возникают жалобы, то, как правило, на холодные или невкусные блюда. Конечно, у ребят есть вкусовые предпочтения. В Воронеже, к примеру, к лучшим блюдам отнесли котлеты с картофельным пюре, макароны, борщ и каши. Меньше всего детям нравятся рыба и печень, поэтому школы прорабатывают возможность подачи рыбы в виде наггетсов. В Полевском решили отказаться от салата с болгарским перцем. А вот вопрос с температурой подаваемой еды удается решить далеко не везде. Как правило, сервировкой занимаются во время урока, чтобы к приходу детей все было на столах. За это время второе успевает остыть. Но работники столовых стараются решить и эту задачу.

Важный шаг – внедрение в организацию питания современных технологий. В Мордовии за два года во всех учебных заведениях обновили пищеблоки и обеденные залы. В Брянской области в столовых устанавливают пароконвектоматы, совмещающие конвекцию и обработку паром, и мармиты, в которых продукты долго остаются горячими и свежими. Набор эффективных решений увеличивается, их необходимо применять там, где сохраняются проблемы.

 

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– В основе своей качество школьного питания соответствует действующим нормам СанПиНов. И справедливости ради надо сказать, что в столовых образовательных учреждений в большинстве своем работают люди, любящие свое дело.

Причина родительского недовольства качеством школьного питания кроется в пищевых привычках самих мам и пап. Семьи питаются по-разному, и это не всегда можно назвать здоровым питанием. Из поколения в поколение переходят практически одни и те же блюда. К тому же из-за большой занятости родителей, недостатка семейного бюджета в питании семьи отсутствует разнообразие.

Вот и получается, когда дети становятся школьниками, их пищевые привычки вступают в конфликт со вкусом еды, приготовленной по всем требованиям. Может, стоило бы в школах более активно вести пропаганду здорового питания, делать это в сочетании с мастер-классами для мам и пап по приготовлению блюд из школьного меню, проводить их дегустацию на родительских деловых встречах. Это способствовало бы смене пищевого поведения и у взрослых, и у детей. Как результат – снизится количество претензий к качеству школьного питания. Кстати, как показала проверка образовательных учреждений в Пермском крае, там, где столовые остались структурным подразделением школ, детей кормят лучше и разно­образнее. Но это уже вопрос для экономистов и сторонников продвижения услуг аутсорсинга в школьном питании.

 

Анна ИНЮТИНА, учитель, член профсоюза «Учитель», Ижевск, Удмуртская Республика:

– Я непривередлива в еде, поэтому меня все устраивает. И разные дети едят по-разному: кто-то не притронется к тарелке, а кто-то просит добавки. Дети в еде часто избирательны, всем сложно угодить. Мой собственный ребенок в школе не ест даже при огромном количестве уроков, но я прекрасно понимаю, что не столовая в этом виновата.

Однако менее аппетитно обед выглядит там, где платежеспособность родителей минимальна. Очевидно, что обед за 200 рублей и за 80 рублей будет разным по качеству.

В одной школе, где я работала, у коллектива возникли вопросы по поводу завышенных цен в столовой. Коллектив написал обращение к директору с просьбой объяснить, почему в школе через дорогу цены гораздо ниже. Люди так и не получили ответа, а инициаторов обращения так напугали, что они навсегда забыли, как задавать подобные вопросы начальству. Можно делать выводы, от чего еще зависит качество питания. Как, впрочем, и всей нашей образовательной системы.

 

Елена М., мама шестиклассницы, Новгородская область:

– К нам в сельскую школу готовые завтраки и обеды привозят из ближайшего райцентра в упаковках ровно по количеству запросов на каждый конкретный день. Так что на качество еды и ее ассортимент мы, родители, повлиять не можем, попробовать пищу тоже проблематично. От еды никто не отказывается, наши дети не избалованы, как городские. Горожане привыкли к пицце и суши, дома не готовят манную или пшенную кашу, поэтому городские дети в школьных столовых отказываются от таких простых блюд, они им кажутся невкусными. А мы приучили своих ребят к полезной традиционной русской пище, так что тут и забота о здоровье детей получается, и экономия. Конечно, было бы лучше, если бы в деревне зелень, овощи, картофель выращивали сами ученики на пришкольных огородах. Условия сельских школ это позволяют, а наши ребята приучались бы к полезному труду и получали экологически чистый урожай для школьных столовых. Но сейчас время такое, что общественно полезный труд детей не поощряется, а жаль.

 

Ольга Г. (имя изменено), мама троих детей, Карелия:

– Тема питания в школе всегда горячая. Одних не устраивает, что дают, других – как, третьих все не устраивает в принципе. Мне же кажется, что многое зависит от директора. Если он заинтересован, то и меню будет привлекательным для школьников. Тема питания тесно связана с личной гигиеной и туалетами. Так что проблему важно решать комплексно – красивые столовые, возможность мыть руки и чистые современные туалеты…

По поводу мониторинга качества питания интересно выходит. Папы и мамы пробуют еду. Но вкусы детей и родителей редко совпадают. Я бы смотрела на количество отходов. Если дети не едят, то это реальная проблема, значит, еда невкусная, или несвежая, или неактуальная для нынешнего поколения. Нельзя насильно накормить полезно. Так не бывает! И еще все решения требуют финансирования. Бесплатные порции тоже требуют увеличения суммы, выделяемой на эту льготу. Иначе большую часть того, что тратится на питание государством, выкидывают в мусор. Зачем?

 

Ирина КАШИРНИКОВА, мама четвероклассницы, Нижний Новгород:

– У нас никаких дегустаций нет и в помине. Два года назад просили учительницу фотографировать порцию и выставлять в родительский чат. Она отказала, мол, ей некогда заниматься такой ерундой. Моя дочь ест очень плохо. Для нее важен внешний вид блюда. Если неаппетитно выглядит, она не притронется. И еще не ест ничего с подливой – ни сладкого, ни мясного. Я просила учителя договориться с работниками столовой, чтобы они выставляли несколько «чистых» порций. Но это, по ее словам, невозможно.

 

Кирилл Р., ученик одной из сельских школ Воронежской области:

– Я учусь в четвертом классе, и получается, что нас последний год кормят бесплатно. В пятом классе родителям уже надо будет платить за питание. Мама говорит, что денег в семье мало, поэтому на следующий год она будет делать мне бутерброды в школу. Мне жалко, что бесплатная еда кончится, потому что иногда в столовой вкусное меню. Мне нравятся мятая картошка с котлетой и рисовая каша с мясом, то есть плов. Когда мяса много, очень вкусно! Еще у нас раньше давали пирожки и чай, а теперь можно эти пирожки купить тут же, в столовой. Но если денег нет или пирожки кончились, а их еще утром разбирают, тогда не всем достается. Хочется, чтобы пирожки и булочки давали бесплатно каждый день! Что мне не нравится? Когда в тарелке каша уже холодная, а есть ее надо. Мама говорит, чтобы я все доедал, вот я и стараюсь.

 

Светлана Г., школьница, Петрозаводск:

– Тройка, наверное, учитывая стоимость. Местная продукция, например гарнир или мучные изделия, многих одноклассников устраивает, и я согласна с их мнением. Я бы оценила школьную еду на «4», но если брать в расчет продукты, не приготовленные в столовой, – шоколад, печенье, бутилированную воду, то на них идет слишком большая наценка, и это мне не нравится.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте