search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Ришат Калимуллин, Ульяновская область: В целом неплохо, в частности….

Полным ходом идет обсуждение проектов обновленных стандартов основного общего и начального образования. У желающих прокомментировать документы есть время до 29 апреля. Что мне как историку удалось увидеть во ФГОС ООО?

В целом, думаю, стоит однозначно позитивно оценить положения проекта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Они учитывают большинство процессов, происходящих в современном образовательном пространстве страны. Также лично у меня вызывает позитивные ощущения то, что требования стандарта в целом направлены на снижения бюрократического давления на рядового учителя и включают в себя многие положения, на которые опираются учителя в повседневной работе.

Тем не менее, многие положения и идеи, заложенные в текст стандарта, требуют серьезного анализа, корректировок и доработки. При совершенствовании проекта стандарта и подготовке его окончательной редакции стоит учесть мнение не только научного, но и учительского сообщества и остальных участников образовательных отношений. Особенно в том, что касается деталей и частностей, а они, как всегда, вызывают в дальнейшем самые большие затруднения…

Так, на мой взгляд, в разделе «Общие положения» было бы логично указать (а это не сделано в текущей версии проекта ФГОС ООО) на взаимосвязь стандарта с утвержденными концепциями преподавания учебных предметов (к настоящему времени уже утверждены шесть концепций). Безусловно, отдельные положения концепций не соотносятся с языком официальных документов, но именно в рамках ФГОС можно было придать им нормативность и исключить в дальнейшем возникновение разночтений и правовых коллизий.

Раздел «Требования к структуре программы» стандарта основного общего образования однозначно вызовет дискуссию по вопросу выведения из числа обязательных второго иностранного языка. Даже если опустить вопросы необходимости следования в русле международных стандартов, стоит признать, что в большинстве регионов за последний год были созданы условия и аккумулированы ресурсы для преподавания второго иностранного языка как обязательного (кадровые, материальные, методические). С другой стороны, имеется значительное количество образовательных организаций (прежде всего, в сельской местности и в отдаленных территориях), которые однозначно не готовы к этому. Стоит здесь вспомнить и о значительном кадровом дефиците учителей иностранного языка.

В связи с этим вполне оправданным видится сноска в стандарте, указывающая на возможность включения второго иностранного языка в зависимости от условий. В дальнейшем в случае эффективной реализации государственных программ модернизации системы образования и создания необходимых условий во всех образовательных организациях возможно внесение изменений в текст стандарта.

Положительно можно оценить, на мой взгляд, и предоставленную учителю новым проектом стандарта относительную свободу в составлении рабочей программы и уменьшение нормативных требований к ее структуре. Стоит признать, что значительное число требований приводит только к увеличению бюрократической нагрузки на учителя. Также имеется предложение внести положение, которое де-факто сегодня используют большинство учителей, то есть в пункт 25.2.1. «Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру» внести следующее дополнение: «Учитель имеет право использовать опубликованные программы к учебникам из Федерального перечня учебников (ФПУ) в качестве рабочих программ по предмету».

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» вызывает некоторые сомнение следующее положение: «создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся», а именно гарантия ООП охраны и укрепления социального здоровья обучающихся. Напомню, что социальное здоровье – это состояние организма, при котором человек умеет и способен контактировать с социумом. Предлагаю внести корректировки в формулировку данного пункта, то есть, «гарантирующей» изменить на «обеспечивающей», что выглядит более реалистичным и жизнеспособным в современных условиях.

В целом по тексту Требований заметно, что словосочетание «овладение компетенциями» заменено на «овладение универсальными учебными действиями», что является более правильным с лингвистической и психолого-педагогической точек зрения. Однако, в ряде положений текста, очевидно, забыли внести корректировки и оставили текст в прежней редакции (например, на с. 25), что в дальнейшем может вызвать различные толкования и разночтения.

В разделе «Требования к личностным результатам ФГОС ООО» правильным было бы уходить от оценочных результатов («готовность», «неприятие», «способность») к точно фиксируемым и диагностируемым результатам. В противном случае данные требования останутся в основном благими пожеланиями, достижение результатов невозможно будет подтвердить эмпирическими данными.

Также я, безусловно, проанализировал Требования к результатам ФГОС ООО по истории и обществознанию и в целом согласен с комментаторами, которые уже заявили о том, что необходимо ввести четкую структуру и сократить количество пунктов в предметных требованиях, выделив четкие критерии группировки умений в Общих положениях ФГОС ООО; уточнить основные понятия: знания, источник, источник информации, региональная история, потому что эти понятия и термины важны для понимания сути требований; согласовать приемы-умения по уровням изучения (эмпирические – теоретические); снять субъективизм в словосочетаниях: выдающиеся деятели, важнейшие достижения, основные даты и т.п.; ввести критерии и эмпирически измеримые показатели сформированности умений.

К сожалению, приходится отметить и следующее: на мой взгляд, в Требованиях к результатам ФГОС ООО по истории процесс исторического развития Российского государства прослеживается лишь с позиций одного субъекта – русского этноса. Внимание роли других этносов и народов в становлении многонационального государства совершенно не уделяется. Тем самым, совершенно не учитывается один из ключевых подходов современного исторического образовании – полисубъектность исторического процесса. Да, это детали, это частности, но именно они вызывают в дальнейшем самые большие затруднения…

Об авторе:

Ришат Радикович Калимуллин – учитель истории и обществознания, лауреат конкурса «Учитель года России» – 2016

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте