search
main
0

Результат, который нужно анализировать

​Любые инновационные процессы, идущие в образовании, могут иметь свои издержки, но отрицательный результат – тоже результат. Поэтому неудачи нужно анализировать не менее тщательно, чем успехи, ведь педагогический процесс – это труд учителя, труд детей, их судьбы, а иногда и здоровье детей – ключевой фактор в дальнейшей жизни ребенка и будущего взрослого человека.

Учительство пришло к осознанию важности внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, поскольку сегодня, как никогда, обучение детей и их здоровье взаимосвязаны и взаимообусловлены. В регулировании этих процессов участвуют понятные игроки – учитель, врач, психолог, семья, государство (как регулятор), общество и, как правило, часто забываемый в этом процессе сам ребенок (см. рис.1).В школе основная забота о формировании и сохранении здоровья школьника осуществляется на уровне физиологической работы регуляторных систем, а также на ранних стадиях формирования отклонений работы этих систем, в том числе формирования так называемой (чаще всего обратимой) психосоматической патологии и реальных изменениях физического развития ребенка (см. рис. 2). Реже на уровне школы занимаются проблемами болезней, так как это больше удел клинической педиатрии, тем не менее другие участники формирования здоровья должны этому содействовать.Таким образом, одни желания, даже исключительно благие, но не опирающиеся на науку, могут привести не только к бесплодным, но и опасным последствиям. Любые воздействия на здоровье ребенка должны базироваться на понимании его регуляторных механизмов и идти под контролем изменения его резервов. Анализ работы многих образовательных школ в этом направлении позволяет нам классифицировать наиболее часто встречающиеся заблуждения. Причем эти заблуждения свойственны не столько учителям, сколько руководителям школ и даже руководителям региональных и федеральных структур образования.Заблуждение 1. «У нас школа здоровья. Наши усилия направлены на физическое здоровье школьников. В результате снижается количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».Уменьшение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, безусловно, положительный процесс. Однако он вовсе не означает, что улучшается здоровье в его многоаспектном понимании, включая психосоматический статус ребенка, его интеллектуальное, духовно-нравственное здоровье. Здоровье – системное понятие, оно определяется интегральным состоянием систем регуляции человека (нервно-психической, иммунной, эндокринной). Более 75% болезней взрослых – следствие нарушений в интегральных регуляторных системах еще в детском возрасте. Улучшение какого-либо одного показателя не всегда означает оптимизацию его целостной регуляторной системы.Заблуждение 2. «У нас школа здоровья, потому что созданы наиболее благоприятные условия для жизни и учебы учащихся».Гигиенический подход к здоровью важен и обязателен. Однако не будем забывать, что здоровье – результат саморегуляции организма и личности. «Человеческий организм – система, в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя направляющая, поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая», – писал И.Павлов. Поэтому гигиеническая стратегия сохранения здоровья школьника недостаточна, необходим учебно-воспитательный процесс, развивающий внутренние возможности организма и личности к саморегуляции, защите от негативных факторов, компенсации возникающих нарушений, расширения границ адаптации к новым условиям, ведь тепличные условия в реальной жизни не встречаются. Такая стратегия сохранения здоровья школьников не бесстрессовая педагогика, а педагогика контролируемых стрессов. «Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь – болезней и дефектов» (ВОЗ, 1968).Заблуждение 3. «У нас комплексный подход к здоровью, так как у нас все работают вместе: врачи, психологи, учителя-дефектологи. Психолог занимается личностью ребенка, врач – его физиологией, учитель учит, логопед корректирует».Сам факт совместной работы разных специалистов вовсе не означает комплексность их усилий, единство подходов к обследованию, лечению и реабилитации ребенка. Они могут работать вместе и профессионально не понимать друг друга. Комплексный подход к оздоровлению ребенка означает, что врач понимает возможную связь состояния здоровья ребенка с его семейным воспитанием, знает специфику педагогических технологий, общается с психологом и учителем, составляет рекомендации для них. Психолог под особенностями поведения ребенка видит не только вклад социального окружения, но и индивидуальных особенностей, психофизиологических процессов, состояния здоровья, соотносит свои заключения с рекомендациями врача и запросами учителей. Учитель же способен координировать работу разных специалистов с ребенком. Основание такой комплексной работы единый предмет медико-психолого-педагогического обследования ребенка – состояние интегральной системы его саморегуляции (во взаимосвязи произвольной и непроизвольной саморегуляции).