Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Революция в бюджетной сфере. Владимир ЛИВШИЦ, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки

Мой профсоюз, №27 от 6 июля 2004. Читать номер
Автор:

– Профсоюз проанализировал законопроект, внесенный в Государственную Думу правительством. Мы считаем, что это революция в финансировании бюджетной сферы. Самый острый вопрос – оплата труда. Тут видна нелогичная позиция авторов законопроекта. С одной стороны, сохраняются федеральные требования к качеству и объему педагогического труда – у нас есть государственные программы и стандарты, а с другой стороны, полностью снимаются федеральные гарантии по оплате труда тех, кто эти программы и стандарты выполняет.

Мы «опускаем» зарплату на региональный уровень и связываем с финансовыми возможностями субъектов РФ. Причем опускаем без передачи финансовых мандатов.

Властные и налоговые полномочия у нас перераспределяются отдельно друг от друга. Это приведет к тому, что долги по зарплате, которые сегодня удалось уменьшить до минимума, в регионах снова будут нарастать.

То же самое относится к социальным льготам. Предполагается, что из федерального бюджета перестанут выплачиваться пособия для детей-сирот в регионах и муниципалитетах. С 1 сентября 2004 года закон вступит в силу. Субъекты РФ, даже имея средства, не смогут финансировать обеспечение детей-сирот, потому что у них к тому времени не будет правовой нормы, позволяющей это делать, они не успеют ее принять.

Федеральный центр даже не дает законодательного поручения на разработку этих норм. Он просто снимает с себя все обязательства, а что будет дальше, его, судя по всему, не волнует.

Что касается высшей школы, то здесь ситуация напоминает сумасшедший дом. С одной стороны, сегодня вся деятельность вузов объявлена предпринимательской, по налогам они приравнены к коммерческим фирмам и облагаются по полной шкале. С другой стороны, все действия вузов с собственными средствами считаются незаконными. Спрашивается, какое предприятие сможет работать эффективно в условиях жесткого бюджетного планирования и максимально возможного налогообложения.

Главная причина, по которой отменяются или уже отменены те или иные права, – отсутствие внебюджетных средств.

Нормы Закона «Об образовании» не соответствовали нормам Бюджетного кодекса. Но раньше действовал закон о введении БК в силу, который устанавливал приоритет Закона «Об образовании». Минфин сделал просто: все, что в Законе «Об образовании» отличалось от Бюджетного кодекса, отменено.

Теперь все средства становятся бюджетными. Стало быть, ректор сможет платить зарплату только по тем ставкам, которые утверждены учредителем. Если сегодня ректор в рамках собственных средств может действовать как предприниматель, устанавливать объемы оплаты труда в области коммерческой деятельности, контрактной работы, то завтра у него это право отберут.

Отмена закона о моратории на приватизацию и сужение хозяйственной самостоятельности вузов – фактически прелюдия к принятию следующих законопроектов, которые пока еще не поступили. Следовательно, нынешние предложения правительства можно рассматривать как выпихивание наиболее активной части учреждений профессионального образования в коммерческую сферу, поскольку законопроект предусматривает получение лицензии на образовательную деятельность для юридических лиц любой организационно-правовой формы.

Планируется не только отменить те льготы, которые оплачиваются за счет бюджетных средств, но и установить табу на предоставление льгот за счет собственных средств учреждений образования. Это шаг совершенно непонятный и необъяснимый.

В целом все те поправки, которые вносятся, к перераспределению властных полномочий, не имеют никакого отношения. Законопроекты по реформированию профессионального образования должны рассматриваться в одном блоке, а не вноситься Минфином в процессе перераспределения полномочий.

На наш взгляд, можно было бы внести поправки в законодательные предложения по муниципализации системы оплаты труда, которые позволят устанавливать федеральный минимум на уровне отраслевых тарифных сеток.

Кроме того, нужно не отменять социальные льготы, а применить механизм передачи госполномочий. Если мы говорим о том, что те или иные обязательства 95-м и 131-м законами отнесены на уровень субъектов РФ и муниципалитетов, то необходимо на этот уровень передать и финансовые мандаты.

Мы считаем, что надо перенести вопросы о хозяйственной самостоятельности вузов, об отмене моратория на приватизацию, о социальных льготах в профессиональной сфере в тот блок законопроектов, которые будут рассматриваться в комплексе реформирования профессионального образования. Тогда нам будет ясна вся картина – куда нас ведут и зачем.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту