Иосиф Бродский начал свою нобелевскую речь следующими словами: «Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего (…) оказаться внезапно на этой трибуне – большая неловкость и испытание». Перефразируя его, скажу – оказаться в роли эксперта, не просто дающего отзыв на работы коллег, но в роли человека, которому предстоит ранжировать и выбрать среди них лучшие, – для меня большая неловкость и испытание. Наличие критериев оценки несколько облегчало работу, но не делало ее существенно проще. Очень трудно сравнивать методические работы, в которых использованы различные приемы и средства, посвященные столь разным темам и предметам историко-обществоведческого цикла.
Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания гимназии №1542, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», Москва
Знакомясь с конкурсными материалами, я старался для себя найти ответ на вопрос, что побудило автора участвовать в конкурсе. Убедился – это ключевой вопрос успеха или неуспеха работы в итоговом рейтинге.
Что уж тут скрывать, благодаря нашим чиновникам от образования школьный учитель теперь оказался обязанным участвовать в мероприятиях и конкурсах для наполнения портфолио. Некоторые участники конкурса пытались решать именно эту задачу. Были и те, кто пошел по пути наименьшего сопротивления. Так, в конкурсных материалах оказались две совершенно одинаковые разработки уроков с элементами здоровьесберегающих технологий, присланные из разных концов страны. И класс, и предмет, и тема урока, и все его этапы – как под копирку. Решение загадки простое – плагиат из третьего источника. Жаль. Встреча с такими «предприимчивыми» людьми все чаще наводит на мысль: пора расставаться с иллюзией, что учительство в массе своей является носителем нравственных ценностей общества. Ретранслятором – да, носителем, пожалуй, – нет.
Среди работ, присланных на конкурс, были и стандартные разработки, конспекты уроков, напоминавшие, скорее, отписки, которые мы выдаем нашим начальствующим и методистам в момент аттестации или проверок. Такие материалы трудно назвать педагогическим творчеством, и их нет в списке наших победителей.
Истинное удовольствие доставили материалы, авторы которых стремились создать что-то новое, подвести итог длительной и значимой работы, поделиться радостью от удачных методической находки, приема, учебного занятия. Выбор среди них достойнейших составлял самую большую трудность экспертной работы. Именно они по-прежнему свидетельствуют о том, что профессия учителя – профессия творческая.
Хотелось бы поддержать тех, чьи хорошие работы в силу незрелости опыта, недоработанности отдельных элементов не попали в число победителей. Ваш труд не был напрасен. Вы приобрели замечательный опыт, который станет кирпичиком в фундаменте ваших будущих профессиональных и творческих достижений. Поверьте, мне довелось убедиться на собственном опыте, что есть вещи, которые важнее победы. Это победа над собственной косностью и ленью, это победа над стеснением и неумением представить значимые результаты своей работы, наконец, это общение, возникающее в процессе творческой работы. Именно оно позволяет приобрести новых единомышленников. А может быть, даже сто друзей!
А теперь я дам краткие комментарии к лучшим работам по истории и обществознанию.
1. Технологии и методики преподавания.
«Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин». Светлана Будько, средняя школа №11, Зеленодольск, Республика Татарстан. В небольшой аналитической статье дается исчерпывающее описание, как некоторые современные технологии могут быть использованы в системе преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Реферативность и доступность этого материала позволяют систематизировать теоретические положения по критерию их практической значимости.
«Организация и приемы дополнительного чтения на уроках истории». Анна Портнягина, Ниджилинская средняя школа, пос. Чагда, Республика Саха (Якутия). В небольшой по объему работе рассматриваются конкретные приемы решения ключевой для изучения истории и иных гуманитарных дисциплин проблемы – дополнительного чтения и в целом работы с текстом.
2. Сценарии уроков.
«Международное гуманитарное право». Сценарий урока для 11-го класса. Татьяна Голиченко, Петкубаевская средняя школа, Республика Марий Эл. Великолепно подобранные фрагменты нормативно-правовых актов, интересно организованная самостоятельная работа старшеклассников – вот, на мой взгляд, пример современного урока для одиннадцатиклассников.
«От Второй мировой войны к войне холодной». Сценарий урока для 11-го класса. Виктория Пестерева, лицей №2, Братск, Иркутская область.
Это редкий пример урока, полностью построенного на работе старшеклассников с фрагментами исторических источников. Автору удалось подобрать тексты для проблемного обсуждения, включить в ход урока анализ различных точек зрения на сложные вопросы историографии.
«Путешествие по Древней Греции». Сценарий урока для 5-го класса. Светлана Качаева, средняя школа №5, пос. Новозарядновский, Ростовская область. Небольшая по объему, но оригинальная разработка урока по истории Древней Греции заслуживает, на мой взгляд, высокой оценки.
3. Организация внеклассной работы по предмету.
«Толерантность как альтернатива экстремизму». «Круглый стол». Е.А.Шелыгина, Л.М.Козырева, Т.А.Ардашкина, Кольский медицинский колледж, Апатиты, Мурманская область. Эта работа поразила глубиной проработанности и широтой охвата темы проекта. Кроме того, количество вовлеченных в работу участников этого «круглого стола», их вклад в разработку общего итога были весьма значительны. Внимания заслуживает еще и тот факт, что авторам идей удалось заинтересовать такой непростой контингент учащихся, как учащиеся среднеспециальных учебных заведений.
«Ступени памяти». Организация работы поисковой группы. Ирина Полханова, средняя школа №3, Киселевск, Кемеровская область. Представленный материал – описание живого опыта включения учащихся в социально значимую деятельность, выходящую далеко за пределы учебного заведения. Материал великолепен тем, что содержит практически готовый алгоритм работы учителей и учащихся в поисковой и историко-краеведческой деятельности.
«Школа в грозные годы войны». Надежда Крюкова, средняя школа №1, Тобольск, Тюменская область. Это целый архив материалов, собранный учащимися и педагогами первой школы города Тобольска. Материалы школьного музея выходят далеко за рамки темы, обозначенной в заглавии.
«Ты, я, он, она – вместе дружная семья». Фольклорно-игровой калейдоскоп. Анастасия Шишакова, средняя школа №21, Сызрань, Самарская область. Понимание семьи не только как социального института, но и более глубоко – союза, объединяющего народы многонациональной России, – основная мысль этого проекта. Использование фольклора народов Поволжья придает этой разработке своеобразный колорит.
4. Материалы к уроку.
«Исследование мира мудрых мыслей». Майя Коляденкова, гимназия №23, Саранск, Республика Мордовия. Раскрыть грани сложнейших обществоведческих определений через призму высказываний и афоризмов великих деятелей истории политики и культуры – очень красивая и сложная задача. Автор блестяще справился с поставленной задачей!
«Конкурс знатоков Великой Отечественной войны». Ольга Бардакова, лицей им. М.В.Ломоносова, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Пример хорошо продуманного и отобранного материала для закрепления знаний по теме Великой Отечественной войны. В готовом виде подборка может быть использована в любой системе преподавания отечественной истории XX века.
«Политическое лото». Дидактический материал. Светлана Качаева, средняя школа №5, пос. Новозарядновский, Ростовская область. В старших классах, где объем и сложность предметного материала весьма значительны, существует необходимость в простых с точки зрения затрат, но эффективных приемов активизации школьников. Данное «политическое лото» – прекрасный образец подобного материала к уроку.
5. Здоровьесберегающие технологии.
«Проблемное обучение на уроках истории с использованием здоровьесберегающих подходов». Светлана Лямцева, средняя школа №58, Новоуральск, Свердловская область.
Глубоко и детально разработанный урок по истории Древнего мира помимо сценария содержит 9 приложений, с помощью которых можно варьировать проведение этого урока. Работа представляет собой монографически проработанный материал по этой теме.
«Нарушение питания: причины и последствия». Программа просветительского лектория для родителей. Елена Андрюшина, средняя школа №31, Барнаул, Алтайский край. Одна из немногих конкурсных работ, главной целевой аудиторией которой являются родители. Умно, убедительно подобранный материал, созданный вместе с учениками, – пример образцово продуманной и успешно реализованной воспитательной программы.
6. ИКТ в образовательном процессе.
«Русь в XIII веке». Обобщающий урок. Елена Тарасова, Менделеевская средняя школа, Пермский край. Прекрасный пример крепкого обобщающе-повторительного урока с использованием игровых приемов. Автор продемонстрировал историко-художественный кругозор и умение работать с различными видами мультимедийных материалов.
«Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Разработка урока с использованием интерактивной доски. Елена Шакирова, профессиональный лицей №1, Пермь. Бесспорное достоинство этого классического во всех смыслах урока по обществознанию – тот факт, что его автор самостоятельно продумал, смоделировал и подготовил материалы для использования интерактивной доски.
«Электронное пособие и «Своя игра» по истории Красноярского края». Светлана Муллабаева, Елена Кожевникова, Минусинский кадетский корпус, Красноярский край. Несложные по техническому исполнению, но с любовью сделанные электронные учебные материалы – пример того, как любой учитель самостоятельно или в содружестве с преподавателем информатики может создавать вспомогательные пособия, которые повысят мотивацию школьников к изучению его предмета.
Комментарии