Заблуждение 4. «Здоровье – это адаптация. Поэтому главный критерий здоровья социальная адаптация наших детей».Действительно, здоровье и адаптация – понятия теснейшим образом связанные, однако адаптация такое же комплексное понятие, как и здоровье. Школьная адаптация ребенка вовсе не значит, что ребенок здоров, она нередко сопровождается биологической дезадаптацией, развитием психосоматических реакций, состояний, расстройств.Заблуждение 5. «В начале учебного года мы стали внедрять здоровьесберегающие приемы в учебно-воспитательный процесс, а к концу года увидели результаты улучшения состояния здоровья школьников».Психолого-педагогическое воздействие имеет мягкий характер. Оно направлено на оптимизацию интегральных регуляций, поэтому его результаты приходят не сразу. Ощутимые и стойкие изменения в состоянии здоровья отмечают не ранее чем через полтора-два года после начала комплексного воздействия. Наиболее явны они в периоды возрастных кризисов, зато в отличие от медикаментозных воздействий результат перестройки регуляторных отношений длительный, надежный. Большой скрытый период означает, что не следует отчаиваться, если первые усилия не приносят явных успехов, быстрых результатов ожидать не следует, более того, учитывая специфику психолого-педагогических воздействий на здоровье, вряд ли следует надеяться, что вместо снижения показателей здоровье мы сразу получим их повышение. Положительным результатом может считаться даже снижение темпов нарастания патологии.Заблуждение 6. «Так же, как в преподавании, мы стремимся к инновациям и в области здоровьесберегающих технологий. Мы активно используем нетрадиционные методы оздоровления».Новый государственный стандарт образования обращает особое внимание на то, что педагогические эксперименты должны быть безопасными для здоровья школьников. Это касается и отдаленных их последствий, то же относится и к методикам оздоровления, оздоровительным мероприятиям. В педагогической среде понятие «нетрадиционные методы» имеет иной смысл по сравнению с медициной, это методы, которые редко используются в других школах. Как правило, это методы так называемой традиционной медицины, подходы, не признанные в официальной медицине, несертифицированные, потенциально опасные. По действующему законодательству все, что мы приносим в школу, должно иметь рекомендательные документы и проверено на безопасность. Здоровьесберегающая работа в образовательном учреждении прежде всего должна быть безопасна для здоровья детей. Лучше тысячу раз проверить себя, проконсультироваться со специалистами, лишний раз усомниться в правомерности и полезности тех или иных мероприятий, наконец, отказаться от их проведения, чем получить быстрый результат с неизвестными отдаленными последствиями. Главный принцип в такой работе – «Не навреди!».Итак, какие же основные опасности подстерегают образовательные учреждения на «непедагогическом» пути здоровьесбережения?Напомним, что образовательные учреждения не лечебные. Их задача учить, а не подменять функции лечебных учреждений. Иногда педагоги попадают в капкан рекламы фармакологических препаратов, обещающих улучшение учебы детей достаточно простыми способами – приемом пилюль «от плохих отметок», так в свое время в школах США широко внедрялись амфетамины для «борьбы» с синдромом гиперактивности и пониженного внимания, а это, как известно, прямой путь к наркомании.Повышение ответственности образования за состояние здоровья школьников некоторые школы понимают как капитуляцию классической медицины и зеленый свет медицине неофициальной, целительству, даже магии. Во многих школах работают фитобары без контроля врача-травника, без учета индивидуальных противопоказаний, нежелательных сочетаний фиточаев с принимаемыми лекарственными препаратами. Например, в одной из российских школ готовились к принятию программы, в которой говорилось о «девяти докторах» для детей, среди которых на одном из первых мест значилось голодание (!). Есть случаи использования в школах услуг экстрасенсов, практик массовых медитаций. Большую тревогу вызывает практически неконтролируемое, без индивидуальных показаний использование в отдельных школах биологических добавок. Официально эти препараты не относятся к лекарственным, поэтому ответственность за их применение возлагается на самого покупателя. Между тем биодобавки содержат биологически активные вещества, которые отличаются сильным и не всегда безопасным воздействием на физиологические системы организма ребенка. К сожалению, некоторые педагоги становятся жертвами рекламных агентов, не умея профессионально оценить возможные отдаленные последствия приема «безобидных» таблеток.Можно ли обеспечить сохранение здоровья учащихся при введении в учебно-воспитательный процесс лишь элементов здоровьесбережения?