В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена конкретная задача – проработать до конца мая 2013 года вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.
Понятно, что раз задача поставлена перед учреждениями начального и среднего профессионального образования, то выполнять ее надо, причем грамотно, разумно, оценивая возможности ОУ, просчитывая конечный результат и все возможные риски. Взвесив все «за» и «против», коллектив нашего вновь созданного (реорганизованного) КСУ №44 (директор К.Мирошкин) решил, что эта задача для нас вполне понятна и выполнима.Сегодня наш колледж располагает практико-ориентированными образовательными программами на основе профессиональных стандартов для подготовки специалистов сферы услуг, мы разрабатываем сокращенные программы по обучению взрослого населения с учетом требований работодателей. У нашего колледжа частично есть необходимое оборудование, и если будет соответствующее финансирование в рамках реализации проекта «Развитие учебного центра квалификации в области сферы услуг», то вероятность создания учебного центра профессиональной квалификации – структурного подразделения организации, осуществляющей деятельность по реализации образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов и согласованных с работодателями, увеличится в разы. Конечно, нам нужно будет провести серьезную работу для получения положительного заключения на реализуемые образовательные программы от профильных объединений работодателей.Для нас важно сотрудничество с работодателями, у нас есть первые результаты работы по созданию частно-государственного партнерства, например, КСУ №44 выступил в роли исполнителя образовательных услуг, а в роли заказчика – общество с ограниченной ответственностью «Либра. Профессиональный союз» (поставщик кулинарной продукции для сети магазинов «Магнолия»). После окончания обучения и сдачи зачета в присутствии представителей работодателей обучающиеся, как правило, получают документы установленного образца о прохождении профессиональной подготовки, трудоустраиваются в сеть магазинов заказчика преимущественно по месту проживания. 29 марта 2013 года по заказу сети «Магнолия» состоялся первый выпуск группы иностранных граждан, прошедших обучение по стандарту подготовки по профессии «повар-универсал» (1-й уровень). Для нас значимо то, что на зачете присутствовали представители работодателей. В соответствии с программой профессионального модуля «Приготовление простой кулинарной продукции» представители работодателей убедились в том, что основные требования к результатам освоения модуля выполняются, оценили практический опыт слушателей в обработке сырья, приготовлении простых полуфабрикатов, простой горячей и холодной кулинарной продукции, при этом главный акцент был сделан на проверку умений, которые соответствуют их требованиям, а также ФГОС. После сдачи зачета обучающиеся получили сертификат о присвоении квалификации.Нацеливая слушателей на дальнейшую работу в сети магазинов «Магнолия», председатель аттестационной комиссии, заместитель начальника производственной сети «Магнолия» Илья Плотников сказал: «Эти краткосрочные курсы помогли вам окунуться в профессию, понять и оценить свои возможности. Главное, с чем вам придется встретиться, – это с быстротой выполнения операций, большим объемом сырья, которое нужно обработать и приготовить качественно кулинарную продукцию, с работой в команде». Обозначил свои требования и дал анализ освоения профессионального модуля «Приготовление простой кулинарной продукции» начальник кулинарного производства Марсель Кодзоков, он подчеркнул, что хотя и не все обучающиеся справились с предъявляемыми требованиями, но в основном многие пополнят ряды сотрудников «Магнолии» и будут использовать в полном объеме опыт, приобретенный на курсах в 44-м колледже. Представители работодателей заверили, что приветствуют сотрудничество с образовательным учреждением, а в дальнейшем будут совершенствовать это взаимодействие в рамках сертификации обучающихся и разработки профессиональных модулей в соответствии с их требованиями.Инновационная, экспериментальная деятельность колледжа была и должна оставаться одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения. Сейчас, когда вновь созданное образовательное учреждение объединяет усилия по подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики Москвы, инновационная активность учреждения должна выйти на новый виток развития и занять достойное место в структуре инновационной деятельности. Имея инновационный продукт деятельности экспериментальных площадок предыдущих лет, колледж фактически имеет все условия для генерации идей, для реализации проектов по созданию структурного подразделения учебного центра прикладных квалификаций и получения результатов в виде повышения качества профессионального образования и тиражирования своей практики.Главная проблема сегодня состоит в том, что кадры, работающие в отрасли, не соответствуют требованиям, которые работодатель предъявляет к выпускникам, квалификация, приобретенная работником ранее, требует постоянной корректировки в соответствии с требуемым уровнем развития производства. Для создания системы непрерывного образования личности в течение всей жизни необходима национальная система компетенций и квалификации, нужны национальные отраслевые и межотраслевые профессиональные стандарты по видам экономической деятельности, а также система независимой оценки уровня квалификации персонала. В то же время ученые и практики отмечают недостаточность инструментария для обеспечения образовательной деятельности СПО и должного качества образования в соответствии с требованиями рынка труда, нет единых походов и технологий для оценки профессиональных компетенций выпускников. Исходя из всего этого, наш колледж планирует провести апробацию инновационной технологии оценки уровня развития профессиональных компетенций обучающихся в рамках реализации программ образования и обучения. Эта технология прописана в содержании окружной инновационной площадки 2-го уровня и в разработке «Грант Москвы в сфере образования-2012».Таким образом, имея обоснование для рассмотрения вопроса о создании структурного подразделения учебного центра профессиональных квалификаций, осуществляющего подготовку кадров для приоритетных и социально значимых отраслей, и изучив рекомендации по выбору модели учебного центра профессиональных квалификаций, мы ведем проработку такой модели.Ольга АШТАЕВА, руководитель структурного подразделения по НМР КСУ №44, отличник просвещения
Комментарии