Цель: способствовать формированию негативного отношения к повреждению и уничтожению чужого имущества.
Задачи: рассказать о некоторых видах уголовно наказуемых некорыстных преступлений, направленных против собственности; предупредить об ответственности за правонарушения, часто совершаемые подростками.
Материалы к уроку:
Соколов Я. Граждановедение. Учебное пособие. 7 класс. ╖ 12; фотографии, рисунки, изображения подъездов домов, автобусных остановок; видеомагнитофон, телевизор; карточки с описанием правовых ситуаций.
Урок содержит материал о четырех видах преступлений, наиболее часто совершаемых несовершеннолетними: умышленном уничтожении или повреждении имущества, неправомерном завладении транспортными средствами без цели хищения, вандализме, заведомо ложном сообщении об акте терроризма.
Необходимо иметь в виду, что первые два преступления Уголовный кодекс РФ относит к преступлениям против собственности, а последние – к преступлениям против общественной безопасности.
Перед уроком учитель с помощью ребят, выполнявших опережающее задание, оформляет на доске выставку рисунков и фотографий подъездов домов, автобусных остановок и т.д.
Учитель просит учащихся высказать мнение по вопросу: являются ли преступными действия людей, которые так изменили облик помещений, зданий и т.д.? Мнения ребят обычно расходятся. Учитель формулирует первый вопрос урока:
Является ли преступлением повреждение чужого имущества, общественных зданий?
С информацией выступают ребята, бравшие интервью у подростков, уничтожавших или повреждавших имущество. “Герои” интервью почти всегда уходят от ответа либо говорят, что сделали это “просто так”, без всякой корысти.
Изучение нового материала проводится в форме ролевой игры “Юридическая консультация”. Класс делится на группы, каждая группа получает карточки с описанием ситуаций.
Ролевая игра
“Юридическая консультация”
Учитель предлагает ребятам поработать юристами в юридической консультации – организации, оказывающей юридическую помощь населению, разъясняющей действующее законодательство. Обращения в юридическую консультацию могут быть письменные и устные.
Учитель раздает группам “юрисконсультов” карточки с ситуациями и просит их дать письменное заключение, которое должно содержать ответы на вопросы:
Является ли описанное деяние преступлением?
Если да, то какое наказание может последовать?
В качестве вспомогательного материала учащимся рекомендуется использовать текст ╖ 12 и ст.ст. 207, 214, 167, 168 УК РФ.
Статья 167. Умышленное уничтожение или повреждение имущества.
1. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, –
наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, –
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности.
1. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности, –
наказываются штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшими тяжкие последствия, –
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 214. Вандализм.
Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, –
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Карточки для работы
Карточка 1
Во дворе дома один из жильцов постоянно досаждал Андрею и его друзьям: то родителям нажалуется, то участковому. После очередной жалобы они решили “посчитаться” с ним: ночью облили бензином автомобиль жалобщика и подожгли его.
Карточка 2
Два 14-летних восьмиклассника не знали, чем себя занять. Они заметили одиноко стоящий автомобиль, владелец которого, оставив ключ зажигания в замке, ушел за сигаретами. Ребята решили прокатиться, сели в автомобиль и поехали.
Карточка 3
Недалеко от деревни мальчики развлекались тем, что поджигали тополиный пух. Очередная волна пламени вместе с большой охапкой пуха была подхвачена ветром и брошена прямо на крышу дома. Зной и сушь стояли невероятные, дом полыхнул.
Карточка 4
Группа подростков шла на дискотеку. Проходя мимо памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, один из них нарисовал краской на памятнике фашистскую свастику.
Карточка 5
Семиклассники очень боялись контрольной работы по физике. Один из учеников класса сказал, что знает верный способ ее отменить. Утром следующего дня он позвонил директору школы и, изменив голос, сообщил, что в одном из кабинетов заложена бомба. Занятия в школе были отменены.
Формированию негативного отношения к правонарушениям способствует выполнение задания 2 (с. 90).
От семиклассников часто можно слышать в качестве оправдательного аргумента следующее: “Не я один, так многие делают”. Поэтому слова французского философа будут полезны в разговоре о самооценке своих поступков.
Домашнее задание.
╖ 12, материалы раздела “Прочтите и подумайте”. Найдите в учебном пособии иллюстрации к некорыстным преступлениям.
Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя граждановедения
Новоуральск
Комментарии