Отсутствие системности в работе, «поэлементный» подход, хоть и более легкий, но и менее эффективный, рано или поздно может дискредитировать саму идею здоровьесберегающей педагогики. Образовательным учреждениям, планирующим здоровьесберегающую работу, я рекомендую обязательно задаться вопросом: отражены ли в такой работе условия осуществления учебно-воспитательного процесса; особенности самой учебной деятельности детей, системные изменения в содержании всех предметных областей; технологии обеспечения субъектности обучающегося в обучении и собственном оздоровлении; модель управления образовательной средой и укладом школьной жизни; социальное партнерство школы с семьей, учреждениями здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. От системности такой работы будет зависеть ее эффективность.Необязательно что-то изобретать и таким образом экспериментировать на детях – достаточно изучить имеющийся огромный опыт отечественных разработок, которые уже принесли положительные результаты (научная школа Е.Дзятковской).Не слишком ли преувеличена роль учебной деятельности для здоровья ребенка? Не важнее ли психологический климат обучения?Результаты оздоровления становятся значительно выше, если школа создает эмоционально комфортную образовательную среду, ведет психологическую работу с детьми и с семьей, если в школе царит дух взаимоуважения и партнерства, есть совместные творческие, спортивные дела детей и взрослых (учителей и родителей). Но достаточно ли этого для полноценной реализации интеллектуального потенциала ребенка? Ведь причины неуспешности детей не всегда связаны с окружающей их психосоциальной средой, они могут иметь объективный характер, связанный с проблемами периода вынашивания беременности, родов, младенчества, и требовать для своего решения профессиональной помощи специалистов. Оказание такой помощи предусматривает внесение изменений в учебную деятельность ребенка, ее способы, приемы, организацию, управление.Какие заболевания называются школьными?Традиционный ответ: болезни глаз и опорно-двигательного аппарата, но рано или поздно придет время выделять профессиональные болезни школьников, как это делают для вредных производств, поскольку школа – это фактически производственная среда для школьников. По крайней мере сегодня к школьным болезням следует отнести и психосоматические расстройства, иначе их называют информационными патологиями или болезнями нервной регуляции. Это первично функциональные расстройства, вызванные длительным информационным и эмоциональным стрессом, на фоне определенной органической и (или) личностной предрасположенности, проявляющиеся в болезнях вегетативной нервной системы, внутренних органов, невротических нарушениях. Это стремительно увеличивающиеся в процессе школьного обучения такие нарушения, как вегетососудистая дистония, астеноневрозы, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, аллергические заболевания.Что нужно человеку для сохранения и укрепления здоровья?Человек остается здоровым не потому, что все органы и системы у него работают идеально – такого нет в определении здоровья ВОЗ, такого и быть не может. Человек здоров, если у него хорошо работают главные, интегральные системы регуляций. Регуляция в живой природе – это всегда саморегуляция. Саморегуляция – процесс непрерывный и противоречивый, ежесекундно идет противопоставление двух тенденций: развертывания заболевания (патогенез, реализация стресса) и его преодоления (саногенез, лимитирование стресса). От того, какие силы победят, зависит, здоров человек сейчас или нет.Каковы педагогические средства оздоровления ребенка?Это:    высокая учебная мотивация;    благоприятный психоэмоциональный климат в семье;    адекватная двигательная активность;    субъектность учащегося;    индивидуально рациональные методы и приемы учебной деятельности, сознательное их использование; навыки эргономики умственного и физического труда; здоровьесберегающая учебная культура;    «канализация» стрессов через разные виды творческой деятельности на уроках, факультативах, кружках;    сохранность биоритмов;    навыки экологически безопасного, здорового стиля жизни без вредных привычек;    адаптивно-развивающее, индивидуально-дифференцированное образование;    координация, интеграция, преемственность учебно-воспитательного процесса;    комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика проблем ребенка, индивидуальные траектории обучения;    культура учебного труда.Таким образом, человек здоров не потому, что живет в тепличных условиях, а потому, что сильны его механизмы стресс-лимитирования, гомеостатирования, адаптации, то есть ресурсы здоровья. О них известно не только медикам, но и педагогам. О способности организма к самокомпенсации дефектов еще 100 лет назад писал Л.Выготский, труды которого хорошо известны педагогам.Формирование знаний о ресурсах здоровья, способах их сохранения, тренировки, развития – задача образования, а чрезвычайно пластичный и психологически мотивированный организм ребенка ответит положительной реакцией.Сергей КОЛЕСНИКОВ, академик РАН, академик РАМН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте